Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:07, реферат
Начиная краткий обзор наиболее принципиальных положений, связанных с проблемой левшества, отметим еще раз, что «леворукость» и «левшество» в нейропсихологическом контексте не всегда являются синонимами. Эти понятия сливаются и взаимозаменяемы, когда мы говорим о естественном (генетическом) левшестве. То есть в тех случаях, когда доминирование (мануальное предпочтение) левой руки обусловлено генетически заданной, врожденной мозговой организацией человека. Они не синонимичны, когда леворукость носит вынужденный характер (о чем будет идти речь далее при обсуждении патологического левшества).
Принимая во внимание факт
относительной автономии
Обратимся к одному из классических и общепризнанных фактов — сравнительно невыраженной симптоматике речевых расстройств и высокой скорости обратного их развития у левшей. С одной стороны, как было показано, правое полушарие у левшей играет существенно более активную роль в протекании вербальных функций, чем у правшей. С другой — в условиях функциональной разобщенности правое полушарие не испытывает тормозящего влияния со стороны левого и может более интенсивно участвовать в формировании компенсаторных механизмов (не исключено, что в том числе и на биохимическом уровне). Вероятно, совокупность этих и иных факторов (особенно уникальные подкорково-корковые отношения) и способствует достижению того уровня компенсаторных возможностей мозга леворуких, который приводит к сглаженности и быстрому регрессу речевой симптоматики.
Другим примером проявления
«высвобожденного» правого
Нельзя исключить возможность
того, что именно ослабление реципрокного
взаимодействия полушарий и подкорково-
Вероятно, именно указанные факторы приводят у леворуких к созданию специфических интермодальных связей, способствующих их достижениям в сфере живописи и музыки, определяют их достоверно значимое накопление среди артистически одаренных. Они же актуализируются в том, что левши наилучшим образом адаптируются в деятельности индивидуальной, ненормированной, требующей не столько высокой конвенциальности (условности), сколько инициативы и интуиции.
С точки зрения развиваемой концепции представляется возможным объяснить и тот факт, что процент леворуких среди больных хроническими токсикоманиями существенно превышает таковой в общей популяции; при этом левшество отмечается как конституциональная черта, предрасполагающая к их возникновению. В условиях гиперактивности правого полушария и «высвобожденных» подкорковых структур, связанных с основными гомеостатическими, биохимическими и эмоциональными процессами, при отсутствии корригирующего контроля со стороны левого полушария (особенно его лобных отделов), специфические признаки мозговой организации леворуких могут выступать как предрасполагающие к данной патологии факторы риска.
Одним из наиболее дискутируемых аспектов проблемы левшества является признание связи его с различными задержками психического развития в детском возрасте. Анализ литературных данных, а также результаты настоящего исследования свидетельствуют о том, что одной из наиболее существенных причин дизонтогенеза может являться мозговая организация леворуких, атипичный (по сравнению с правшами) характер ее формирования.
В настоящей книге сделана
попытка обобщения той
Все сказанное выше подчинено одной цели — доказательству обязательности специфического подхода к данной части человеческой популяции. Ведь с точки зрения нейропсихологической (то есть с точки зрения мозговой организации психических процессов) левши — это вечные дети!
Левшество — удивительное и загадочное явление в истории человеческой природы, и относиться к нему надо адекватно пониманию этой реальности. Ваш ребенок левша? У него часты аллергические реакции? Он эмоционально неустойчив и упрям? Пишет так, что не понимает даже сам, что написал? Переворачивает все, что можно, как в зеркале? Не может выучить ни одного стихотворения? Крайне медлителен?
Но согласитесь, он удивительно неординарно воспринимает окружающий мир; общеизвестные факты перемешает и заново переструктурирует так, что все поражаются его изобретательности и способности к творчеству. Да и вообще: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Жанна Д'Арк, Дж. Максвелл, И.П. Павлов, Юлий Цезарь, Наполеон и Александр Македонский, Л. ван Бетховен и сэр П. Маккартни — из их числа...
Мне кажется не очень корректной постановка вопроса об «удельном весе» правшей и левшей среди великих мира сего. И уж совсем нелепы дискуссии о том, а что было бы, если бы все они были правшами. Они — левши! Но самое главное состоит, на мой взгляд, в другом. Скажите, пожалуйста, кого с точки зрения глобальности влияния на ход науки, искусства да и мировой истории вообще мы можем поставить рядом с этими титанами? И не просто влияния, но открытия принципиально новых путей развития всего человечества.
Строго говоря, применяя
эпитет «человек Возрождения», мы редко
задумываемся о том, что само его
происхождение связано с
Вполне возможно, именно
рядом с вами сегодня растет тот
(или та), чье имя достойно пополнит
этот ряд. Ну а если что-то не так
или даже совсем не так? Постараемся
руководствоваться известной
1 Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М., 1977; Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М., 1994.
2 Бах Р. Иллюзии. Киев, 1994.
Информация о работе Феномен левшества с позиций нейропсихологии