Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:36, контрольная работа
Психология (от греч. psyche – душа и logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология в течение нескольких столетий свои изучаемые явления обозначала общим термином «душа» и занималась этим в рамках философии. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической).
Введение
Глава 1 Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (4 – 5 вв. до н. э. – 60-е гг. 19 в.)……………………….
1.1. Учение о душе (5 в. до н. э. – начало 17 в. н. э.)………………………..
1.2. Философская теория познания, учения об опыте и о сознании (середина 17 в. – середина 19в )………………………………………………………………
Глава 2 Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. 19 в. – настоящее время)………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Использованная литература……………………………………………………
В конце 18 – начале 19 вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии – в языкознание, в этнографию, в биологию и медицину. Спенсер сформулировал принцип адаптации организмов к среде, Дарвин наметил нетелеологическое объяснение целенаправленности поведения, изучил инстинктивное поведение и эмоции, показал эволюционное происхождение некоторых форм поведения человека, Гальтон поставил вопрос о наследственности психологических характеристик, английский невролог Джексон успешно изучал закономерности локализации и распределения обеспечения психических функций различными структурами мозга. Плодотворный контакт с физиологией и анатомией был развит при разработке идей Декарта о рефлексе. Исходное умозрительное представление приобрело конкретное анатомо-физиологическое выражение в работах Прохазки, Белла и Мажанди как рефлекторная дуга, по которой нервной возбуждение распространялось от рецептора к эффектору так, что сенсорный стимул вызывал двигательную реакцию. Сеченов на основе представления о рефлексе сформулировал одну из основных программ превращения психологии в научную дисциплину.
В этот период важнейшей
проблемой становилась
Таким образом, в период,
когда психологические знания формировались
в недрах других наук, произошел отказ
от
1. накопилось множество наблюдений, которые были легко доступны для исследователя (через самонаблюдение);
2. была затруднена оценка
логических противоречий и
3. научные парадигмы задавались
школами, в которых авторитет
руководителя (основателя) перебивал
необходимость строгого
4. в допарадигмальный период доминирующие взгляды менялись очень редко. Даже учитывая тот факт, что они уже были не достаточно жизнеспособны.В период развития психологического знания в недрах других наук не произошло становления необходимых составляющих структуры научного знания – собственного предмета и метода, таких институтов, как специализированные лаборатории, научные периодические издания, обеспечивающие коммуникацию научного сообщества, не существовало и самого сообщества профессиональных психологов.
Глава 2 Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. 19 в. – настоящее время)
В 60-х гг. 19 в.начинается новый период развития психологической науки. Для него характерны следующие черты:
1. появляются новые научные
парадигмы, институты и
2. внутри парадигм формируются представления о предмете и методе исследования;
3. согласовываются предмет
и метод психологии с
4. развиваются контакты
с другими науками, в
5. появляется большое
разнообразие и конкуренция
Оформление психологии как
самостоятельной научной
Заключение
Структура современной психологии представляет собой все этапы ее становления. Строгие требования практики исследования, а также внутри- и межпарадигмальная критика ведут к трансформации заимствованных принципов и понятий. Конкуренция и взаимосвязи парадигм в психологии ведут к ее интенсивному развитию. Мы можем выделить некоторые основные направления развития психологической науки:
1. развитие уже существующих
парадигм. Например, на основе теории
деятельности Леонтьева
2. появление новых парадигм. Например, в 1950 – 1960-е гг. появилась гуманистическая психология. Предметом ее изучения является целостная личность человека;
3. формирование различных
версий объяснительных
4. появление новых
5. экспансия наиболее
развитых парадигм на другие
отрасли психологии. Например, значительно
расширилась сфера
6. развитие связей психологии
с другими науками. Этот
Использованная литература
1. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002. – 960 с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»).
2. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 672 с.: илл. – (Серия «Учебник нового века»).
3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.: илл. – (Серия «Учебник нового века»).
4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 6-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с.
Информация о работе Формирование психологии как самостоятельной науки