Формирование детских страхов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 10:26, контрольная работа

Описание работы

Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится.

Содержание

Введение 3

1. ПОНЯТИЕ СТРАХА 4

2. ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ 6

3. КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ. 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 13

Работа содержит 1 файл

конт.работа 4курс.docx

— 33.48 Кб (Скачать)

 

  1. КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ.

     Реакция родителя на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и  чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите  его описать чувства и сам  страх. Чем больше ребенок будет  говорить о страхе, тем лучше - это  лучшая терапия, чем больше он говорит, тем меньше боится.

     Попробуйте  переубедить ребенка бояться  чего-либо, но не преуменьшайте страх, а поделитесь своим опытом, если он имеется, посоветуйте что-либо. Можно  придумать сказку и разработать  с ребенком комплекс мероприятий  по борьбе со страхом. Например, ребенок, боящийся, что-то кто-то ночью влезет в его окно, придумал целую историю  про то, как он победил незваного  гостя с помощью игрушечного  ружья, которое для такого случая всегда было наготове. Однако ребенок  должен стараться придерживаться разработанных  правил. Если страх выраженный, то бороться с ним надо дробно. Например, если ребенок боится собак, для начала стоит сходить в гости, где  есть маленький щенок и поиграть с ним, потом, возможно, съездить на птичий рынок и т.д.

     Разумеется, старайтесь повысить самооценку ребенка, поддерживайте успешные для него виды деятельности, всегда умейте тактично оценить успехи ребенка в преодолении  страхов. Помните, что прямой вопрос опасен - он может спровоцировать рецидив. Всегда старайтесь готовить ребенка  к приближающейся угрожающей ситуации, обеспечьте ему надежную защиту, но не делайте ее избыточной.

     В психотерапии существует множество  методик снятия страхов, но остановимся на наиболее эффективных и простых.

     Рисование страха

      Невротичный ребенок должен изобразить свой страх  на листе бумаги. Это задание выполняется  дома в течение двух недель. На повторном  занятии ребенку предлагают подумать и изобразить на обратной стороне  этого же листа, как он не боится данного страха. Таким образом, бессознательный страх выводится на уровень сознания, и, размышляя над своим страхом, ребенок самоизлечивается.

      Бывают  случаи, когда дети отказывались рисовать на обратной стороне листа. При этом они говорят, что страх очень  сильный, и они не знают, что нужно  сделать, чтобы от него избавиться. В подобных случаях психолог в  присутствии ребенка может взять  лист с изображением страха и сжечь  его со словами: «Вот видишь, от злого  чудища осталась маленькая горстка  пепла, а сейчас мы ее сдуем, и страх испарится». Этот несколько мистический прием работает на редкость безотказно, его можно использовать несколько раз до достижения необходимого эффекта.

     Сочинение рассказа на тему страха

      В этом случае задача психолога —  приблизить ребенка к реальности, для того чтобы он осознал абсурдность  своего страха. Осуществляется это  через введение в рассказ элементов  юмора.

     Использование игры, небольших представлений  и инсценировок

      На  занятиях в группах детям предлагают сочинить сказку или придумать страшную историю. Их можно начать словами: «Жил-был...»  или «Однажды...». Дети с неврозом страха, как правило, придумывают  истории с печальным концом. Задача психолога заключается в том, чтобы проиграть их сюжеты в группе. Но настаивать на этом не нужно, ребенок  сам должен предложить свой рассказ  для постановки. Затем автор распределяет роли и начинается представление.

      В группах детей более старшего возраста можно использовать сценки из реальной жизни. Они должны быть небольшими и в форме диалога. Один герой отрицательный, а другой — положительный. При этом дети могут  просто импровизировать на предложенную психологом тему: «Вас остановил милиционер», «Вы ждете на улице приятеля, а  его долго нет, и вот, наконец, он появляется», «Ссора с другом» и т.д.

     Использование фильмов ужасов

     Несмотря  на спорность этого метода, он вполне применяем. Обязательное условие —  фильм должен быть точно по теме страха (например, страх перед ураганом или наводнением) и с положительным  концом.

     Фантазирование

      Не  у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка  превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность  эмоций. В таких случаях невротичного ребенка можно попросить закрыть  глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Ребенку  предлагают побыть этим страхом и  рассказать от его имени о своих  ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Пусть ребенок от имени  страха расскажет самому себе, кто  он, как от него избавиться. Во время  диалогов надо следить за сменой интонации  ребенка, ведь именно здесь могут  промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с  которыми в дальнейшем необходимо работать.

      Все описанные выше методы рекомендуются применять не в отдельности, а комплексно. Нужно импровизировать, подходить к каждому ребенку индивидуально. Пусть он сам выберет, что ему больше по душе — рисование, сочинение рассказа или инсценировка страха. Это прекрасное начало для дальнейшей откровенной беседы с ребенком о его внутренних проблемах и переживаниях.

     Однако, лечение ребенка без терапии родителей чаще всего не приносит положительных результатов . 90% всех страхов детей порождены семьей и стойко поддерживаются ею.

      Снятие  страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, насколько нам удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: насколько мы понимаем его и как относимся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждает их, а понимаем.

      Мы  должны с уважением отнестись  к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвен, или же вести себя так, словно вы давно знаете и нисколько  не удивляетесь его испугу; кроме  того, надо взять себе за правило  употреблять понятие страх без  всяких опасений и не считать его  словом, на которое наложен запрет.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей» - Изд-во «Союз», СПб., 2000г.
  2. Захаров А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» – М., «Просвещение», 1993г.
  3. Изард К.  «Эмоции человека» - М., 1980г.
  4. Макарова Е.Г.  «Преодолеть страх или искусство - терапия» – М., «Школа-Пресс», 1996г
  5. Алла Спиваковская «Психотерапия: игра, детство, семья» Том 2 – ООО

    Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000;

  1. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии.- 1989г, -N 4.

Информация о работе Формирование детских страхов