Формирование первого впечатления о другом человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на группу и группа на личность, важное значение имеет восприятие и понимание людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных органических потребностей. Трудно придумать более дьявольское наказание, писал У.Джемс, как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевленными предметами, то нами овладело бы известного рода бешенство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы чувствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания.

Содержание

Ведение. 3
1. Восприятие и понимание людьми друг друга 3
2. Формирование первого впечатления о другом человеке. 11
Заключение. 17
Литература. 18

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них  такие:

1. Неумение различать  ситуации общения по таким  признакам, как: 

а) цели и задачи общения  людей в данной ситуации,

б) их намерения и мотивы,

в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей,

г) состояние дел и  самочувствие людей в момент наблюдения за ними.

2. Наличие заранее  заданных установок, оценок, убеждений,  которые имеются у наблюдателя  задолго до того, как реально  начался процесс восприятия и  оценивания им другого человека. Такие установки обычно проявляются  в суждениях типа "Что тут смотреть и оценивать? Я и так знаю...".

3. Наличие уже сформированных  стереотипов, в соответствии с  которыми наблюдаемые люди заранее  относятся к определенной категории  и формируется установка, направляющая  внимание на поиск связанных  с ней черт. Например: "Все мальчишки грубы", "Все девчонки неискренни".

4. Стремление делать  преждевременные заключения о  личности оцениваемого человека  до того, как о нем получена  исчерпывающая и достоверная  информация. Некоторые люди, к примеру,  имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

5. Отсутствие желания  и привычки прислушиваться к  мнению других людей в оценках  личности, стремление полагаться  только на собственное впечатление  о человеке, отстаивать его.

6. Отсутствие изменений  в восприятии и оценках людей,  происходящих по естественным  причинам со временем. Имеется  в виду тот случай, когда однажды  высказанные суждение и мнение  о человеке не меняются, несмотря  на то, что накапливается новая  информация о нем.

    Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет широко исследованное в социальной психологии явление каузальной атрибуции. Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

 1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему или появляясь одновременно, обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-либо уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение  поступков людей имеет место  тогда, когда есть много различных,  равновероятных возможностей для их интерпретации и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий лично его вариант. На практике такой выбор нередко определяется отношением оценивающего человека к тому, чей поступок подлежит объяснению

2. Формирование первого впечатления о другом человеке.

   В повседневной жизни в рабочей и нерабочей обстановке каждому человеку приходится встречать новых для себя людей. Во многих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.

   Первое впечатление это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщённые оценочные суждения. Наконец, в нём всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки.

   Первое впечатление формируется как при специальном намерении оценить человека с какой-то точки зрения, так и при отсутствии такого намерения.

Впервые воспринимаемый объект отражается прежде всего в  особенностях, присущих его облику и поведению. Эти особенности  в значительной мере направляют течение познавательных процессов у воспринимающего субъекта и обуславливают содержание его образов восприятия. Вот эксперимент, который может подтверждать сказанное.

   Группе взрослых испытуемых из 14 человек было сказано, что в комнату, где они расположились, несколько раз войдёт незнакомый им человек, и перед ними ставилась задача, внимательно наблюдая за ним, всякий раз после его ухода записывать впечатление, которое он у них вызовет. В качестве объекта восприятия перед группой выступал двадцатишестилетний человек, обладавший выраженными актёрскими способностями.

   В первый раз он приоткрыл дверь в аудиторию, поискал глазами кого-то и, тихо сказав: "Простите", прикрыл дверь. В следующий раз он, войдя в комнату, со спокойным выражением лица и с руками "по швам" на одну минуту замер у стола. В третий раз, появившись в аудитории он прошёл между столами, заглянул в записи одного из испытуемых, погрозил пальцем девушке, которая хотела заговорить с соседом, потом посмотрел в окно и удалился. Вернувшись снова, он начал читать басню С. Михалкова и читал пока его не прервали. При следующем появлении молодого человека испытуемым было разрешено задавать ему любые вопросы, кроме тех, которые требовали бы от него прямого ответа, какие черты личности он себе приписывает.

   Все перерывы между "сеансами" равнялись трём минутам. Незнакомый человек был в поле зрения испытуемых в первый раз 10 секунд, во второй, третий и четвёртый - по одной минуте и в последний раз - 5 минут.

Высказывания испытуемых о новом для них человеке после каждой из встреч с ним были сгруппированы в зависимости от того, относились ли они к:

1) характеристике физического облика,

2) его экспрессии,

3) оформлению им своей  внешности, 

4) выполняемым им действиям, 

5) переживаемому состоянию, 

6) качествам его личности.

   Седьмую группу  составили высказывания испытуемых об отношении, которое этот человек у них вызывал.

