Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:42, реферат
Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.
Основная
часть философии
Платона, давшая название целому направлению
философии — это учение об идеях (эйдосах),
о существовании двух миров: мира идей
(эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы)
являются прообразами вещей, их истоками.
Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества
вещей, образованных из бесформенной материи.
Идеи — источник всего, сама же материя
ничего не может породить.
Мир идей (эйдосов) существует вне времени
и пространства. В этом мире есть определенная
иерархия, на вершине которой стоит идея
Блага, из которой проистекают все остальные.
Благо тождественно абсолютной Красоте,
но в то же время это Начало всех начал
и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо
изображается как Солнце, идеи символизируются
теми существами и предметами, которые
проходят перед пещерой, а сама пещера — образ
материального мира с его иллюзиями.
Идея (эйдос) любой
вещи или существа — это самое глубокое,
сокровенное и существенное в нем. У человека
роль идеи выполняет его бессмертная душа.
Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства,
единства и чистоты, а вещи — изменчивости,
множественности и искаженности.
Душа человека представляется у Платона
в образе колесницы с всадником и двумя
лошадьми, белой и черной. Возница символизирует
разумное начало в человеке, а кони: белый
— благородные, высшие качества души,
черный — страсти, желания и инстинктивное
начало. Когда человек пребывает в ином
мире, он (возница) получает возможность
вместе с богами созерцать вечные истины.
Когда же человек вновь рождается в мире
материальном, то знание этих истин остается
в его душе как воспоминание. Поэтому,
согласно философии Платона, единственный
для человека способ знать — это припоминать,
находить в вещах чувственного мира «отблески»
идей. Когда же человеку удается увидеть
следы идей — через красоту, любовь или
справедливые дела — то, по словам Платона,
крылья души, когда-то утерянные ею, вновь
начинают расти.
Отсюда — важность учения Платона о Красоте,
о необходимости искать ее в природе, людях,
искусстве или прекрасно устроенных законах,
потому что, когда душа постепенно восходит
от созерцания красоты физической к красоте
наук и искусств, далее — к красоте нравов
и обычаев, — это наилучший способ для души
подняться по «золотой лестнице» к миру
идей.
Второй силой, не менее
преобразующей человека и способной
поднять его до мира богов, является Любовь.
Вообще, сам философ напоминает Эрота:
от также стремится достичь блага, он и
не мудр и не невежественен, но является
посредником между одним и другим, он не
обладает красотой и благом и именно поэтому
стремится к ним.
И философия, и любовь дают возможность
рождения чего-то прекрасного: от создания
прекрасных вещей до прекрасных законов
и справедливых идей.
Платон учит, что все мы можем выйти из
«пещеры» к свету идей, поскольку способность
видеть свет духовного Солнца (то есть
созерцать истину и мыслить) есть в каждом,
но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.
В «Государстве» Платон также дает
нам учение об основных частях человеческой
души, каждая из которых имеет свои добродетели:
разумная часть души имеет в качестве
добродетели мудрость, вожделеющее начало
(страстное начало души) — умеренность
и воздержанность, а яростный дух (который
может быть союзником как первого, так
и второго) — мужество и способность подчиняться
разуму. Все вместе эти добродетели составляют
справедливость.
Платон проводит параллели между частями
души и типами людей в государстве и называет
справедливостью в государстве, когда
каждый человек находится на своем месте
и делает то, к чему более всего способен.
Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам
(воинам) и их воспитанию, которое должно
сочетать в себе две части: мусическую
и гимнастическую. Гимнастическое воспитание
позволяет подчинить страсти разумному
началу и развить в себе качество воли.
А мусическое — позволяет смягчить яростный
дух и подчинить его законам ритма и гармонии.
В VII книге «Государства»
Платон рассуждает об образе жизни, посвященном
истинной философии, и замечает, что
именно он позволяет возвести душу
к истинному бытию. Вслед за этим
Платон разбирает, какие науки позволяют
душе ученика постепенно отвлечься от
мира зыбкого мнения и перейти к истине
и бытию: ими оказываются прежде всего
арифметика, геометрия, астрономия и музыка,
а венчает все науки диалектика, т. е. искусство
рассуждать, благодаря чему человек, «минуя
ощущения, посредством одного лишь разума
устремляется к сущности любого предмета
и не отступает, пока при помощи самого
мышления не постигнет сущности блага»
(532а). Эта простая и прекрасная формула
позволяет Платону вместить в понятие
философии все основные черты ее предшествующего
развития: завещанная пифагорейцами «любовь
к мудрости», проявляющаяся прежде всего
в изучении математических наук; парменидовское
стремление освободиться от мира мнения
и подняться к миру подлинного бытия, совпадающего
с подлинной мыслью; а осознанная и сформулированная
софистами необходимость «воспитывать
людей» трансформируется в стройную систему
формирования совершенной добродетели,
явленной в полноте Сократом.
Проблемы педагогические
и политические рассматриваются в «Государстве»
до такой степени слитно потому, что само
государство, по Платону, отражает строение
нашей души с ее вожделеющим, пылким и
разумным началами, которым в государстве
соответствуют сословия ремесленников,
воинов и философов-правителей. Воспитание
отдельной души и построение истинного
государственного устройства совпадают
по существу, поскольку, правильно установив
способности и потребности людей, распределив
все население государства по сословиям,
дав представителям каждого сословия
соответствующее воспитание и приобщив
к соответствующему образу жизни, мы и
получаем совершенное государственное
устройство. Его высшими типами оказываются
монархия и аристократия, а низшими —
олигархия (власть немногих богатых) и
демократия (власть народа, т.е. всех полноправных
граждан), которая слишком легко превращается
в охлократию (власть толпы), а та в свою
очередь неизбежно скатывается к тирании.
И если подлинный правитель — философ
— строит всю свою деятельность на основе
созерцания подлинного бытия и умения
согласовывать ее с общим божественным
замыслом мироздания, то тиран оказывается
символом нарушения всех божественных
и человеческих законов и у становлении.
Однако, когда Платон выстраивает свое идеальное государство, перед ним встает необходимость понять его место внутри человеческой истории и укоренить его в космосе. Так Платон постепенно приходит к «Тимею», где рисует величественную картину мироздания в целом — макрокосма, и дает описание человека — микрокосма — во всей его психофизической определенности. А в незавершенном «Критии» предполагалось утвердить человека и человеческое общество в исторической реальности.