Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:03, реферат
Целью нашей работы будет рассмотрение двух вопросов: первый – регуляция функций организма; второй – история учения о высшей нервной деятельности. Перед тем как приступить к рассмотрению данных вопросов необходимо дать определение некоторым специфическим понятиям, которые непосредственно касаются нашей темы.
Введение___________________________________________________3
1. Регуляция функций организма_______________________________4
2. История учения о высшей нервной деятельности________________8
Заключение________________________________________________11
Список литературы__________________________________________12
С
середины XIX века наука шла путем эксперимента.
Ученым удалось
с помощью приборов наблюдать и регистрировать
нервные процессы. Первое время применяли
только острый опыт. Одни ученые вскрывали
череп собаки и, раздражая отдельные участки
мозга электрическим током,
наблюдали ответные реакции тех или иных
органов. Другие удаляли части
мозга и наблюдали расстройства тех или
иных жизненных функций. При
нормальном состоянии животного изучить
их было невозможно.
Огромный
вклад в физиологию нервной системы
и органов чувств
внесли крупнейшие ученые - Мюллер, Гельмгольц,
Клод Бернар, Дюбуа -Реймон.
Самое значительное достижение XIX-XX веков - создание рефлекторной теории нервной деятельности. Хотя термин “рефлекс” (в переводе с латинского “отражение”) употреблял еще Декарт в XVII веке, но новый физиологический смысл вложили в него главным образом русские физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский.
Понятие
«высшая нервная деятельность»
введено великим русским
Идеи
И. М. Сеченова блестяще развил И. П. Павлов.
На основе разработанного им метода условных
рефлексов он показал пути и возможности
экспериментального изучения функций
коры больших полушарий, играющих ключевую
роль в сложных процессах
Учения Сеченова и Павлова продолжил и развил Российский ученый, Анохин Петр Кузьмич, в своих трудах по нейрофизиологии рассмотрел механизмы условного рефлекса и внутреннего торможения, онтогенезу нервной системы.
Анохиным
и его учениками показано, что
главным условием формирования целенаправленного
поведения является возможность
достижения биологически важного результата
действия. Именно для получения полезного
приспособительного результата и формируется
объединение разнородных центральных
и периферических нервных аппаратов в
единую так называемую функциональную
систему. В соответствии с теорией функциональной
системы непременным условием любого
поведенческого акта является определенная
мотивация. Она всегда возникает в условиях
конкретной обстановки. И высшие животные,
и человек получают от органов чувств
необходимые сведения о совокупности
внешних факторов, определяющих реальную
обстановку. Затем включаются механизмы,
извлекающие из памяти сведения о случаях
удовлетворения данной мотивации в сходных
условиях в прошлом. Специальный нейрофизиологический
аппарат, контролирующий степень соответствия
реальных результатов действия задуманным,
был назван П. К. Анохиным акцептором результатов
действия. В процессе получения сведений
о результатах действия возможны два крайних
варианта: либо результаты полностью соответствуют
намеченным , либо отличаются от них до
неузнаваемости. В первом случае
действие оценивается как выполненное
правильно и хорошо поработавший организм
сам себя награждает положительной эмоцией,
а проделанная реакция
фиксируется в памяти как позитивный опыт
(«так надо»). Во втором -действие выполнено
неудовлетворительно, возникает отрицательная
эмоция, а ход реакции становится частью
негативного опыта («так не надо»).
Заключение
Таким
образом, в своей работе мы рассмотрели
вопросы регуляции функций