Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:49, контрольная работа
Целью данной работы является определение понятия, форм и средств коммуникации животных. Как известно, единства в толковании двух терминов "общение" и "коммуникация" нет (если рассматривать взаимоотношения животных). Одни считают, что эти понятия синонимичны, другие утверждают, что общение – это уникальная особенность человечества, так как сопровождается обменом информации с помощью языка.
Введение __________________________________________________________3
Определение понятия «Коммуникации животных» _______________________4
Формы и средства коммуникации животных ____________________________7
Методы изучения коммуникации животных ____________________________13
Заключение ____________________
Вибрационная коммуникация была выявлена у ручейников. Вибрационные сигналы, обнаруженные у взрослых насекомых, представляют собой удары брюшком, поскребывания субстрата при помощи особых стернальных выступов, удары крыльями по субстрату, а также тремуляция. Запись и исследование сигналов у представителей 13 семейств показала, что вибрационная коммуникация и сопутствующие ей стернальные выросты брюшка присущи примитивным ручейникам и входят в основной план строения рассматриваемого отряда. В ходе эволюции у ручейников происходит утрата вибрационных сигналов или переход от вибраций, производимых при помощи брюшка, к ударам крыльями по субстрату и к тремуляции.
Среди позвоночных выделяются рыбы – у них есть специальный орган, который определяет динамические и волновые характеристики воды – орган боковой линии или акустико-латеральная система. С его помощью осуществляются как межвидовые, так и внутривидовые коммуникации. Согласованное движение стайных рыб достигается благодаря чувствительности боковой линии, которая информирует особь о перемещении
соседа даже в мутной воде со взвесями. Решающую роль в стайной коммуникации играют быстрые пульсирующие вибрации и их отражения от поверхности тела рыб. Передаваясь от особи к особи, этот сигнал интегрирует
движение всей стаи.12
Электрическая коммуникация среди животных существует только у некоторых семейств рыб. Электрические угри и скаты обладают электрорецепторами, реагирующими на слабые электрические поля. Производимые ими с помощью электрических органов слабые разряды могут служить не только для коммуникации, но и для обнаружения окружающих предметов. Нильский сомик, который обитает в пресной, но очень мутной воде, где зрение почти не помогает ему для поиска пищи, имеет электрический орган, почти полностью покрывающий тело (от хвоста до жабр), также использует его для ориентации в рельефе дна рек и для обнаружения других рыб.13
Д. Мак – Фарленд выделяет три различных способа использования электричества рыбами:
1. Так
называемые «
2. Электрочувствительные рыбы (акулы), не производят электричество. Однако кошачьи акулы способны обнаружить даже зарывшуюся в песок добычу по локальному нахождению электрического поля Земли. Для этого служат особые органы чувств – так называемые ампулы Лоренцини, широко распространенные по всей поверхности тела, особенно вблизи головы.
3. Так называемые «слабоэлектрические» рыбы генерируют свои электрические поля и чувствительны к электрическим изменениям среды. Обычно это ночные рыбы, обитающие в мутной воде, где зрение неприменимо. У них два типа электрочувствительных рецепторов: ампульные, которые отвечают на медленно изменяющиеся электрические поля и клубневые, реагирующие только на быстрые их изменения. У некоторых видов один тип рецепторов, у других – оба типа. Эти рыбы генерируют слабые электрические поля посредством электрических органов, которые представляют собой видоизмененные мышцы или аксоны. Некоторые рыбы способны менять частоту импульса, что используется для коммуникации с другими рыбами. Когда одна рыба испытывает воздействия другой, она может изменить частоту своих импульсов, чтобы снизить это вмешательство.14
Методы изучения коммуникации животных
Любая научная проблема требует, как правило, применения методов наблюдения и эксперимента. И то и другое лучше проводить в контролируемых условиях лаборатории, однако, для изучения коммуникации лабораторные условия не вполне пригодны, так как ограничивают свободу действий и реакций животного.
В полевых исследованиях для наблюдения за некоторыми млекопитающими и птицами используются укрытия из кустов и веток. Для фотографирования животных необходимы хорошие камеры и особенно телеобъективы. Для изучения звуковых сигналов используют чувствительный микрофон и звукозаписывающую аппаратуру, а также дисковидный параболический отражатель из металла или пластика, который фокусирует звуковые волны на микрофоне, помещенном в его центр. После записи могут быть обнаружены звуки, которые человеческое ухо не слышит. Некоторые звуки, издаваемые животными, лежат в ультразвуковом диапазоне; их можно услышать, прокручивая ленту с меньшей скоростью, чем при записи. Это особенно полезно при изучении звуков, издаваемых птицами. С помощью звукового спектрографа получают графическую запись звука, «голосовой отпечаток», «препарируя» звуковую спектрограмму, можно выявить различные компоненты птичьего крика или звуков других животных, сравнить брачные призывы, призывы к пище, звуки-угрозы или предупреждения и иные сигналы.
В лабораторных условиях изучают в основном поведение рыб и насекомых, хотя получено и немало сведений о млекопитающих и других животных. Дельфины довольно быстро привыкают к открытым лабораториям – бассейнам, дельфинариям и т.п. лабораторные компьютеры «запоминают» звуки насекомых, рыб, дельфинов и других животных и позволяют выявить стереотипы коммуникативного поведения. 15
Заключение
В данной работе было доказано, что понятия «коммуникация» и «общение» можно назвать синонимичными (в разрезе изучения поведения животных). Понятие «биокоммуникация» можно раскрыть следующим образом: это связь, общение между животными путем передачи информации при помощи различных сигналов. В работе были описаны виды сигналов, а также их функции. Также были подробно рассмотрены сигнализации (способы коммуникации) животных: химическая сигнализация, оптическая, механическая, тактильная, вибрационная и электрическая коммуникации.
Изучение коммуникации животных, безусловно, несёт практический характер. В последней четверти 20-го века произошла настоящая революция в научном направлении, связанном с изучением языкового поведения и интеллектуальных возможностей животных. Оказалось, что многие виды животных с высоким уровнем социальной организации обладают развитой коммуникативной системой, совпадающей по многим характеристикам с языками человека. И если бы человек научился общению с животными, это принесло бы немало пользы: расширение кругозора, более подробное изучение окружающего мира, получение навыков и знаний, требуемых для защиты от опасных животных, новые познания в области дрессировки и другое.
Описанные в работе основные методы изучения коммуникаций животных позволяют и будут позволять делать новые открытия в области биологии, зоологии, семиотики и других науках.
Таким образом, в работе были рассмотрены основные аспекты, касающиеся темы «Формы и средства коммуникации животных». Также было доказано мнение о синонимичности понятий, что являлось одной из задач при написании работы.