Феноменология лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 11:12, контрольная работа

Описание работы

Феномен лидерства - специфичное явление, не описываемое никакими другими понятиями. Кажется, что дать определение лидерству просто, но при опросе, многие затрудняются объяснить, это понятие, не могут подобрать нужных слов, так как оно включает в себя огромное количество различных, иногда даже противоположных аспектов, охватывает обширную область человеческих взаимоотношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 3
1 ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ........................................................ 4
1.1 Природные свойства лидеров............................................................................. 6
2 ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА.......................................................................................... 9
3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УВЕРЕННОЙ В СЕБЕ ЛИЧНОСТИ............................................................................................................. 15
4 ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА.................................................. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................... 29

Работа содержит 1 файл

контр.раб. по психологии.docx

— 65.43 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

Камская государственная инженерно-экономическая  академия

 

Экономический колледж

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Психология и педагогика»

на тему «Феноменология лидерства»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 3

1 ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ........................................................ 4

1.1 Природные свойства лидеров............................................................................. 6

2 ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА.......................................................................................... 9

3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УВЕРЕННОЙ В СЕБЕ ЛИЧНОСТИ............................................................................................................. 15

4 ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА.................................................. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................... 27

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................... 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

     Феномен лидерства - специфичное  явление, не описываемое никакими  другими понятиями. Кажется, что  дать определение лидерству просто, но при опросе, многие затрудняются  объяснить, это понятие, не  могут подобрать нужных слов, так как оно включает в себя  огромное количество различных, иногда даже противоположных аспектов, охватывает обширную область человеческих взаимоотношений.

     Джорджес Джеймс сформулировал так свое суждение: «Что такое лидерство? Уберите на время все моральные аспекты этого понятия, и останется одно: лидерство – это способность приобретать последователей. Лидерами были и Гитлер, и Джим Джонс, Иисус из Назарета, Мартин Лютер Кинг, Уинстон Черчилль и Джон Ф. Кеннеди – все они были лидерами. Какими бы разными не были их системы ценностей и способности руководить людьми, всех их объединяло одно: у каждого из них были последователи».

     Для того, чтобы найти сторонников своих идей и жизненных принципов, лидер должен обладать определенными чертами. Когда спрашиваешь, каким вы видите лидера, первым, в большинстве случаев, называют такое качество, как уверенность в себе.

     Все же, рассматривая проблему  лидерства, одним из самых интересных  моментов  является процесс становления  лидера, а точнее, кто может, и  кто обычно занимает лидирующие  позиции в  обществе. Поэтому  в данной работе подробно проанализируем наиболее распространенные теории лидерства, среди которых "теория черт", "ситуативные теории", "личностно-ситуативные теории", "системная теория лидерства" Ф. Фидлера, атрибутивные теории, концепция "ценностного обмена" Р.Л.Кричевского, а также, координально отличающуюся от всех предыдущих, индивидуальную теорию личности Альфреда Адлера.

     1 ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ

     Прежде, чем выяснять, кто обычно  становится лидером, какими для этого нужно обладать чертами и линиями поведения, нужно ввести понятия "лидер" и "лидерство".

     Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

     В психологии  приняты различные классификации  лидеров:

  • по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
  • по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
  • по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.

     Различают:

  • формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
  • неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

 

     Выделяют стили лидерства:

     Авторитарный — установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.

     Демократичный — лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.

     Анархичный — лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.

     Лидерство - это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. 3. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой - индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером.

     Обязательное условие  лидерства - обладание властью в конкретных

формальных  или  неформальных  организациях  самых разных  уровней и масштаба. Но во всех случаях лидер  имеет  социальную  и психологическую,  эмоциональную  опору  в  обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

     Соответственно, лидер - социальная роль определенной личности в группе, он ведет группу, организует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы уровень активности. Исследования показывают, что знания, и способности  лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

 

     1.1 Природные свойства лидеров

     Многие, кто становятся лидерами, берут  на себя  такую ответственность только ради возможных власти,  славы и богатства. Но ведь не только эти стремления способствуют появлению лидеров. У них есть определенное качество, которое Л.Гумилев назвал пассионарность, то есть они обладают избытком биохимической энергии. У них стремление изменить окружающее превышает инстинкт самосохранения. Хотя пассионарии составляют очень небольшой процент, они выдвигаются во всех сферах общества.

     Однако направление энергии многих пассионариев оказывается не к

месту, не ко времени, и они погибают как  высокосортные семена, попавшие на неблагоприятную почву. Так происходит со многими. Но те, чье направление энергии находит отклик в обществе и соответствует его актуальным потребностям, становятся лидерами. Каждый лидер  своеобразен.

     Но при всем разнообразии лидеров у них всех можно обнаружить  важные общие свойства:

     Во-первых, - инициатива  в деятельности, принятии верных решений, ведь яркий лидер, как  луч солнца в дождливую погоду, вселяет надежду,  дает стимул и новый порыв в осуществлении намеченных планов.

     Во-вторых, - готовность    нести   ответственность   за   свои решения, при этом, не ища, кого можно было бы обвинить, что результат не достигнут, или в том, что произошли определенные сбои при выполнении задач.

     В-третьих, - обладание  определенной интуицией.  Она позволяет схватывать то, что нельзя увидеть или высчитать. Интуиция оказывается гораздо важнее научных знаний,  теоретической подготовки. Многие выдающиеся     лидеры   не   были   учеными, даже если их именовали "корифеями всех наук".

     В-четвертых, - способность убеждать, скорее - увлекать людей, завоевывать доверие и симпатии.

     В-пятых, - мысль о том, что одной из основных черт лидера является умение быстро находить эффективные пути  и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: "Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими".

     Конечно, этими свойствами лидеры наделены в  различной  пропорции.

Кроме того,  свойства лидера умножаются или ослабляются  в зависимости от того, каково его непосредственное окружение, в  какой  мере он обладает властью. Мне кажется, что Эйзенхауэр Дуайт очень точно определил критерий отбора лидеров (в большинстве случаев): «Чтобы стать лидером, человек должен иметь последователей. Чтобы найти последователей, человек должен пользоваться доверием. Итак, главное из качеств, необходимых лидеру – бесспорная цельность личности. Без неё невозможен реальный успех, где бы то ни было – в рабочей бригаде, на футбольном поле, в армии или деловом офисе. Если товарищи обнаружат, что вы обманщик, если они обнаружат, что вам недостаёт искренности и цельности личности, то вы обречены на неудачу. Слова и поступки человека не должны расходиться между собой. Следовательно, главная необходимость – это цельная личность и высокая цель».

 

 

 

 

     Краткий вывод по 1 главе

     Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

     Лидерство - это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.

     Обязательное условие  лидерства - обладание властью в конкретных формальных или  неформальных  организациях  самых  разных  уровней  и масштаба.

     Каждый лидер  своеобразен. Но при всем разнообразии лидеров у них всех можно обнаружить  важные общие свойства:

  • инициатива  в деятельности, принятии верных решений.      
  • готовность нести ответственность за свои решения
  • обладание  определенной интуицией
  • способность убеждать, увлекать людей, завоевывать доверие и симпатии.
  • умение быстро находить эффективные пути  и средства решения задач.

     Этими свойствами лидеры наделены в  различной  пропорции. Эйзенхауэр Дуайт очень точно определил критерий отбора лидеров (в большинстве случаев): «Чтобы стать лидером, человек должен иметь последователей. Чтобы найти последователей, человек должен пользоваться доверием. Итак, главное из качеств, необходимых лидеру – бесспорная цельность личности. Следовательно, главная необходимость – это цельная личность и высокая цель».

 

 

 

     2 ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА

 

 

     Понятие лидерства и различные  его концепции возникли в западной науке изначально  на  базе  эмпирических  исследований именно малых групп. Однако и трактовка явления лидерства, и понимание его причин и

механизмов  проделали значительную эволюцию.

     Но до сих пор ни в социальной  психологии, рассматривающей преимущественно малые группы, ни в политической психологии, которая под лидером понимает политического деятеля и поэтому анализирует проблемы на уровне больших социальных групп, однозначного понимания этого феномена нет. Каждый исследователь, давая свое определение, выделяет лишь тот или иной его аспект.

     Наиболее распространенные и общепризнанные теории - это теории личностных черт, ситуативные, ситуативно-личностные.

 

     1) Теория черт (и ее разновидности) возникли под влиянием исследований английского психолога и антрополога Ф. Гальтона, пытавшегося еще на заре века объяснить лидерство на основе наследственности. В рамках этого направления были предприняты исследования царских династий различных наций, анализ браков между правителями и т.д. Основной идеей такого подхода было убеждение в том что если лидер обладает качествами (передающимися по наследству), отличающими - его от его последователей, то эти качества можно выделить. Однако, составить перечень таких черт тогда не удалось.

Информация о работе Феноменология лидерства