Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:31, доклад
Какую корпоративную культуру построит в своей организации ее лидер, зависит от его характера, наклонностей и целей. Хуже, если он вообще ее не строит, а она хаотично и спонтанно формируется сама совсем не в том направлении, в каком он желал бы ее видеть. Возьмем такое направление, как стиль работы. Есть организации, где приветствуется спокойный профессионализм, и есть фирмы, где для того, чтобы продвинуться, нужно обязательно изображать кипучую деятельность на глазах шефа и сослуживцев.
Формирование
корпоративной культуры
Понятие корпоративной культуры включает в себя целый ряд показателей: стиль руководства, которого придерживаются руководители любого звена; отношение сотрудников к своей организации и друг к другу; отношение персонала к себе (как к временным наемным рабочим или как к единой семье) и т. д.
В. Тикин определяет ее как «совокупность основных убеждений, которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому должны передаваться новым членам коллектива в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам» [22, с. 45].
Какую корпоративную культуру построит в своей организации ее лидер, зависит от его характера, наклонностей и целей. Хуже, если он вообще ее не строит, а она хаотично и спонтанно формируется сама совсем не в том направлении, в каком он желал бы ее видеть. Возьмем такое направление, как стиль работы. Есть организации, где приветствуется спокойный профессионализм, и есть фирмы, где для того, чтобы продвинуться, нужно обязательно изображать кипучую деятельность на глазах шефа и сослуживцев.
Есть организации, где руководство заботится о своем персонале, а коллектив любит и уважает своих лидеров, а есть и такие организации, где все держится на страхе и силе. Что лучше? Универсального ответа не существует. Глупо было бы требовать демократических порядков в армии, когда приказ командира о начале атаки выставлялся бы на голосование среди солдат (было и такое в Российской империи в 1917 г.), но заставить сотрудника с помощью служебного распоряжения написать поэму или совершить открытие в текущем квартале тоже не получится.
В свое время широкий резонанс в мире бизнеса получил успех компании «Старбакс», в которую входит сеть кофейных магазинов по всему миру. Казалось бы, что принципиально нового могли внести в бизнес торговцы кофе и сопутствующими товарами? Тем не менее ежегодные доходы компании составляют около $2 млрд, а ее акционеры получают до 40% дохода на вложенный капитал, что по западным меркам является превосходным показателем.
Когда
Говарда Шульца спрашивают, как ему
это удалось, он часто указывает
на особенности корпоративной
И еще одна особенность корпоративной культуры: она может быть нацелена на достижение успеха или на избежание неудачи. В первом случае среди сотрудников будут преобладать новаторские идеи и стремление достичь новых рубежей или высоких прибылей, несмотря даже на возможный риск. Во втором случае сотрудники будут проявлять в делах чрезмерную осторожность и предпочитать скорее остаться при своих, нежели потерять то, что уже имеют. Оба типа корпоративной культуры не возникли на пустом месте, а были сформированы соответствующими реакциями руководства. Если лидер организации чаще наказывал за проступки, чем хвалил за достижения, то тем самым создал тенденцию бегства от неудач, а если стимулировал своих сотрудников к экспериментам и больше хвалил за успехи, чем наказывал за «проколы», то способствовал созданию корпоративной культуры, нацеленной на успех.
Иногда руководство компанией решает изменить приоритеты, и порой такая смена курса оказывается весьма полезной, как это произошло с «Мобил».
Лусио Ното, председатель совета директоров этого нефтяного концерна, признался: «Раньше у нас была культура, ориентированная только на успех. В результате корпорация редко рисковала. Мы не хотели ставить отдаленных задач, потому что определяли цели, которые можно достигнуть, а если терпели в этом неудачу, наступал конец света. Я не говорю, что мы поощряем неудачу, мы только хотим поддерживать оправданный риск. Для того чтобы внедрить это в культуру корпорации, приходится нарушить твердое правило, согласно которому проштрафившихся ждет расстрельная команда. Чтобы корпорация работала эффективно, этого не должно быть» [15; с. 280 ] .
Когда люди, относящиеся к принципиально разным корпоративным культурам, оказываются в одной организации, конфликт становится неизбежным.
Психологи выделяют несколько видов корпоративных культур, плохо сочетающихся друг с другом. Например, С. Бакулин насчитывает четыре основных варианта; «культуру власти», «культуру равенства», «культуру креатива» и «культуру родства» [4; с. 65]. Первая встречается в больших многоуровневых организациях с четкой иерархией, где функция контроля однозначно превалирует над функцией мотивации. Культура равенства встречается в организациях дивизионального типа, где ценятся самостоятельность и личная ответственность за результат. «Культура креатива» характерна для творческих коллективов, например рекламных компаний, а «культура родства» процветает в фирмах, которые начинались как семейное дело. С. Бакулин пишет, что, когда в организацию с четкой иерархической структурой власти приходит сотрудник с ценностями «культуры родства» или, наоборот, в рекламное агентство на должность главного бухгалтера приходит властный специалист, конфликта культур не миновать.
По
мнению этого специалиста, одним
из способов конструктивного разрешения
подобных конфликтов является «согласование
культур». Так как в основе культуры
лежат корпоративные ценности, то данный
метод заключается в согласовании ценностей.
Он пишет: «Ценности во многом основаны
на вере и носят иррациональный характер,
определяя поступки и стремления людей.
А поскольку основной принцип согласования
культур — это включение, а не исключение,
то важнейшей необходимостью выступает
признание важности каждой ценности, входящей
в каждую из всего многообразия культур.
На базе этого списка ценностей вырабатываются
определенные договоренности в рамках
общей культуры (своеобразный этический
кодекс), где все ценности должны быть
описаны и сведены в иерархические связи
по определенным принципам, которые должны
быть прописаны в философии и миссии компании»
[4; с 66].
Источник:
Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учебное пособие. —
СПб.: Питер, 2008. — 304 с: и л. — (Серия «Учебное пособие»).