   На первых стадиях знакомства испытуемые отразили главным образом черты его физического облика и особенности внешности. Это и понятно. Поведение, выразительные движения и действия на этих стадиях были сведены к минимуму, и у наблюдавших оказалось в этот момент слишком мало данных для заключения о возможных качествах его личности. Иное мы видим на 4 и 5 стадиях знакомства испытуемых с новым для них человеком. Сначала выяснилось, что этот человек искусный декламатор, а потом появился ряд данных для заключения о его интересах, вкусах, кругозоре, привязанностях. И именно на эти стадии приходятся почти все высказывания испытуемых о чертах личности наблюдаемого и о том впечатлении, которое он на них произвёл. На последнюю стадию знакомства пришлось 32% высказываний по поводу его состояния, 59% суждений о его психических свойствах и большая часть суждений (83%), в которых испытуемые выражали своё отношение к новому для них человеку, также была высказана ими опять-таки на этой последней стадии знакомства с ним.

   Было установлено, что на содержание складывающегося у людей понятия о личности впервые воспринимаемого человека влияют не только сила и яркость проявления в его поведении определённого качества, частота, с которой это качество обнаруживает себя, но и последовательность, в которой познающие другого человека люди получают знания о разных сторонах его личности.

Хотя первое впечатление о человеке определяется в первую очередь присущими ему особенностями, но то, каким оно будет - более обобщённым или более конкретным, полным или отрывочным, положительным или отрицательным - зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесь действует та же закономерность, которая характеризует отражение человеком любого объекта действительности.

   Исследование особенностей, характеризующих образование впечатления о другом человеке, дало возможность установить, что в формировании этого впечатления участвует механизм "проецирования", заключающийся в том, что познающий субъект может "вкладывать" свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать. Феномен проецирования очень чётко прослеживается в работах Фешбака, Сингера, Мюррея, Сеарса, Ньюкома и целого ряда других исследователей.

Все исследователи, наблюдавшие  явление "проецирования" при формировании мнения о другом человеке, отмечают, что тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого "авторитарного" типа личности и почти не обнаруживается у представителей "демократического" типа.

   Продолжая изучение факторов, которые воздействуют на формирующиеся у субъекта впечатления о других людях и обеспечивают большую или меньшую полноту и яркость отражения их личностных особенностей, исследователи проблемы познания людьми друг друга достаточно убедительно установили, что полнота и характер оценки другого человека зависят также от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, как присущее ему отношение к другим людям и связанная с этим отношением всегда имеющаяся у него (но не всегда осознаваемая) "теория личности".

  Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, не уверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на людей, как на тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.

   Изучение действия имеющейся у субъекта "теории личности" на оценку им других людей показало также, что впечатление, которое складывается у него о человеке, в большой мере обусловлено его представлениями о том, как личность структурируется и какие черты в ней сопутствуют определённым качествам.

   Характеризуя первое впечатление и прослеживая особенности его формирования, нельзя миновать вопроса о том, насколько верным и глубоким оказывается знание о человеке, возникающее у субъекта при первом его восприятии. Первые восприятия, как правило, дают индивиду знание об основных особенностях внешнего облика ранее незнакомого человека - о его поле, росте, телосложении, примерном возрасте, характере оформления внешности. В первом впечатлении почти всегда находят отражение какие-то проявления экспрессии и какие-то действия человека, являющегося объектом восприятия и оценки. Тем не менее образ, складывающийся у индивида на основе первого впечатления, всегда содержит неточности, а оценка им черт личности человека может оказаться сплошным обобщением.

Факты показывают, что  формирование первого впечатления почти всегда означает отнесение индивидом воспринимаемого лица к одной из групп людей в тех "классификациях типов", которые сложились у него в прошлом. Последующее познание им этого человека при нормальном ходе процесса ведёт к раскрытию в нём таких признаков, которые составляют своеобразие его личности и образуют его индивидуальность.

Заключение.

   Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. Люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т — начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга.

   Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

 

Литература.

 

1. Немов Роберт Семенович

 ПСИХОЛОГИЯ: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - Книга 1 «Общие основы психологии». – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001. – 278 с.

2. Кроль В. М. 

Психология и педогокика: Учеб. пособие для техн. вузов/ В. М. Кроль. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. - Высш. шк., 2004. – 325 с. ; ил.

3. Соляренко А. М. 

Психология  и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 423 с.

4. Психология и педагогика: Учебное пособие/ Николаенко В.  М., Залесов Г. М., Андрюшина Т.  В. и др.; Отв. ред. канд. филос.  наук, доцент В. М. Николаенко. – М.: ИНФРА – М; Новосибирск: НРАЭиУ, 2002. – 175с – ( Серия «Высшее образование»)

 

 

 




Информация о работе Формирование первого впечатления о другом человеке