Формирование человеческой личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:18, реферат

Описание работы

Факторы, влияющие на формирование личности.
Различают задатки двух видов:
-общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);
-индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).
Развитие личности возможно только в деятельности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 18.80 Кб (Скачать)

Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Биологическое развитие связано с  изменениями:

морфологическими (роста, веса, объема);

биохимическими (состава крови, костей, мышц);

физиологическими (пищеварения, кровообращения, полового развития и созревания).

Социальное развитие связано с  изменениями:

психическими (совершенствованием памяти, мышления, воли, характера);

духовными (нравственным становлением, изменением сознания);

интеллектуальными (углублением и расширением знаний, интеллектуальным ростом).

Обычно, если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин «развитие», если нравственное, духовное — термин «формирование».

Таким образом, человек, появляясь  на свет существом почти исключительно  биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений  и общественной деятельности. При  этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений  и прямолинейному поступательному  движению от низшего уровня организации  к высшему. Характерная особенность  этого процесса — диалектический переход количественных изменений  в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик  личности.

В последнее время в педагогике кроме понятий «развитие», «формирование» личности широкое распространение  получило понятие «социализация» личности. Под социализацией подразумевают  взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней. Социализацию определяют также как усвоение человеком  ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному  обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация длится на протяжении всей жизни и  происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой. Сознательно контролируемая социализация осуществляется в процессе воспитания. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения социализации., (Более подробно процесс социализации будет раскрыт далее.)

Факторы, влияющие на формирование личности

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и  внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (СИ. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная  активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая  в самовоспитании, а также в  деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и  социальная, воспитание в широком  и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание — это социальные факторы, тогда как наследственность — биологический фактор.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору — наследственности. Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с  греческого «ген» означает «рождающий»). Наукой доказано, что свойства организма  зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю  информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Что же человек наследует?

По наследству от родителей к  детям передаются:

анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого  рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

физические данные: внешние расовые  признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;

физиологические особенности: обмен  веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;

особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его  периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;

предрасположенность к некоторым  заболеваниям наследственного характера: гемофилии (болезни крови), сахарному  диабету, шизофрении, эндокринным расстройствам (карликовости и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности  человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые  явились следствием неблагоприятных  жизненных условий. Например осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его внутриутробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов:

-общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);

-индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей — талант, гениальность.

Кроме наследственности определяющим фактором развития личности является среда. Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К последней  относятся такие характеристики, как общественный строй, система  производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов  и пр.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение  — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Личность формируется только в  общении, взаимодействии с другими  людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое  развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Большинством исследователей воспитание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религи-

оЧное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных  влияний на социализацию, придать  ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования  и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно  руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия  и способ существования человека, деятельность:

обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;

содействует познанию и преобразованию окружающего мира;

является фактором развития духовного  мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

дает возможность человеку реализовать  свой личностный потенциал, достичь  жизненных целей;

создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних  условиях во многом зависит от собственных  усилий человека, от той энергии  и работоспособности, которые он проявляет в различных видах  деятельности.

На развитие личностных качеств  большое влияние оказывает коллективная деятельность.


Информация о работе Формирование человеческой личности