Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 15:42, реферат
Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обретает внешний вид, становится приспособленным к использованию (дополнительные занятия, инструктаж, викторина, зачет, лекция, диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание, вечер, консультация, экзамен, линейка, смотр, рейд и др.). Любая форма состоит из одних и тех же компонентов: целей, принципов, содержания, методов и средств обучения.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Понятие, сущность форм организации процесса обучения. ……… 4
Глава II. Формы организации обучения……………………………………… 6
2.1. Лекция…………………………………………………………… 6
2.2. Семинар………………………………………………………… 18
2. 3. Лабораторные и практические занятия…………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
факультет «Психология образования»
По предмету: Технологии профессионального образования.
На тему: Формы организации процесса обучения: лекции, семинары, лабораторные и практические занятия.
заочного отделения
Некрасовой С.Н.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Понятие, сущность форм организации процесса обучения. ……… 4
Глава II. Формы организации обучения……………………………………… 6
2.1.
Лекция……………………………………………………………
2.2.
Семинар…………………………………………………………
2. 3. Лабораторные и практические занятия…………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Форма
педагогическая - устойчивая завершенная
организация педагогического процесса
в единстве всех его компонентов. Форма
рассматривается как способ выражения
содержания, а следовательно, как его носитель.
Благодаря форме содержание обретает
внешний вид, становится приспособленным
к использованию (дополнительные занятия,
инструктаж, викторина, зачет, лекция,
диспут, урок, экскурсия, беседа, собрание,
вечер, консультация, экзамен, линейка,
смотр, рейд и др.). Любая форма состоит
из одних и тех же компонентов: целей, принципов,
содержания, методов и средств обучения.
Многие
педагоги исследовали формы обучения
(И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин
и т. д.), таким образом, сложились различные
точки зрения на понятие, эффективность
применения различных форм процесса обучения.
До сих пор нет единого мнения по данному
вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения
и анализируются традиционные, с целью
создания высокого уровня образования
учащихся.
Обьект
- процесс обучения,
Предмет – формы его организации.
Цель
– рассмотреть формы организации обучения,
такие как: лекция, семинар, лабораторные
и практические занятия.
Задача - изучить психолого-педагогические основы
форм организации процесса обучения, педагогическую
литературу.
Осуществление обучения требует знания
и умелого использования
В современной дидактике
сложилось парадоксальная ситуация. Исследователи
отмечают (В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и
др.), что даже специалисты в области дидактики
затрудняются сказать, что такое форма
организации учебной работы и чем она
отличается от метода обучения. В традиционной
дидактике форма как бы оторвалась от
содержания, так как определяется по внешним
в отношении содержания образования признакам.
Так в одном из учебных пособий указано,
что формы отличаются друг от друга количеством
учащихся и способами организации работы:
«Латинское слово форма означает наружный
вид, внешнее очертание. Следовательно,
форма обучения как дидактическая категория
обозначает внешнюю сторону организации
учебного процесса, которая связана с
количеством обучаемых учащихся, временем
и местом обучения, а также порядком его
осуществления» . По мнению И. М. Чередова,
форма организации обучения – это особая
конструкция звена или совокупности звеньев
учебного процесса.
В. К. Дьяченко считает, что понятие «форма
организации обучения», как и другие понятия
дидактики может быть научно обосновано
лишь при том условии, если дано научное
определение основного понятия «обучение».
«Обучение – это общение, в процессе которого
воспроизводятся и усваиваются знания
и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности),
накопленные человечеством».
Общение происходит
между взаимодействующими преподавателем
и учащимися. В зависимости от структуры
учебного общения В. К. Дьяченко классифицирует
общие формы на индивидуальные, парные,
групповые, коллективные.
Понятие «организация»
в «Философской энциклопедии» трактуется
как «упорядочение, налаживание, привидение
в систему некоторого материального или
духовного объекта, расположение соотношение
частей какого либо объекта». Обучение
может происходить только тогда, когда
оно каким-то образом организовано. Оно
происходит и существует прежде всего
в определённых формах его организации.
Организационные формы обучения составляют
материальную основу обучения.
Итак,
форма обучения представляет собой целенаправленную,
содержательно насыщенную и методически
оснащённую систему познавательного и
воспитательного общения, взаимодействия,
отношений учителя и учащихся. Форма обучения
реализуется как органическое единство
целенаправленной организации содержания,
обучающих средств и методов. Единичная
и изолированная форма обучения (урок,
лекция, лабораторная работа, семинарское
занятие, экскурсия и другие) имеет частное
обучающе-воспитательное значение. Она
обеспечивает усвоение учащимися конкретных
фактов, обобщений, выводов, отработку
отдельных умений и навыков. Система же
разнообразных форм обучения, позволяющая
раскрыть целостные разделы, темы, теории,
концепции, применить взаимосвязанные
умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное
значение, формирует у учащихся системные
знания и личностные качества.
Вывод.
