Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:18, реферат
Факторы, влияющие на формирование личности.
Различают задатки двух видов:
-общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);
-индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).
Развитие личности возможно только в деятельности.
Развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Биологическое развитие связано с изменениями:
морфологическими (роста, веса, объема);
биохимическими (состава крови, костей, мышц);
физиологическими (пищеварения, кровообращения, полового развития и созревания).
Социальное развитие связано с изменениями:
психическими (совершенствованием памяти, мышления, воли, характера);
духовными (нравственным становлением, изменением сознания);
интеллектуальными (углублением и расширением знаний, интеллектуальным ростом).
Обычно, если происходит морфологическое, физиологическое, психическое изменение, то употребляется термин «развитие», если нравственное, духовное — термин «формирование».
Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исключительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятельности. При этом развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
В последнее время в педагогике
кроме понятий «развитие», «формирование»
личности широкое распространение
получило понятие «социализация» личности.
Под социализацией
Факторы, влияющие на формирование личности
На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (СИ. Ожегов).
К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.
К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.
Среда и воспитание — это социальные факторы, тогда как наследственность — биологический фактор.
Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору — наследственности. Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.
Что же человек наследует?
По наследству от родителей к детям передаются:
анатомо-физиологическая
физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;
физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;
особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;
аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;
предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным расстройствам (карликовости и др.).
Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его внутриутробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.
Установлено, что наследуются только задатки. Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.
Различают задатки двух видов:
-общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);
-индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).
Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей — талант, гениальность.
Кроме наследственности определяющим
фактором развития личности является
среда. Среда — это реальная действительность,
в условиях которой происходит развитие
человека. На формирование личности влияет
географическая, национальная, школьная,
семейная, социальная среда. К последней
относятся такие
Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.
Кроме перечисленных выше важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Большинством исследователей воспитание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религи-
оЧное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
Воспитание позволяет
Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.
Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:
обеспечивает создание материальных условий жизни человека;
способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;
содействует познанию и преобразованию окружающего мира;
является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;
создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.
Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.
На развитие личностных качеств
большое влияние оказывает