Формирование психологии как самостоятельной науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

Психология (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология в течение нескольких столетий свои изучаемые явления обозначала общим термином «душа» и занималась этим в рамках философии. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической).

Содержание

Введение
Глава 1 Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (4 – 5 вв. до н. э. – 60-е гг. 19 в.)……………………….
1.1. Учение о душе (5 в. до н. э. – начало 17 в. н. э.)………………………..
1.2. Философская теория познания, учения об опыте и о сознании (середина 17 в. – середина 19в )………………………………………………………………
Глава 2 Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. 19 в. – настоящее время)………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Использованная литература……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 36.69 Кб (Скачать)

В конце 18 – начале 19 вв. психологическое  знание начинает выходить за пределы  философии – в языкознание, в  этнографию, в биологию и медицину. Спенсер сформулировал принцип  адаптации организмов к среде, Дарвин наметил нетелеологическое объяснение целенаправленности поведения, изучил инстинктивное поведение и эмоции, показал эволюционное происхождение некоторых форм поведения человека, Гальтон поставил вопрос о наследственности психологических характеристик, английский невролог Джексон успешно изучал закономерности локализации и распределения обеспечения психических функций различными структурами мозга. Плодотворный контакт с физиологией и анатомией был развит при разработке идей Декарта о рефлексе. Исходное умозрительное представление  приобрело конкретное анатомо-физиологическое выражение в работах Прохазки, Белла и Мажанди как рефлекторная дуга, по которой нервной возбуждение распространялось от рецептора к эффектору так, что сенсорный стимул вызывал двигательную реакцию. Сеченов на основе представления о рефлексе сформулировал одну из основных программ превращения психологии в научную дисциплину.  

В этот период важнейшей  проблемой становилась выработка  отношения психологии к таким  общенаучным ценностям, сформировавшимся к тому времен в естественнонаучных дисциплинах, как приемы  экспериментального исследования, требования к его обобщенности, объективности, количественному характеру знания.

Таким образом, в период, когда психологические знания формировались в недрах других наук, произошел отказ от                                                                                                       донаучного представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции. Сознание и опыт человека стали изучаться на основе самонаблюдения. Сформировалась необходимость перехода от философских исследований теоретико-познавательного типа к конкретно-научным методам. Период этот можно назвать допарадигмальным. Для него характерны следующие явлениия:

1. накопилось множество  наблюдений, которые были легко доступны для исследователя (через самонаблюдение);

2. была затруднена оценка  логических противоречий и степени  важности наблюдений. Как следствие,  любые полученные результаты  считались одинаково ценными  и уместными;

3. научные парадигмы задавались  школами, в которых авторитет  руководителя (основателя) перебивал  необходимость строгого соответствия  результатов основным требованиям  к научному знанию;

4. в допарадигмальный период доминирующие взгляды менялись очень редко. Даже учитывая тот факт, что они уже были не достаточно жизнеспособны.В период развития психологического знания в недрах других наук не произошло становления необходимых составляющих структуры научного знания – собственного предмета и метода, таких институтов, как специализированные лаборатории, научные периодические издания, обеспечивающие коммуникацию научного сообщества, не существовало и самого сообщества профессиональных психологов.         

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

Глава 2 Психология как самостоятельная научная  дисциплина (60-е гг. 19 в. – настоящее  время)         

В 60-х гг. 19 в.начинается новый период развития психологической науки. Для него характерны следующие черты:

1. появляются новые научные  парадигмы, институты и психологические  профессиональные сообщества;

2. внутри парадигм формируются  представления о предмете и  методе исследования;

3. согласовываются предмет  и метод психологии с общенаучными  нормами и ценностями;

4. развиваются контакты  с другими науками, в результате  чего  возникают новые парадигмы и отрасли психологии;

5. появляется большое  разнообразие и конкуренция парадигм.  

