Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:12, доклад
Среди основных видов памяти различают образную, логическую, двигательную и аффективную память. При образной памяти воспроизведение происходит в виде чувственных представлений или образов зрительных, слуховых и других. Яркость таких представлений памяти у разных людей неодинакова.
Разрабатывая теорию функциональной системы, П.К. Анохин сформулировал основные закономерности, благодаря которым происходит приспособление новорожденного к новой среде. Ведущая роль здесь принадлежит наследственным факторам. Зафиксированный в генетической программе видовой опыт обеспечивает возможность реализации адаптивных функциональных систем. Генотип вида обеспечивает возможность реализации приспособительных функциональных систем. Генотип в данном случае выступает носителем «филогенетической памяти», которая инициирует последовательность процессов созревания в направлении, обеспечивающим полноценную адаптацию. По образному замечанию П.К. Анохина, генетическая информация разворачивается в соответствии с будущими условиями.
Уже к моменту рождения ребенок обладает целым рядом врожденных функциональных систем, которые дают ему возможность адаптироваться к изменившимся условиям существования. К их числу относится, например, система сосания.
Данная система предположительно возникла в мезозойскую эру у предков млекопитающих и совершенствовалась на протяжении всей их эволюции; в настоящее время представляет собой инвариантную систему с жесткой генетической детерминацией. Очевидно, что такие функции как сосание должны иметь жесткую генетическую детерминацию, так как они определяют выживаемость новорожденного в новых для него условиях. Функциональные системы такого типа являются признаком целого класса млекопитающих, в основе инвариантности подобных систем предположительно лежит особая система генов, стабилизация которой проходила на всем пути эволюции данного класса.
Однако большинство поведенческих систем формируется в ходе онтогенеза и несет на себе печать индивидуального опыта животного и человека. Формирование и накопление в индивидуальном опыте человека и животных подобных систем составляет содержание индивидуальной онтогенетической памяти. Приобретаемые поведенческие системы в большинстве случаев обладают способностью менять составляющие их компоненты. Например, система, обеспечивающая движение тела, пластична и может достаточно легко перестраивать компонентные взаимосвязи (до цели можно дойти, добежать, допрыгать, доползти). По-видимому, чем сложнее ожидаемый поведенческий результат, тем более индивидуализирована функциональная система, которая обеспечивает его достижение и тем более индивидуализировано содержание памяти.