Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:52, контрольная работа
Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при
нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Лалаевой
Р.И., Серебряковой Н.В. Авторы подробно описывают нарушения лексики у
детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объѐма
активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные
парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации
словаря.
Формирование глагольного словаря
у детей с общим недоразвитием речи
Смирнова Т.Н.,
МАДОУ д/с №53 «Фиалка» компенсирующего вида п.Биокомбината, Моск.обл.
1.Особенности развития глагольной лексики у детей с ОНР.
Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при
нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Лалаевой
Р.И., Серебряковой Н.В. Авторы подробно описывают нарушения лексики у
детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объѐма
активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные
парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации
словаря.
Одной из выраженных особенностей речи с ОНР является расхождение в
объѐме пассивного и активного словаря. По мнению отечественных авторов,
дошкольники с ОНР понимают значение многих слов, объѐм их пассивного
словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи,
актуализация словаря вызывают большие затруднения. В глагольном словаре
преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия (спать, мыть,
умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, спать). Слова
употребляются неточно, в более широком или более узком понимании
значений. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определѐнной
ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций.
Таким образом, понимание и использование слова носит ещѐ ситуативный
характер.
Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее
распространѐнными являются замены слов, относящихся к одному
семантическому полю.
В заменах глаголов о
использованию глаголов более общего, недифференцированного значения
(ползѐт – идѐт, воркует – поѐт, чирикает – поѐт и др.).
Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и
замены слов на основе других семантических признаков:
замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-
существительными: открывать – дверь, играть – кукла.
замена существительных глаголом: лекарство – болеть, самолѐт –
летать, кровать – спать.
Особенно стойкими являются замены глаголов:
куѐт – молотит
гладит утюгом – проводит утюгом купает – моет
Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять
существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные – с
другой, а также выделять оттенки значений. Нарушения актуализации словаря у
дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры
слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает.)
Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка
глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких,
например, сериях слов: подбежал, вышел, подошѐл (подошѐл); стоит, растѐт,
сидит (сидит); идѐт, Цветѐт, бежит (идѐт или бежит). Эти данные
свидетельствуют о более значительной несформированности структуры
значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при
группировке глаголов. В заданиях на группировку глаголов выявляется и то, на
какие морфемы опираются дети при выполнении заданий. Исследования
показывают, что при группировке глаголов дошкольники с нормальным и
нарушенным развитием основываются на лексическом (корневом) значении
слова.
использованию глаголов более общего, недифференцированного значения
(ползѐт – идѐт, воркует – поѐт, чирикает – поѐт и др.).
Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и
замены слов на основе других семантических признаков:
замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-
существительными: открывать – дверь, играть – кукла.
замена существительных глаголом: лекарство – болеть, самолѐт –
летать, кровать – спать.
Особенно стойкими являются замены глаголов:
куѐт – молотит
гладит утюгом – проводит утюгом купает – моет
Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять
существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные – с
другой, а также выделять оттенки значений. Нарушения актуализации словаря у
дошкольников с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры
слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает.)
Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка
глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких,
например, сериях слов: подбежал, вышел, подошѐл (подошѐл); стоит, растѐт,
сидит (сидит); идѐт, Цветѐт, бежит (идѐт или бежит). Эти данные
свидетельствуют о более значительной несформированности структуры
значения глаголов, о невозможности выделить общие признаки при
группировке глаголов. В заданиях на группировку глаголов выявляется и то, на
какие морфемы опираются дети при выполнении заданий. Исследования
показывают, что при группировке глаголов дошкольники с нормальным и
нарушенным развитием основываются на лексическом (корневом) значении
слова.
2.Особенности антонимии и синонимии у детей с ОНР.
Отношения антонимии и синонимии характеризуют отношения внутри
семантического поля. В связи с этим изучение антонимии и синонимии
позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля,
точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов и
синонимов требует достаточного объѐма словаря, сформированности
семантического поля, в которое включено данное слово, умение выделять в
структуре значения слова основной дифференциальный семантический
признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Эти
задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска
слова противоположного или одинакового значения.
Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в
подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольн
позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля,
точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов и
синонимов требует достаточного объѐма словаря, сформированности
семантического поля, в которое включено данное слово, умение выделять в
структуре значения слова основной дифференциальный семантический
признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Эти
задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска
слова противоположного или одинакового значения.
Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в
подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников
с ОНР выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к
преобладающему большинству слов. Вместо антонимов дети с ОНР подбирают:
1) слова, семантически близкие предлагаемому антониму той же части
речи (день – вечер, быстро – тихо);
2) слова, семантически
близкие, в том числе и
предполагаемому антониму, но другой части речи;
3) слова-стимулы с частицей не- (брать – не брать, говорить – не
говорить);
4) слова, ситуативно-близкие исходному слову ( говорить – петь,
смеяться);
5) формы слова-стимула (говорить – говорит);
6) слова, связанные синтагматическими связями со словами-
стимулами (поднимать – выше);
7) синонимы (брать – отнимать).
В процессе поиска слова дети с ОНР часто теряют цель задания,
противопоставляют слова по несущественным, ситуативным признакам.
Характерной ошибкой детей с речевой патологией является
воспроизведение слов другой грамматической категории. Одной из сложных
проблем речевого онтогенеза является проблема формирования синонимии. отказываются от ответа.
Дошкольники с нормальным
речевым развитием часто
несколько синонимов на 1 слово-стимул (боец – солдат, воин, рыцарь), что
свидетельствует о начале усвоения многозначности.
Дети с ОНР, как правило, воспроизводят только по одному синониму на
слово-стимул. При этом наблюдается разнообразный характер ошибок. Вместо
синонимов дети с ОНР воспроизводят:
1) семантически близкие слова, часто ситуативно-сходные(торопиться
– бежать, идти быстро);
2) слова, противоположные по значению, иногда повторение
исходного слова с частицей не- (шагать – не шагать, шагать – стоять);
3) слова близкие по звучанию;
4) слова, связанные со словом-стимулом синтагматическими связями
(улица – красивая);
5) формы исходного слова или родственные слова (боец – бой);
В заданиях на подбор синонимов у детей с речевой патологией
выявляются те же трудности, что и при подборе антонимов: ограниченность
словарного запаса, трудности актуализации словаря, неумение выделить
Информация о работе Формирование глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи