Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 22:24, контрольная работа
Джеймс Фрезер (1854-1941) - известный английский религиовед и этнолог. В своих исследованиях Фрезер собрал огромный материал, позволивший с помощью сравнительного метода показать связь между современными религиями и первобытными верованиями, выделить земные истоки религиозного миропонимания.
Введение
1. Сущность и место религии в обществе
2. Соотношение культуры и религии
3. Религия в первобытных культурах
4. Гносеологические основания для перехода от политеизма к монотеизму
5. Христианство и традиции европейской культуры
6. Культура в буддизме
7. Философия и искусство в исламском мире
Заключение
Список использованной литературы
План
работы:
Введение
1. Сущность и место религии в обществе
2. Соотношение культуры и религии
3. Религия в первобытных культурах
4. Гносеологические основания для перехода
от политеизма к монотеизму
5. Христианство и традиции европейской
культуры
6. Культура в буддизме
7. Философия и искусство в исламском мире
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вопрос данной контрольной работы – «Культура
и религия». Помимо личных познаний и материалов
учебного курса «Культурология», нижеизложенный
текст опирается на монографии: «Первобытная
культура» Э. Б. Тайлора, «Золотая ветвь»
Д. Фрезера и «История религии» А. Меня.
Эдуард Бернетт Тайлор, самый знаменитый
из всех английских эволюционистов, родился
в 1832 г. в лондонском предместье Кэмбервилл.
Публиковать свои научные труды Тайлор
начал с 1861 г., когда вышла в свет его первая,
пока незрелая работа «Анахуак, или Мексика
и мексиканцы, древние и современные».
Еще спустя четыре года был закончен и
в 1871 г. опубликован основной труд, прославивший
его имя - «Первобытная культура». Тайлор
принадлежит к числу наиболее выдающихся
этнографов и историков культуры XIX в.
Особенно велик его вклад в тесно связанную
с этнографией, а в прошлом нередко даже
отождествлявшуюся с ней историю первобытного
общества. Тайлор много сделал для понимания
закономерностей развития первобытной
культуры, методов ее изучения и воссоздания
картины культурной, прежде всего – религиозной
жизни первобытного человечества. А исследования
представляют тем больший интерес, что
его деятельность развертывалась во времена
формирования в этнографии ее первой –
эволюционистской научно-теоретической
школы, и сам он был одним из основателей
этой школы.
Джеймс Фрезер (1854-1941) - известный английский
религиовед и этнолог. В своих исследованиях
Фрезер собрал огромный материал, позволивший
с помощью сравнительного метода показать
связь между современными религиями и
первобытными верованиями, выделить земные
истоки религиозного миропонимания. Его
ключевой труд «Золотая ветвь» принадлежит
к числу тех фундаментальных исследований,
которые составляют непреходящую ценность
для многих поколений ученых. Первое издание
«Золотой ветви» в двух томах появилось
на свет в Лондоне в 1890 году, а на русском
языке впервые было издано в Москве в 1928
году.
Александр Владимирович Мень родился
22 января 1935 года в Москве. В 1958-1960 годах
учился на заочном отделении Ленинградской
духовной семинарии. В 1968 году окончил
Московскую духовную академию. Свою первую
книгу "Сын человеческий", в которой
на основе исторических и археологических
данных рассказывалась история земной
жизни Христа, Александр Мень начал еще
в юные годы. Затем он издал ещё множество
трудов, среди которых почётное место
занимает «История религии». Последняя
работа протоиерея Александра Меня - семитомный
"Словарь по библиологии". В 1990 году
он принял участие в создании Российского
библейского общества, взялся за основание
Православного Университета, учредил
общество "Культурное возрождение",
первый среди священников провел серию
религиозных передач на радио и телевидении.
Цель настоящей контрольной работы состоит
в изучении вопроса взаимовлияния культуры
и религии. Руководствуясь точкой зрения,
что культура - это определённый уровень
развития общественных творческих сил
и способностей человека, выраженный в
типах и формах организации жизнедеятельности
людей, их взаимодействии, а также в совокупности
создаваемых ими материальных ценностей,
мы должны определить для себя: является
ли религия элементом культуры? Или всё-таки
она – основа культуры, её колыбель. А
может быть – феномен, стоящий особняком
и имеющий свой исторический путь? Ведь
религия - система верований, культа и
осуществляющих его религиозных институтов,
есть порождение человеческого разума
и человеческой деятельности. Безусловно,
и поэтому в данной работе она будет рассматриваться
в виде неотъёмлемой части развития социума.
Фактора, служившего на различных этапах
формирования общества, то прародителем,
то толчком к расцвету, то тормозом для
культуры. Института, так или иначе присущего
всем народам, но разворачивающегося в
обособленных культурных средах, что и
определило в конечном итоге многообразие
религий.
1. Сущность и место
религии в обществе
Религия является необходимым составным
элементом общественной жизни, в том числе
– духовной культуры. В обществе она выполняет
ряд важных социокультурных функций, и
одной из них является мировоззренческая,
или смыслополагающая. Ведь в религии,
как форме духовного освоения мира, осуществляется
его мысленное преобразование и организация
для сознания, в ходе которой вырабатывается
его целостная картина, нормы, ценности,
идеалы и другие компоненты мировоззрения,
определяющие отношение человека к миру
и выступающие в качестве культурологических
ориентиров и регуляторов поведения.
Однако функция религиозного мировоззрения
состоит не только в формировании для
человека определенной картины мира, а
прежде всего в том, чтобы благодаря этой
картине он сумел обрести смысл своего
бытия, принял активное участие как в материальной,
так и духовной жизни общества. Она ещё
называется функцией «значений». Ведь
знание человека: зачем он живет, каков
смысл происходящих событий, делает его
сильным, помогает преодолевать жизненные
невзгоды, страдания и даже достойно встретить
смерть, так как всё это наполнено для
религиозного человека определенным смыслом.
Таким образом, основная роль религии
состоит в придании человеческим нормам
и ценностям характера абсолютного. Неизменного,
не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных
координат бытия, возникновения новых
социальных институтов или смены общественных
формаций. А реализуется эта функция через
формирование духовной жизни человека,
важнейшей составляющей которой является
культура.
2. Соотношение культуры
и религии
Религия – духовная сила, обеспечивающая
целостность культуры. Она создаёт иерархию
ценностей, на вершине которой стоит бог,
и все остальные ценности как бы выводятся
из Божественного промысла. Тем самым
религия способна подчинить и объединить
вокруг себя все сферы культуры.
Так, в культуре, возникающей на базе определённой
религии, служение потребностям церкви
образует общую направленность и стилистику
художественного творчества. Искусство
пронизывается религиозными терминами
и идеями, философия и наука исходят из
освящённых этой религией представлений
о природе, обществе, человеке. Таким образом,
всё существующее получает единое объяснение
и обоснование, а даже самые далёкие друг
от друга культурные формы оказываются
связанными между собой общими установками,
обусловленными господствующей религией.
Религия оказывает двойственное влияние
на культуру. С одной стороны: получают
развитие те её формы, что связаны с религиозным
культом. Строительство храмов стало стимулом
прогресса архитектуры; католическое
песнопение с органными мелодиями породило
расцвет музыки в Европе. Но в то же время,
господство религии над культурой сдерживает
свободу приложения творческих сил. Там,
где искусство находится под властью религии,
церковь сужает тематику для творчества,
а иногда ставит под запрет целые его отрасли.
В исламе, к примеру, запрещено изображение
людей и животных, а православие допускает
только плоскостное начертание библейских
персонажей и святых. Тенденция к интеграции
всей культуры на основе религии была
особенно сильной в эпоху средневековья,
однако преобладание религии над культурой
и духовным развитием людей весомо ограничивало
свободу их мысли. Лишь в новое время культура
стала приобретать независимый от церкви,
светский характер; и всё-таки, проследив
исторический ход её развития, можно утверждать:
сама культура зародилась именно в религии,
впитала корнями её сущность, и даже перешагнув
её границы – осталась отражением религиозного
наследия той или иной нации. Посему, главная
наша задача – установление взаимосвязи
между религией и культурой, как на различных
этапах развития человеческого общества,
так и применительно к основным мировым
религиозным течениям.
3. Религия в первобытных
культурах
Исследования племён, сохранивших до нашего
времени первобытный уровень развития,
позволили обрисовать общую модель,
свойственного древнему человеку архаического
сознания. Основана она на видении мира
целостным, взаимозависимым. В традициях
и верованиях народов, сохранивших черты
архаического прошлого, отмечается одна
важнейшая особенность, отличающая их
мышление от современного. Так, допускается,
что одно и то же существо может в одно
время пребывать в двух или нескольких
местах. Животные и люди воспринимаются
в таком единстве, что даже возможность
перехода из одного облика в другой считается
вполне очевидной. А все явления в большом
и малом, земном и космическом, преходящем
и вечном связаны между собой, обладают
способностью к передаче своих свойств
и к перевоплощению.
В ходе длительной эволюции архаического
сознания, его рационализации, в культуре
появляются и закрепляются представления
о сверхъестественном. В их основе, по
мнению Э. Б. Тайлора, лежат “верования
в одушевление всей природы, которые достигают
высшей своей точки в олицетворении её...
Для примитивных человеческих племён
солнце и звёзды, деревья и реки, облака
и ветры становятся личными одушевлёнными
существами, которые живут наподобие людей
или животных...”[1] Он же ввёл в научный
оборот термин “анимизм” (от лат. anima —
душа, дух). Это - вера в духов и души, управляющих
людьми, предметами или явлениями окружающего
мира. Исследуя анимистические представления,
в работе “Первобытная культура” Тайлор
выдвигает гипотезу, согласно которой
появление “тонкого, невещественного
образа”, составляющего “причину жизни
и мысли”, независимо и нераздельно владеющего
личным сознанием и волей своего телесного
обладателя, то есть “души”, вызвано двумя
причинами: во-первых, “они [первобытный
люди] старались понять.., что составляет
причину бодрствования, сна, экстаза, болезни
и смерти» Во-вторых, они задавались вопросом:
“что такое человеческие образы, появляющиеся
в снах и видениях”. Душа “способна покидать
тело и переноситься с места на место.
Большей частью неосязаемая и невидимая,
она обнаруживает также физическую силу
и является людям, спящим и бодрствующим,
преимущественно как фантам, как призрак,
отделённый от тела, но сходный с ним. Она
способна входить в тела других людей,
животных и даже вещей, овладевать ими
и влиять на них.”[2] Тайлор доказывает,
что анимистические представления в дальнейшем
трансформировались в первобытные верования:
анимизм, тотемизм, фетишизм и магию.
Представления о сверхъестественном становятся
основой развития более сложного видения
мира и воздействия человека на окружающую
среду, что проявляется именно в магии
(от греч. mageia - колдовство, волшебство)
- обрядах, связанных с верой в сверхъестественную
способность человека воздействовать
на других людей и окружающую действительность.
Магическое мышление абсолютно безразлично
к противоречиям, очевидным для нас. Объясняется
это тем, что в нём чувственное преобладает
над логическим, иррациональное над рациональным.
Английский учёный Дж. Фрезер пишет о том,
что человек той эпохи “никогда не подвергает
анализу мыслительные процессы, на которых
основываются его действия”[3].
Хотя, в процессе передачи из поколения
в поколение знаний или сведений о необычных
явлениях, формируется и новая особая
форма закрепления памяти человечества
— миф, представляющая собой сложное культурное
явление. В мифах своеобразно запечатлена
древняя история человечества, и каждое
новое поколение современных людей прочитывают
её в духе усвоенных (или утраченных) культурных
традиций.
Миф - это чувственное представление о
мире, когда человек не противопоставляет
себя природе. В нём всегда присутствует
обобщающее начало. Мифы объясняют появление
различных природных и культурных особенностей,
повествуют о происхождении космоса и
человека, рассказывают о звёздах и планетах,
о чудесных существах — родоначальниках
племени, воспевают подвиги героев, предупреждают
о конце мира и катастрофах. А зачастую
в них живут и действуют боги, одержимые
человеческими страстями, обладающие
теми же пороками и добродетелями.
Мифология включала всю культуру первобытного
человека, и лишь позднее из неё выделились
религия, наука, искусство. В муках познания
и преобразования природы люди сами создавали
себе богов, одновременно полагаясь на
их защиту, поддержку и всевидение. Мифологическое
познание - это познание эзотерическое,
или, иным словом - тайное. Оно передавалось
через ритуальные посвящения особо подготовленным
лицам и само по себе обладало некой сверхъестественной
силой. Потому и за пределами первобытного
строя мифология была и по сей день остаётся
существенным аспектом культуры.
4. Гносеологические (познавательные)
основания перехода
от политеизма к монотеизму
По мере постижения человеком природы,
овладения всё новыми законами бытия,
развивалась его способность к абстрагированию,
обобщению, анализу. В своих пространственно-временных
границах мир становился для него всё
более объёмным, создавались достоверные
и понятные ему модели микро и макро-космоса.
Тысячелетиями слагаемая мифологическая
история, оттеснялась конкретной историей
событий, времён, фактов более поздних
эпох. Сила человеческого интеллекта воплощалась
в сложных технических конструкциях, постижении
законов природы, логико-дедуктивных методах
доказательства.
Развиваемые в недрах религиозного миропонимания,
идеи и принципы не могли не оказать влияния
и на собственно теологические рассуждения
и выводы. Стала использоваться идея доказательства,
сформировался символический язык религиозной
атрибутики, сложились разные теософские
школы. Пришедший на смену политеизму
(многобожие) монотеизм (единобожие) таких,
в частности, религий, как христианство,
ислам, иудаизм, своеобразно предупредил
дальнейшее развитие культуры. Последняя,
в своём становлении движется от многообразия
к единой сущностной религиозной основе.
Единый Бог мыслится, как первооснова
Мира, его первопричина и общий принцип
развития.
Слово “религия” произошло от латинского
глагола religare — “связывать”. На заложенную
в этом термине смысловую противоречивость
обратил внимание протоиерей Русской
православной церкви Александр Мень. «Если
вдуматься в это слово», отмечает он, «то
обнаруживается два его прямо противоположных
смысла: связывать, соединяя дух человека
и Бога, но и связывать путами по рукам
и ногам. Дилемма полноты бытия и рабского
сознания пронизывает всё религиозное
исповедание».[4]
5. Христианство и традиции
европейской культуры
“В начале было Слово, и Слово было у Бога,
и Слово было Бог”, — основополагающий
постулат Откровения или традиционной
христианской модели мира и познания,
утвердившейся в европейской культуре.
Авторитет Откровения закреплял господствующее
положение человека в природе, как предписавшего
ей свои законы посланника Бога-творца,
и в целом, Христианство сыграло огромную,
если не решающую роль в становлении европейской
культуры.
Конечно, богатая культура Европы восходит
своими корнями ещё к философии, скульптуре
и архитектуре античности, к её театру,
сарказму Рабле и Эразму Роттердамскому,
к научным подвигам Коперника и Галилея;
то есть ко всему тому, что на протяжении
тысячелетий противостояло христианству
и боролось с ним. Однако при этом нельзя
не отметить и того большого влияния, которое
оказало христианство на характер и формы
культуры, на образ мышления и систему
ценностей европейцев. Библия, библейские
образы и сюжеты на протяжении веков доминировали
в живописи и скульптуре, внося тем самым
немалый вклад в формирование культа обожествленного
Христа. Лучшее, что создало европейское
зодчество – церковная архитектура, призвано
было прославлять величие Бога и церкви.
Музыка в храме (фуги и хоралы Баха), равно,
как и церковный хор в православных богослужениях,
не могли не оказывать своего влияния
на музыкальную культуру целых наций.
С народной культурой церковная музыка
и пение были связаны неразрывно, а всё,
созданное под воздействием христианской
церкви и наполненное торжественным благолепием,
служило для прославления божественного
и укрепления веры.
Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие
и емкие понятия («тяжел крест», «путь
на Голгофу», царь Ирод, предатель Иуда
и др.) веками формировали и питали системы
жизненных восприятий, оценок, нравственных
понятий. Важнейшие догматы и постулаты
церкви о послушании, терпении, воздаянии
на том свете формировали у народов представление
о неизбежности, ниспосланности свыше
тех порядков, которые царят в мире. Из
века в век они складывались в целую систему
мировоззрения, согласно которому, от
тягот земных удалось бы избавиться в
лучшем случае после Страшного суда и
второго пришествия Христа. А до того –
приходилось лишь терпеть и надеяться
на воздаяние в царстве небесном.
Словом, на протяжении долгих веков или
даже тысячелетий, нормы быта и морали,
представления и ассоциации, традиции
культуры и литературные произведения
– все это формировалось под сильным воздействием
христианской церкви. Хотя, крайне важно
учесть, что влияние церкви на традиции,
культуру и быт народов Европы существенно
рознилось в западной (католическо-протестантской)
и восточной (православной) ее частях.
И это различие в немалой степени способствовало
неодинаковым путям, темпам и результатам
социальной эволюции европейских стран.
На Западе протест против всесилия церкви,
приведший к Реформации, дал сильнейший
толчок антиклерикализму (светскому) развитию
вне русла церковного влияния. На Востоке
же слияние православной церкви с государством
создало значительно более мощную систему
незыблемой и освященной церковным авторитетом
самодержавно-деспотической традиции,
сломать которую оказалось много сложнее.
Известно, скольких усилий это потребовало
даже в том, на редкость благоприятном
для реформ варианте, который связан с
именем и действиями Петра I, энергично
и упорно пробивавшего «окно» в Европу.
А ведь оно имело огромное значение: через
это «окно» проникали импульсы колоссальной
разрушительной силы, способствовавшие
преобразованиям, как в общественном устройстве
страны, так и в культуре. Добиваясь своей
цели, Петр упразднил даже русский патриархат,
место которого занял Святейший Синод,
ставший послушным орудием императора
в его деятельности. «С фасада» Государство
Российское стало светским, но корнями
– культурными традициями, всё же уходило
в многовековую религиозность, что в свою
очередь привело к глубокому церковному
расколу.
6. Культура в буддизме
Буддийская культура изначально связана
с проповедью общественного согласия,
равноправия и ненасильственного бытия.
Благоразумие, уверенность, сдержанность,
мягкость – главные черты буддийской
этики. Она учит: «Украшение человека –
мудрость, украшение мудрости - спокойствие,
украшение спокойствия – отвага, украшение
отваги – мягкость». Основные принципы
буддийского мироощущения сформулированы
следующим образом: предотвращать и пресекать
зло, делать и поддерживать добро. А в китайском
буддизме перечислены пять ведущих заповедей
нравственного поведения: не убивай, не
воруй, не лги, не смотри на женщин с вожделением,
не пей спиртного. Ведь индийская эротика
и культ сексуальных наслаждений – продукт
брахманизма или индуизма, а вовсе не буддизма.
Он же не поощряет любовных удовольствий,
но и не порицает.
В области духовной культуры буддизм развил
традиции поиска в человеке особых психических
сил, позволяющих ему управлять внутренними
процессами тела и проникать мыслью в
глубины тайн мироздания. Традиции эти
привели к накоплению огромного опыта
духовного самосовершенствования, к разработке
особых средств и приёмов погружения в
себя, приведение собственного «я» в состояние
так называемого транса, дающее необычайные
мистические переживания.
Таких высоких успехов в сфере самопознания
личности не достигла ни одна культура,
зато в научном анализе мира успехи буддийской
цивилизации довольно скромны. И пусть
даже индийским мудрецам I-II вв. нашей эры
приписывают создание десятичной системы
исчисления или изобретения нуля, точные
научные дисциплины в странах буддийской
культуры практически не развивались.
Исключением стала лишь архитектура –
наиболее яркое воплощение буддийского
искусства. В многочисленных, отличающихся
изысканностью отделки и неповторимыми
формами храмах, можно встретить сотни
статуй буддийских богов. Каждая из них
несёт свой смысл и является проводником
верующего в мир его самосознания. Но увлечение
погружением в себя, отчуждённое и пренебрежительное
отношение к чувственному миру породили
расплывчатость взглядов, оторванность
от реальной жизни, недоверие и некоторую
неповоротливость ума там, где дело касалось
фактов. Отсюда отсутствие каких-либо
серьёзных исторических исследований,
научных открытий и отставание стран буддийского
востока в техническом развитии, преодолеваемое
только сейчас. Ведь исключением в их сообществе
стали лишь древний Китай и современная
Япония, где религиозность в общем, и буддийская
религия в частности, не занимали и не
занимают господствующих позиций в культуре
или общественной жизни.
7. Философия и искусство
в исламском мире
Зародившись на Аравийском полуострове,
ислам по мере своего распространения
впитывал в себя достижения многих культур:
греко-римской, византийской, персидской,
индийской и прочих. Потому мусульманская
культура многонациональна. Её творцами
были и арабы, и персы, и мавры, и таджики,
и тюрки. Объединяющими её элементами
служат непосредственно ислам и арабский
язык – язык Корана. Мусульмане верят,
что сам Аллах говорил с Мухаммедом по-арабски.
Этот язык – латынь мусульманского мира.
Особенностью мусульманской культуры
является сочетание строгого единства
системы основных религиозных ценностей
и жёсткой регламентации бытового поведения
с достаточно широким свободомыслием
в толковании богословских проблем ислама.
А развитию философии и науки в мусульманском
мире в немалой степени способствовало
уважение к учёности, вошедшее в традицию
заодно с благоговением перед Кораном.
