Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:34, доклад
В юношеском возрасте (15-18 лет) складываются основные компоненты личности -
характер, общие и специальные способности, мировоззрение. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения, отношению к окружающей действительности.
Прошлое, существующее как «опыт», по вертикали (в ценностно-смысловой) плоскости представлено установками и отношениями, а в горизонтальной плоскости (пространственно-временной) - опытом в его традиционном понимании.
Соответственно
- гармоничное (благополучное настоящее при позитивном будущем);
- стагнирующее (благополучное настоящее при негативном будущем; страх перед будущим);
- беспечное (благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования; ожидания благополучия и того, что все будет происходить «само собой»);
- бесперспективное (благополучное настоящее; планирование будущего при отсутствии его ценности как «вынужденное»);
- негативное (неблагополучное настоящее, негативное будущее, ощущение безнадежности);
- защитное (неблагополучное настоящее, позитивное планирование будущего; «бегство в будущее»);
- фантазийное (неблагополучное настоящее, позитивное будущее при отсутствии его планирования; «бегство в грезы о будущем»);
- прагматичное (успешная самореализация при отсутствии ценностей и экзистенциальной ориентации; «адаптивность», проекция в будущее заимствованных ценностей);
- гедонистическое (успешная самореализация при отсутствии ценностей, позитивных образов будущего и планирования; погоня за сиюминутными удовольствиями);
- зависимое (успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, планирования; погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимствованных ценностей);
- пассивное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное планируемое будущее; нереализованность в настоящем);
- бездейственное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное непланируемое будущее; уход от нереализованности в сферу эмоциональных переживаний). [13]
Психологические пространства самоопределения
могут быть как субъективными (представленными
в сознании данного человека), так
и объективными, общепринятыми (как
реально существующие возможности
выборов, осознаваемые различными людьми).
Цель профессионального
В целом можно условно выделить следующие уровни реализации имеющихся возможностей (общие уровни по профессиональному и жизненному типу самоопределения):
1. Агрессивное неприятие
2. Молчаливое избегание
3. Реализация стереотипных
4. Стремление усовершенствовать
отдельные элементы своей
5. Стремление существенно
Информация о работе Формирование ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте