Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:25, реферат
В середине XVI века Везалий (фламандский ученый) доказал, что мышление и память человека связаны не с работой сердца, а с деятельностью мозга. Признав мозг органом психики, наука продолжала попытки устатовить точную локализацию памяти в мозговых структурах, исследуя их строение и функции. Было выяснено, что память в своей совокупности деятельность всего мозга в целом.
Введение..................................................................................3
Память.....................................................................................4
Виды и формы памяти............................................................
Генетическая и иммунологическая память.........................
Заключение..........................................................................
Литература.............................................................................
Санкт – Петербургский университет
Факультет
психологии
Реферат
на тему: « Формы
и виды памяти (генетическая, иммунологическая)»
Выполнена:
Проверена:
СПб
2008 год
Оглавление
Введение......................
Память........................
Виды и формы
памяти........................
Генетическая
и иммунологическая память........................
Заключение....................
Литература....................
Введение
Биологическая память – это фундаментальное свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить информацию. Это продукт деятельности в целом.
Но не всегда
люди знали, где находится память.
Более двух тысяч лет назад
великий философ древности
Основное
внимание работе уделено обобщению
материалов, касающихся форм и видов памяти,а
также о генетической памяти и иммунологической
памяти.
Память
Память существует у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания. Человек также обладает произвольной, логической и опосредственной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Человек неорганичен только органическими возможностями в использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастические возможности. Что же такое сама память?
Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память – очень сложный механизм, который состоит из целого ряда специальных факторов памяти, которые мы и рассмотрим.
Наиболее
важные черты, неотъемлемые характеристики
памяти, это:
длительность, быстрота (запоминания
и воспроизведения), точность, готовность,
объем. От этих характеристик зависит
то, насколько продуктивная память человека.
Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации.
Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти.
Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.
Длительность – способность в течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.
Готовность
к воспроизведению - способность
быстро воспроизводить в сознании человека
информацию. Именно благодаря этой способности
мы можем эффективно использовать приобретенный
раньше опыт.
Виды
и формы памяти
Существуют разные классификации видов памяти:
1. По характеру участия воли память делят на непроизвольную и произвольную.
В данном виде памяти большую роль играет цель. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение.
2. По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делять на двигательную, эмоциональную (аффективная), образную и словестно-логическую.
В свою очередь,
образную память делят по виду анализаторов,
которые участвуют при
3. По продолжительности сохранения информации;
1) Мгновенная или иконическая память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без како-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 с. Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память- образ. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.
2) Кратковременная память - хранение информации в течении короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа.
Кратковременная память "включается" когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями) Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос какой цифрой, римской или арабской, изображена на часах цифра 6. Он никогда целенаправленно не обращал внимание на этот факт, и таким образом информация не отложилась в кратковременной памяти.
Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен чем позволяет его объем памяти.
Сделав сознательное
усилие можно удержать ее в памяти
дольше, и обеспечить ее перевод
в оперативную память. Это лежит в основе
запоминания путем повторения.
На самом деле, данная память играет важнейшую
роль. Именно благодаря ей человек перерабатывает
громадный объем информации, сразу отсеивается
не нужная и остается то, что потенциально
полезно. Кратковременная память организовывает
мышление человека, так как мышление “черпает”
информацию и факты именно из кратковременной
и оперативной памяти.
3) Оперативная память - память рассчинная на сохранение информации в течении определенного, зараннее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена - снова наблюдается полная "амнезия" по данному вопросу. Этот вид память является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.
4) Долговременная
память - память, способная хранить информацию
в течении неограниченного срока. Эта
память начинает функционировать не сразу
после того, как был заучен материал,
а спустя некоторое время. Человек должен
переключиться с одного процесса на другой:
с запоминания на воспроизведение.
Эти два процесса несовместимы и их механизмы
полностью разные. Интересно, что чем чаще
воспроизводится информация, тем прочнее
она закрепляется в памяти. Иными словами,
человек может в любой нужный момент припомнить
информацию с помощью усилия воли. Интересно
заметить, что умственные способности
не всегда являются показателем качества
памяти. Например, у слабоумных людей,
иногда встречается феноменальная долговременная
память.
Генетическая
и иммунологическая
память
Информация о работе Формы и виды памяти (генетическая, иммунологическая)