Формы организации процесса обучения: лекции, семинары, лабораторные и практические занятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 15:42, реферат

Описание работы

Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Понятие, сущность форм организации процесса обучения. ……… 4
Глава II. Формы организации обучения……………………………………… 6
2.1. Лекция…………………………………………………………… 6
2.2. Семинар………………………………………………………… 18
2. 3. Лабораторные и практические занятия…………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 46.57 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

факультет «Психология образования»

Реферат

 

По предмету:   Технологии профессионального образования.

 

На тему:    Формы организации  процесса обучения: лекции, семинары, лабораторные и практические занятия.

 

 

 

 

                                                                    Студентки:  II курса  № 9 группы

заочного  отделения

Некрасовой  С.Н.  

                                                               Проверил: преп. Казачук Ю.О.

 

 

 

 

                                     Москва, 2012 г.

  

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Понятие, сущность форм организации процесса обучения. ………    4

Глава II. Формы организации обучения………………………………………    6

2.1. Лекция……………………………………………………………    6

2.2. Семинар…………………………………………………………    18

2. 3. Лабораторные и практические занятия…………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     ВВЕДЕНИЕ

 
                      Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения.

  Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.   
Обьект  - процесс обучения,

Предмет – формы его организации. 
Цель – рассмотреть формы организации обучения, такие как: лекция, семинар, лабораторные и практические занятия.

Задача - изучить психолого-педагогические основы форм организации процесса обучения, педагогическую литературу. 

 

 

 

  1. Понятие, сущность форм организации процесса обучения.

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных  форм организации педагогического  процесса. Что же такое «формы организации  обучения», какова их сущность?  
      В современной дидактике сложилось парадоксальная ситуация. Исследователи отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др.), что даже специалисты в области дидактики затрудняются сказать, что такое форма организации учебной работы и чем она отличается от метода обучения. В традиционной дидактике форма как бы оторвалась от содержания, так как определяется по внешним в отношении содержания образования признакам. Так в одном из учебных пособий указано, что формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы: «Латинское слово форма означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления» . По мнению И. М. Чередова, форма организации обучения – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса. 
В. К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение – это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством».   
        Общение происходит между взаимодействующими преподавателем и учащимися. В зависимости от структуры учебного общения В. К. Дьяченко классифицирует общие формы на индивидуальные, парные, групповые, коллективные.  
       Понятие «организация» в «Философской энциклопедии» трактуется как «упорядочение, налаживание, привидение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположение соотношение частей какого либо объекта». Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то образом организовано. Оно происходит и существует прежде всего в определённых формах его организации. Организационные формы обучения составляют материальную основу обучения.   
           Итак, форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение учащимися конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у учащихся системные знания и личностные качества.

Вывод.

Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала учащихся различных возрастных групп. Содержание науки и возрастные особенности учащихся требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение.         Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм. 
        

                                 2.Формы организации обучения.

 

      1. Лекция.

 

        Лекция - это последовательное монологическое изложение теории учебного материала. Лекция - это форма и метод обучения. Она возникла как форма преподавания в вузе и далее распространилась на другие ступени образования. Частично лекции используются в средних учебных заведениях и школах. 
        Лекция - это форма изложения определённого курса. Это также особенность вуза. В школах лекция может быть частью урока. В форме лекции могут быть проведены факультативные занятия.  Лекции подразделяются на школьные, вузовские и просветительские. У лекции могут быть и другие функции. 
        Лекция в вузе - это форма подготовки к самообразованию. По форме и содержанию она должна быть органической частью всего курса, т.е. содержательно связана с комплексом всех проблем и воспитательных задач. Лекции можно классифицировать по видам: вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная. 
         Установочная лекция содержит основные вопросы курса, его цели, задачи. Вводная лекция предназначена для того, чтобы указать место курса в ряду других научных дисциплин, отметить наиболее интересные его особенности, показать его актуальность и перспективу. 
         По частоте общения со слушателями лекции подразделяются на разовые, тематические, цикловые. 
       По проблемности лекции подразделяются на проблемные, информационные, лекции-дискуссии. 
         Лекция имеет свои особенности в каждом конкретном случае. Эти особенности обусловлены аудиторией, местом, временем и дидактическими целями. 
        Лекция - это экономный способ сообщения большого объёма информации. Недостаток лекции в том, что это пассивный со стороны слушателей способ обучения.

       Основные требования к лекции:

    Лекция должна быть целостной и систематической. Систематичностью лекция отличается от беседы. Лекция имеет план. Этот план можно сообщить в начале лекции слушателям. В лекции очень важна способность лектора сосредоточить и удержать внимание аудитории. Это сложная задача, так как, согласно измерениям психологов, внимание человека колеблется с частотой 2-3 минуты. Наиболее важный материал лекции должен повторяться, создавая избыточность информации. Перед прочтением лекции необходимо рассчитать скорость подачи информации (60-80 слов в минуту). Обращаем внимание на возвращение к стержню идеи.       

Структура лекции:

        В лекции может быть движение идеи от частного к общему, от общего к частному, последовательное изложение самостоятельных элементов, не имеющих между собой такой связи, как часть и целое. 
      Лекция должна иметь целеполагание, что отражается во введении лекции. Должно быть подведение итога. 
     Лекция имеет наглядность. Лекция - это форма обучения, которой недостаточно для того, чтобы усвоить учебный материал, поэтому желательно её разнообразить другими формами обучения, такими, как: постановка вопросов: риторических (не требующих ответа) или требующих ответа; включение элементов беседы; предложение слушателям самим сформулировать некоторые предложения или понятия; разбивка аудитории на микрогруппы для обсуждения; использование раздаточного материала (опорных конспектов или конспектов лекций).

Лекции - нетрадиционная форма  проведения.

Проблемная  лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для не проблемного существует правило, которое нужно знать.

С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических  целей:

1. усвоение студентами теоретических  знаний;

2. развитие теоретического мышления;

3. формирование познавательного  интереса к содержанию учебного  предмета и профессиональной  мотивации будущего специалиста.

В течение лекции мышление студентов  происходит  с помощью создания преподавателем проблемной ситуации  до того, как  они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание. В традиционном обучении поступают наоборот - вначале дают знания, способ или алгоритм решения, а затем примеры, на которых можно поупражняться в применении этого способа. Таким образом, студенты самостоятельно пробуют найти решение проблемной ситуации.

Компонентами проблемной ситуации являются объект познания (материал лекции) и субъект познания (студент), процесс  мыслительного взаимодействия субъекта с объектом и будет познавательной деятельностью, усвоение нового, неизвестного еще для студента знания, содержащееся в учебной проблеме.

Учебные проблемы должны быть доступными по своей трудности для студентов, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, исходить из изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности - общего и профессионального.

Итак, лекция становится проблемной в  том случае, когда в ней реализуется принцип проблемности. При этом необходимо выполнение двух взаимосвязанных условий:

1. реализация принципа проблемности при отборе и дидактической обработке содержания учебного курса до лекции;

2. реализация принципа проблемности при развертывании этого содержания непосредственно на лекции.

Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов  и закономерностей изучаемой  науки, активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную  аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.

Лекция - визуализация

Данный вид лекции является результатом  нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного  обучения.

Лекция - визуализация учит студентов  преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что  формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и  выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.

Этот процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в  наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут  и служить опорой для мыслительных и практических действий.

Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать таки формы наглядности, которые на только дополняли - бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.

Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в  визуальную форму для представления  студентам через технические  средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие  умения, развиваться высокий уровень  активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.

Информация о работе Формы организации процесса обучения: лекции, семинары, лабораторные и практические занятия