Оформление психологии как  самостоятельной научной дисциплины связано с появлением первых научных  программ, созданных Вундтом и  Сеченовым. Программа Вундта ориентировалась  на общенаучный экспериментальный  метод. Но единственным прямым методом  психологии Вундт называл самонаблюдение, так как предмет психологии –  это непосредственный опыт самого человека. Роль эксперимента ограничивается лишь приданием результатам исследований точности и надежности. Важнейшая  роль Вундта в становлении психологии как самостоятельной научной  дисциплины состояла в том, что именно он организовал первые специализированные институты психологической науки. В 1879 г. Вундт основал научную  лабораторию в Лейпциге, а в 1881 г. – научный журнал «Философские исследования». Вундт также учредил  фиксированное членство в научном  психологическом сообществе, благодаря  проведению в Париже в 1889 г. Первого  международного психологического конгресса. Интроспекция, предложенная Вундтом  в качестве метода психологии, получила дальнейшее развитие в парадигме  структурной психологии, которую  основал Титченер (1867 – 1927), продолжатель идей Вундта в США. К концу 19 в. проявилось осознание, что интроспекция не раскрывает основных сторон психики. И изначально потому, что круг изучаемых в психологии явлений не исчерпывается феноменами сознания. А также  интроспекция может быть применима лишь к небольшому числу объектов, соответствующих предмету психологии. Существенные изменения в представления о предмете и методе психологии были внесены З. Фрейдом (1856 – 1939), который основал парадигму психоанализа. До того, как психоанализ превратился в версию популярной психологии, он был направлен на изучение личности и строился в соответствии с такими принципами, как принцип детерминизма, принцип развития, принцип активности, источник которой, согласно учению Фрейда, лежит внутри субъекта. Психоанализ отказался от интроспекции как метода исследования. Серьезнейший переворот в представлениях о предмете и методе психологии совершил Уотсон (1878 – 1958). Датой рождения бихевиоризма считают публикацию в 1913 г. статьи «Психология с точки зрения бихевиориста». Согласно этому направлению, психология является объективной экспериментальной отраслью естественных наук. Предметом психологии называется поведение, которое понимается как совокупность наблюдаемых мышечных, железистых реакций на внешние стимулы. Метод исследований  - поведенческий эксперимент. В период с 1910 по 1930-е гг. в психологии сформировалось множество  конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновения такого множества столь различных парадигм. Вот неполный список собственно психологических парадигм, сформировавшихся во время открытого кризиса: бихевиоризм; когнитивный бихевиоризм Толмена; психоанализ; учения Фрейда, Юнга, Адлера; гештальтпсихология; динамическая психология Левина; описательная психология Дильтея и Шпрангера; генетическая психология Пиаже; культурно-историческая теория Выготского; различные версии теории деятельности: Басова, Рубинштейна; реактология в версиях Корнилова и Бехтерева; психология установки Узнадзе. Состояние психологии в 1910 – 1930-е гг. представляло собой стадию  открытого кризиса. Этот период продолжается вплоть до настоящего времени, для него характерно разнообразие и конкуренция парадигм. Благодаря множеству конкурирующих парадигм мы имеем наиболее полное представление о предмете и методе в психологии. Чтобы продуктивно выйти из кризиса, необходима выработка психологическим сообществом общего мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и методе психологии.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Заключение         

Структура современной психологии представляет собой все этапы  ее становления. Строгие требования практики исследования, а также внутри- и межпарадигмальная критика ведут к трансформации заимствованных принципов и понятий. Конкуренция и взаимосвязи парадигм в психологии ведут к ее интенсивному развитию. Мы можем выделить некоторые основные направления развития психологической науки:

1. развитие уже существующих  парадигм. Например, на основе теории  деятельности Леонтьева появилась  психосемантика. Предметом ее исследования является генезис, строение и функционирование системы значений в индивидуальном сознании. Она использует современные методики и не нуждается в методе интроспекции;

2. появление новых парадигм. Например,  в 1950 – 1960-е гг. появилась гуманистическая психология. Предметом ее изучения является целостная личность человека;

3. формирование различных  версий объяснительных принципов,  представлений о предмете и  методе психологии. В 1960 – 1980-е  гг. на основе принципа целостности  был сформулирован принцип системности.  В различных парадигмах прорабатываются  различные аспекты этого принципа;

4. появление новых объяснительных  принципов. К примеру, принцип  субъективности наиболее полно  очерчивает предмет и метод  психологии, и сейчас он проходит  стадию интенсивного развития;

5. экспансия наиболее  развитых парадигм на другие  отрасли психологии. Например, значительно  расширилась сфера исследований  в когнитивной психологии. Это  направление стало развиваться  в 1950-е гг.  в противовес доминированию бихевиоризма;

6. развитие связей психологии  с другими науками. Этот процесс  приводит к зарождению новых  отраслей психологии. Так, в контакте  психологии с языкознанием сформировалась  психолингвистика, с неврологией,  нейрофизиологией и психофизиологией  – нейропсихология, с популяционной  генетикой – генетическая психофизиология  [4, с. 43-44].        

 

 

         

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Использованная  литература

1. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002. – 960 с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»).

2. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 672 с.: илл. – (Серия «Учебник нового века»).

3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.: илл. – (Серия «Учебник нового века»).

4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 6-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с. 

 


Информация о работе Формирование психологии как самостоятельной науки