Необходимость системной зависимости
и разнообразия форм обучения обусловлена
своеобразием содержания образования,
а также особенностями восприятия и усвоения
учебного материала учащихся различных
возрастных групп. Содержание науки и
возрастные особенности учащихся требуют
соответствующей, адекватной формы обучения,
определяют ее характер: место в процессе
обучения, временную продолжительность,
меняющуюся, подвижную структуру, способы
организации, методическое оснащение.
Различные сочетания этих компонентов
дают возможность создавать разнообразие
и многообразие обучающих форм.
Лекция
- это последовательное монологическое
изложение теории учебного материала.
Лекция - это форма и метод обучения. Она
возникла как форма преподавания в вузе
и далее распространилась на другие ступени
образования. Частично лекции используются
в средних учебных заведениях и школах.
Лекция - это форма изложения
определённого курса. Это также особенность
вуза. В школах лекция может быть частью
урока. В форме лекции могут быть проведены
факультативные занятия. Лекции подразделяются
на школьные, вузовские и просветительские.
У лекции могут быть и другие функции.
Лекция в вузе - это форма
подготовки к самообразованию. По форме
и содержанию она должна быть органической
частью всего курса, т.е. содержательно
связана с комплексом всех проблем и воспитательных
задач. Лекции можно классифицировать
по видам: вводная, установочная, текущая,
обзорная, заключительная.
Установочная лекция
содержит основные вопросы курса, его
цели, задачи. Вводная лекция предназначена
для того, чтобы указать место курса в
ряду других научных дисциплин, отметить
наиболее интересные его особенности,
показать его актуальность и перспективу.
По частоте общения со
слушателями лекции подразделяются на
разовые, тематические, цикловые.
По проблемности лекции подразделяются
на проблемные, информационные, лекции-дискуссии.
Лекция имеет свои особенности
в каждом конкретном случае. Эти особенности
обусловлены аудиторией, местом, временем
и дидактическими целями.
Лекция - это экономный способ
сообщения большого объёма информации.
Недостаток лекции в том, что это пассивный
со стороны слушателей способ обучения.
Основные требования к лекции:
Лекция должна быть целостной и систематической. Систематичностью лекция отличается от беседы. Лекция имеет план. Этот план можно сообщить в начале лекции слушателям. В лекции очень важна способность лектора сосредоточить и удержать внимание аудитории. Это сложная задача, так как, согласно измерениям психологов, внимание человека колеблется с частотой 2-3 минуты. Наиболее важный материал лекции должен повторяться, создавая избыточность информации. Перед прочтением лекции необходимо рассчитать скорость подачи информации (60-80 слов в минуту). Обращаем внимание на возвращение к стержню идеи.
Структура лекции:
В лекции может
быть движение идеи от частного к общему,
от общего к частному, последовательное
изложение самостоятельных элементов,
не имеющих между собой такой связи, как
часть и целое.
Лекция должна иметь целеполагание,
что отражается во введении лекции. Должно
быть подведение итога.
Лекция имеет наглядность. Лекция
- это форма обучения, которой недостаточно
для того, чтобы усвоить учебный материал,
поэтому желательно её разнообразить
другими формами обучения, такими, как:
постановка вопросов: риторических (не
требующих ответа) или требующих ответа;
включение элементов беседы; предложение
слушателям самим сформулировать некоторые
предложения или понятия; разбивка аудитории
на микрогруппы для обсуждения; использование
раздаточного материала (опорных конспектов
или конспектов лекций).
Лекции - нетрадиционная форма проведения.
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для не проблемного существует правило, которое нужно знать.
С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:
1. усвоение студентами
2. развитие теоретического
3. формирование познавательного
интереса к содержанию
В течение лекции мышление студентов происходит с помощью создания преподавателем проблемной ситуации до того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание. В традиционном обучении поступают наоборот - вначале дают знания, способ или алгоритм решения, а затем примеры, на которых можно поупражняться в применении этого способа. Таким образом, студенты самостоятельно пробуют найти решение проблемной ситуации.
Компонентами проблемной ситуации являются объект познания (материал лекции) и субъект познания (студент), процесс мыслительного взаимодействия субъекта с объектом и будет познавательной деятельностью, усвоение нового, неизвестного еще для студента знания, содержащееся в учебной проблеме.
Учебные проблемы должны быть доступными по своей трудности для студентов, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, исходить из изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности - общего и профессионального.
Итак, лекция становится проблемной в
том случае, когда в ней реализуется принци
1. реализация принципа
2. реализация принципа проблемности при развертывании этого содержания непосредственно на лекции.
Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.
Лекция - визуализация
Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.
Лекция - визуализация учит студентов
преобразовывать устную и письменную
информацию в визуальную форму, что
формирует у них
Этот процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ, может быть, развернут и служить опорой для мыслительных и практических действий.
Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать таки формы наглядности, которые на только дополняли - бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.
Подготовка данной лекции преподавателем
состоит в том, чтобы изменить,
переконструировать учебную информацию
по теме лекционного занятия в
визуальную форму для представления
студентам через технические
средства обучения или вручную (схемы,
рисунки, чертежи и т.п.). К этой
работе могут привлекаться и студенты,
у которых в связи с этим
будут формироваться