Как в христианской, так и в мусульманской
культуре, основная борьба на почве богословских
размышлений завязалась между мистицизмом
и рационализмом. Первое направление мысли
стал выражать суфизм – идея духовного
самоуглубления и тайного оккультного
знания. В настоящее время данное философское
направление находит сторонников среди
мусульман-шиитов.
Другая мощная ветвь исламской философии
– рационализм, целиком опирается на логику.
Данный подход к познанию сыграл огромную
роль в развитии науки, ведь арабский мир
средневековья дал человечеству множество
знаний в самых различных областях жизнедеятельности.
Мы пользуемся арабскими цифрами и основанной
на них алгеброй, знаниями из астрономии,
минералогии, ботаники, фармакологии,
зоологии, языковедения и других наук.
Особенно же славилось в Европе арабское
искусство врачевания.
В органической связи с философией и наукой
развивалось мусульманская литература
и поэзия; а специфическая черта исламской
культуры – почти полное отсутствие в
ней изобразительного искусства. Это следствие
наложенного религией запрета на изображение
человека, животных и всего божественного.
По этой же причине мусульманский мир
лишился театра, но вместо картин или статуй
исламские художники издавна развивали
орнаментальное искусство арабесок и
художественную каллиграфию. Оригинальна
и изящна мусульманская культовая либо
дворцовая архитектура. Знаменитый Тадж
Махал, мечети Кордовы, Бухары, Стамбула,
Самарканда поражают своими размерами,
законченностью стиля, обилием резьбы,
орнаментов и мозаики, сложной симметрией
орнаментального кружева.
Взлёт мусульманской культуры периода
средневековья сменился упадком после
ослабления арабских халифатов. Мусульманский
Восток отстал от Европы, вставшей на путь
свободомыслия и просвещения. В наши дни,
как и страны буддизма, исламский мир преодолевает
образовавшийся разрыв. Однако мусульманство
и ныне зачастую оказывается консервативной
силой, стремящейся сохранить давно отжившие
традиции и формы бытия.
Заключение
Тема контрольной работы посвящалась
изучению взаимосвязи культуры и религии.
Социально-историчской и теоретико-познавательной
проблеме, важность которой традиционно
признается и обсуждается в плане значения
эволюционных изменений и динамики этих
двух сфер общественной жизни. Это вопрос
мировоззренческого и идеологического
характера, определяющий во многом социально-культурное
и общественно-политическое развитие,
как отдельных стран, так и мирового сообщества
в целом. Их интеграцию на основе толерантности,
взаимного проникновения и духовного
обогащения. Ведь при любых различиях
в уровнях развития религии и культуры,
либо их соотношения между собой, они всегда
останутся существенными факторами личной
и общественной жизни.
Роль религии и культуры, а наиболее важное
– их единства и сбалансированности, велика
не только в становлении национальной
идентичности, но и для устранения конфликтов
на этно-конфессиональной почве. Особенно,
когда развитие межконфессионального
диалога, межкультурных связей и сотрудничества
становится действенной альтернативой
вражды, культурной разобщенности и религиозной
нетерпимости. Единство религии и культуры,
скорее – религий и культур, в условиях
проживания на одной территории и тесных
социальных взаимосвязей людей различных
национальных традиций, имеют большое
значение. Можно даже сказать – ключевое,
поскольку затрагивают на основе взаимодействия
различных религий и культурно-исторического
уклада быта широчайший круг вопросов
организации их совместной жизни; начиная
с пребывания в детских и школьных учреждениях,
и заканчивая условиями совместного труда
или отдыха.
В общем, как остроумно заметил американский
учёный-физик Нильс Бор: “Человечество
сделало два величайших открытия. Одно
— что Бог есть, второе — что Бога нет”.
И вероятно, не столь важно, какой из этих
точек зрения придерживается каждый в
своём самоопределении. Важно найти ту
дорогу, которая приведёт нас всех к Храму.
Поэтому, в более глубоком разрезе анализ
темы взаимосвязи культуры и религии возможно
продолжить на основании детального изучения
использованной для контрольной работы
литературы.
Список использованной
литературы:
1. Мень А. История религии. Т.1. – М: Слово,
1991 год.
2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М:
Изд-во политической литературы, 1989 год.
3. Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М: просвещение,1980
год.
[1] Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989. - с. 129.
[2] Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - С. 213.
[3] Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М., 1980. - с. 20.
[4] Мень А. История религии, В 7 т. - Т.1. - М., 1991. - с. 72.
1