Физиологические механизмы внимания. Учение Ухтомского и Павлого

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:45, реферат

Описание работы

Внимание — это направленность сознания на какой-нибудь предмет или явление действительности.
Всякая деятельность человека требует углубленности в работу. Учится ли ученик, играет ли ребенок, мыслит ли ученый, трудится ли рабочий и колхозник — в любой деятельности человека непременно участвует внимание.

Работа содержит 1 файл

внимание срс.doc

— 47.50 Кб (Скачать)


Внимание — это направленность сознания на какой-нибудь предмет или явление действительности.
Всякая деятельность человека требует углубленности в работу. Учится ли ученик, играет ли ребенок, мыслит ли ученый, трудится ли рабочий и колхозник — в любой деятельности человека непременно участвует внимание.
Внимание является важнейшим условием протекания всех психических процессов.
Слушать, воспринимать объяснение учителя учащиеся могли только потому, что были внимательны. Написать сочинение школьники смогли только на основе своих наблюдений, когда они сосредоточенно изучали птиц, наблюдали работу в школьных мастерских, слушали рассказ учителя, размышляли о виденном и слышанном. Написали сочинение ученики потому, что проявили внимание при таких психических процессах, как восприятие, запоминание, мышление, воспроизведение.
Внимание зависит от состояния человека (здоровье, утомление, недосыпание), от целей и задач, стоящих перед ним в определенной работе, от внешних условий, благоприятствующих или мешающих успешному протеканию этого процесса. Мы просто видим или специально на что-то смотрим, или рассматриваем, или всматриваемся, чтобы лучше увидеть; слышим, с определенной целью слушаем, прислушиваемся, вслушиваемся.
Внимание всегда заметно выражено внешне: в мимике, в движениях, направленности глаз, в позе. Внешнее выражение внимания может соответствовать, а может и не соответствовать действительному протеканию процесса внимания. Так, при большой сосредоточенности человека внешне внимание выражается в неподвижности — в целеустремленном и неподвижном взгляде, но эта неподвижность чисто внешняя, так как человек находится в состоянии активной, напряженной мыслительной деятельности.
С первого года обучения учителя приучают школьников быть внимательными, тренируют детей во внешнем проявлении внимания, большое значение придают тому, как сидят дети за партой. «Сядьте как следует! Смотрите все на меня! Кто там повернул голову и смотрит в окно?» — говорит учитель. Такая тренировка внимания нужна особенно в I классе.
Но увлекаться этим приемом воспитания внимания не следует, так как отдельные учащиеся невольно привыкают только к внешнему выражению внимания.

Внимание в значительной мере определяет и продуктивность, и результаты учебной работы ученика. Без стремления внимательно слушать материал урока, без подготовки внимания к восприятию невозможно «вхождение» ученика в учебную работу.

Человек не рождается с определенными качествами внимания. В процессе формирования личности развиваются и специфические особенности внимания, не отделимые от свойств личности.
В ходе обучения и воспитания ребенка, в процессе его деятельности, под влиянием определенных условий жизни формируются все характерные особенности его личности. Изменение деятельности, изменение образа жизни влекут за собой и изменения качеств и особенностей внимания.
У людей различных профессий легко можно заметить определенные качества внимания, связанные с особенностями их трудовой деятельности. Мы ехали в поезде; в купе, кроме нас, была пожилая женщина и отец с сыном-школьником. Прошло некоторое время, женщина заговорила с мальчиком, а затем сказала ему: «Перешел в IV класс, а по арифметике занимаешься ты неважно, да и читаешь мало».
Отец посмотрел на нее с удивлением. Женщина охотно открыла свой «секрет» — по каким признакам она сделала эти выводы, наблюдая за поведением мальчика. «Вы — учительница», — догадался мужчина.
Внимание учительницы привлекли характерные особенности поведения и речи мальчика, которые никто не заметил. Профессия учительницы сказалась на некоторых специфических особенностях ее внимания.
Внимание неотделимо от направленности и интересов личности, от потребностей человека, оно может возникать по мотивам познавательным и нравственным. У человека возникает внимание к объектам и явлениям, познание которых его интересует, которые имеют для него существенное значение. Когда человек ставит перед собой цель быть внимательным, руководствуясь нравственными мотивами, он прежде всего исходит из своих убеждений, мировоззрения — это проявляется обычно в чуткости, заботливости по отношению к другим людям. Во внимании проявляются нравственные черты человека — один не замечает, что товарищ нуждается в помощи, другой, наоборот, проявляет внимание; один, сидя в автобусе, не замечает, что надо уступить место старому человеку, другой — сразу это делает.
Внимательность человека часто проявляется как черта характера, как выражение привычной формы поведения. Внимательность выражает отношение людей друг к другу, проявляется в отношении к труду, к учению, в отношении к себе и к другим людям. Ведь недаром бытуют у нас такие выражения — «быть внимательным» или «быть невнимательным к людям».
Внимание заметно выражено и в волевых действиях человека; он сознательно мобилизует свое внимание, делая волевое усилие, или ослабляет внимание. Неотделимо внимание и от настойчивости: добиться поставленной цели в труде, учении, преодолевать трудности можно только при организованном внимании. Ярко выступает внимание в целеустремленных действиях человека при планировании, самоконтроле.
Итак, внимательность отражает общую направленность личности, ее активность, отражает отношение личности к деятельности, к людям, к самому себе. 

Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы выдающихся русских физиологов И. П. Павлова и А. А. Ухтомского,
Уже в выдвинутом И. П. Павловым представлении об особых реакциях нервной системы — ориентировочных рефлексах (рефлекс «что такое?», как его называл И. П. Павлов) содержалось предположение о рефлекторной природе непроизвольного внимания. «Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам; усиленно втягиваем коснувшийся нас запах...» —писал И. П. Павлов. По современным данным (Е. Я. Соколов и др.), ориентировочные реакции очень сложны. Они связаны с активностью значительной части организма. В ориентировочный комплекс входят как внешние движения (например, поворот глаз п головы в сторону раздражителя), так и изменения чувствительности определенных "анализаторов; изменяется характер обмена веществ; изменяются дыхание, сердечно-сосудистые и кожно-гальванические реакции, т. е. происходят вегетативные изменения; одновременно возникают и изменения электрической активности мозга. Согласно идеям И. П. Павлова и А. А. Ухтомского, явления внимания связаны с повышением возбудимости определенных мозговых структур в результате взаимодействия процессов возбуждения и торможения.
Как считал И. П. Павлов, в каждый момент времени в коре имеется какой-либо участок, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения. Этот участок возникает по закону индукции нервных процессов, в соответствии с которым нервные процессы, концентрирующиеся в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях (и наоборот). В оптимальном очаге возбуждения легко образуются новые условные рефлексы, успешно вырабатываются дифференцировки, это в данный момент — «творческий отдел больших полушарий». Очаг оптимальной возбудимости динамичен. И. П. Павлов писал: «Если бы можно было видеть сквозь черепную коробку и если бы место больших полушарии с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью». Это светлое «пятно» и соответствует очагу оптимального возбуждения, его «перемещение» — физиологическое условие динамичности внимания. Положение И. П. Павлова о движении очагов возбуждения по коре головного мозга подтверждается современными экспериментальными исследованиями (данные Н. М. Ливанова).
Особое значение для понимания физиологических механизмов внимания имеет принцип доминанты. По А. А. Ухтомскому, в мозгу всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбуждения. А. А. Ухтомский характеризует доминанту как констелляцию «центров с повышенной возбудимостью». Особенностью доминанты как господствующего очага является то, что она не только подавляет вновь возникающие очаги возбуждения, но и способна привлекать («притягивать») к себе слабые возбуждения и благодаря этому усиливаться за их счет, еще больше доминировать над ними. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения. А. А. Ухтомский писал: «Под именем «доминанты» понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости...» Представления А. А. Ухтомского о доминанте позволяют понять нервный механизм длительного интенсивного внимания.
Возникающие в центрах с повышенной возбудимостью наиболее благоприятные условия для мозговой деятельности определяют, очевидно, высокую эффективность всех познавательных процессов при направленном сосредоточении.
В последние годы в исследованиях советских и зарубежных ученых получены новые результаты, раскрывающие нейрофизиологические механизмы внимания. Внимание возникает на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Если активное внимание возможно при состоянии оптимального бодрствования, то трудности сосредоточения возникают как на фоне расслабленного, диффузного, так и на фоне чрезмерного бодрствования. Переход от пассивного к активному бодрствованию (вниманию) обеспечивает общая активация мозга. Внимание возможно при определенном уровне активности мозга. В настоящее время психофизиология располагает анатомическими, физиологическими и клиническими данными, свидетельствующими о непосредственном отношении к явлениям внимания различных структур неспецифической системы мозга (ретикулярная формация, диффузная таламическая система, гипоталамические структуры, гиппокамп и др.). Основной физиологической функцией неспецифической системы является регуляция различных форм неспецифической активации мозга (кратковременных и длительных, общих, глобальных и локальных, ограниченных). Предполагается, что непроизвольное внимание связано, прежде всего, с общими, генерализованными формами неспецифической активации мозга. Произвольное внимание связано как с увеличением общего уровня активации мозга, так и со значительными локальными сдвигами активности определенных мозговых структур.
В последние годы все большую роль начинают играть представления о ведущей роли коры больших полушарий в системе нейрофизиологических механизмов внимания. На уровне коры больших полушарий с процессами внимания связывают наличие особого типа нейронов (нейроны внимания — детекторы новизны и клетки установки — клетки ожидания).
Так, выявлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания (например, при решении различных интеллектуальных и двигательных заданий) возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях мозга. У больных с поражениями некоторых отделов лобных долей мозга фактически невозможно с помощью речевой инструкции вызвать устойчивое произвольное внимание. Одновременно со слабостью произвольного внимания при поражении лобных долей мозга отмечается патологическое усиление непроизвольных форм внимания.
Таким образом,, внимание связано с деятельностью ряда мозговых структур, но их роль в регуляции различных форм и видов внимания различна.

Литература:

 

1.      Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов.- М.:Аспект Пресс, 2001

2.      Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. В 2-х ч. Часть 1 «Общая

психология»: Учебник. - М: Юрид. лит, 1996 - 512 с.

3.      Изард К. Психология эмоций. – Спб, 1999.

4.      Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1999. Сс.

49-51

5.      Марцинковская Т .Д.  История психологии: Учеб. пособие для студ.

высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2001

6.      Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. – М., 1998.

7.      Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. – М., 1998

 



Информация о работе Физиологические механизмы внимания. Учение Ухтомского и Павлого