Формы и виды памяти (генетическая, иммунологическая)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:25, реферат

Описание работы

В середине XVI века Везалий (фламандский ученый) доказал, что мышление и память человека связаны не с работой сердца, а с деятельностью мозга. Признав мозг органом психики, наука продолжала попытки устатовить точную локализацию памяти в мозговых структурах, исследуя их строение и функции. Было выяснено, что память в своей совокупности деятельность всего мозга в целом.

Содержание

Введение..................................................................................3

Память.....................................................................................4

Виды и формы памяти............................................................

Генетическая и иммунологическая память.........................

Заключение..........................................................................

Литература.............................................................................

Работа содержит 1 файл

Реферат о памяти.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Санкт – Петербургский университет

Факультет психологии 
 
 
 
 

Реферат

на тему: « Формы и виды памяти (генетическая, иммунологическая)»  

                              
 

                              Выполнена:

                                                          Шмигельской М.М.

                            Проверена: 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПб

2008 год 

Оглавление 

Введение..................................................................................3

Память.....................................................................................4

Виды и формы памяти............................................................

Генетическая  и иммунологическая память.........................

Заключение..........................................................................

Литература............................................................................. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Введение 

 Биологическая память – это фундаментальное  свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить информацию. Это продукт деятельности в целом.

 Но не всегда люди знали, где находится память. Более двух тысяч лет назад  великий философ древности Аристотель высказывал предположение, что чувства, мысли и память человека «заключены»  в его сердце, а мозг служит только для охлаждения крови. Но ещё до Аристотеля, в V веке до н.э. Гиппократ и Кротон указывали на мозг, как на орган «разума», предоставляя сердцу роль органа «чувств». Древнеримский врач Гален (II век) рассматривал мозговые желудочки (полости в мозге) как хранилища впечатлений, получаемых человеком от внешнего мира. В середине XVI века Везалий (фламандский ученый) доказал, что мышление и память человека связаны не с работой сердца, а с деятельностью мозга. Признав мозг органом психики, наука продолжала попытки устатовить точную локализацию памяти в мозговых структурах, исследуя их строение и функции. Было выяснено, что память в своей совокупности деятельность всего мозга в целом. Однако данные науки о том, что именно представляет собой память, как она функционирует, каковы её закономерности и прочее, ещё очень не полны. Память – широкое поле для толкований  и исследований. Тысячи исследователей во всём мире стараются разгадать феномен памяти, разные учёные с различных позиций исследуют возможности памяти и функции могза.

 Основное  внимание работе уделено обобщению  материалов, касающихся форм и видов памяти,а также о генетической памяти и иммунологической памяти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Память

 Память существует у всех живых существ, хотя и в  разной степени развития. Человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания. Человек также обладает произвольной, логической и опосредственной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Человек неорганичен только органическими возможностями в использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастические возможности. Что же такое сама память?

 Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.

 Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает  очень разные элементы нашего опыта:  интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о  чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память – очень сложный механизм, который состоит из целого ряда специальных факторов памяти, которые мы и рассмотрим. 

 Наиболее  важные черты, неотъемлемые характеристики памяти,  это:  
длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем. От этих характеристик зависит то, насколько продуктивная память человека.

 Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти  - 7 элементов (единиц) информации.

 Быстрота  запоминания  - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти.

 Точность  - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.

 Длительность способность в течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

 Готовность  к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт. 
 

Виды  и формы памяти 

Существуют разные классификации видов  памяти:

  1. Классификация по участию воли в процессе запоминания;
  2. Класификация по психической активности, которая преобладает в деятельности.
  3. По продолжительности сохранения информации;
 

1. По характеру участия  воли память делят  на непроизвольную и произвольную.

  • Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматический, без всяких усилий.  В этом случае запоминание происходит без всяких усилий, “автомати-ческий”.
  • Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

 В данном виде памяти большую роль играет цель. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение.

 2. По характеру психической  деятельности, с помощью  которой человек  запоминает  информацию, память делять  на двигательную, эмоциональную (аффективная), образную  и словестно-логическую.

  • Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
  • Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Как уже было упомянуто, приятные события более прочно откладываются в памяти чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: около 6 мес.
  • Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.  
    В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал.  Людям с развитой словестно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой,  обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д.  Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и гораздо более эффективна чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает "работать" позже других. П.П.Бонский называл ее "память-рассказ". Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.
  • Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактым содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы. У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительнаяш память.

 В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании  впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной. слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

  • Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны “видеть” информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов. Упомянутоя раньше эйдетическое зрение, или феноменальная память , также характеризуется сильной образностью.
  • Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам
  • Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это пример памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), которая не играет существенной роли в жизни человека, возможности такой памяти очень ограничены и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Они развиваются особенно остро только у людей определенных профессий.
 

        3. По продолжительности сохранения информации;

1) Мгновенная или иконическая память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без како-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 с. Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память- образ. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

2) Кратковременная память - хранение информации в течении короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа.

 Кратковременная память "включается" когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями)  Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания  на нее. Например: человек сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос какой цифрой, римской или арабской, изображена на часах цифра 6. Он никогда целенаправленно не обращал внимание на этот факт, и таким образом информация не отложилась в кратковременной памяти.

 Объем кратковременной  памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с  этим необходимо сказать о такой ее  особенности как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает  хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает.  Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились.  Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен чем позволяет его объем памяти.

 Сделав сознательное усилие можно удержать ее в памяти дольше, и обеспечить ее перевод  в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.  
На самом деле, данная память играет важнейшую роль. Именно благодаря ей человек перерабатывает громадный объем информации, сразу отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление “черпает” информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

3) Оперативная память - память рассчинная на сохранение информации в течении определенного, зараннее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней..  После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена - снова наблюдается полная "амнезия" по данному вопросу. Этот вид память является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.

4) Долговременная память - память, способная хранить информацию в течении неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен  материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с  запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные. Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память. 

Генетическая  и иммунологическая память 

Информация о работе Формы и виды памяти (генетическая, иммунологическая)