Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 12:49, реферат
Сущность и виды конформизма согласно положениям социальной психологии. Экспериментальное исследование феномена группового давления. Влияние возраста, общественного положения и психического состояния человека на уровень его приспосабливаемости к группе.
Введение
Виды конформизма
Экспериментальное изучение явления конформизма
Заключение
Список литературы
Реакция индивидов была неодинаковой. Одну крайность представляли около четверти испытуемых, полностью независимые, те, кто никогда не соглашался с ошибочным мнением большинства. Вторая крайность - это те, кто почти всегда уступал большинству. Участвовавшие в эксперименте испытуемые обнаруживали тенденцию принимать достаточно последовательные решения. Те, кто принимал независимые решения, как правило, не уступали большинству во всех сериях эксперимента, а те, кто уступал мнению группы, оказывались не в состоянии свободно принимать решения в процессе всего эксперимента.
Среди независимых личностей было много таких, которые твердо настаивали на своем, уверенные в собственной правоте. Они небезучастно слушали ответы большинства, но были способны преодолеть сомнения и восстановить внутреннее равновесие. Другие действовавшие независимо, полагали, что большинство отвечает правильно, но продолжали не соглашаться с ним, поскольку считали своим долгом называть вещи такими, какими они их видят.
В числе очень уступчивых людей была обнаружена группа, которая быстро приходила к выводу: "Я не прав, они правы". Другие соглашались, чтобы, как они объясняли, - "не испортить ваши результаты". Многие из тех, кто соглашался с группой, подозревали, что большинство - это "овцы", идущие за первым отвечающим, или что большинство - жертвы оптического обмана. Несмотря на это их подозрения не помогали им в момент принятия решения. Большую тревогу вызывают реакции испытуемых, считавших свои отличия от большинства доказательством собственных недостатков, которые необходимо было скрыть любой ценой. Поэтому они отчаянно пытались присоединиться к большинству, не задумываясь о последствиях. И все уступчивые люди не учитывали причин того, почему они соглашались с большинством.
Количество людей, находившихся в оппозиции, варьировалось от одного до пятнадцати человек. Результаты показали отчетливую тенденцию. Когда испытуемому противостоял один человек с противоречивым ответом, он редко сомневался и продолжал отвечать независимо и правильно почти во всех опытах. Когда оппозиция увеличивалась до двух человек, давление возрастало: испытуемый, находившийся в меньшинстве, давал теперь до 13,6% неправильных ответов. Под давлением большинства из трех человек ошибки испытуемых подскакивали до 31,8%. Но дальнейшее увеличение оппозиции существенно не усиливало давления на испытуемого. Стало совершенно ясно, что количество людей, находящихся в оппозиции, имеет значение до определенных пределов.
В некоторых
экспериментах испытуемый получал
поддержку правильно
Присутствие партнера,
поддерживавшего независимого одиночку,
значительно ослабляло влияние
большинства. Число не соответствующих
истине ответов испытуемого
После этого в экспериментальную группу был введен человек, которого проинструктировали, чтобы он противоречил большинству, но при этом и не соглашался с испытуемым. В одних экспериментах большинство всегда должно было выбирать наихудшую для сравнения линию, а проинструктированный партнер указывал на линию, близкую к эталону. В других экспериментах большинство последовательно занимало промежуточную позицию, а не согласный в основном ошибался. Так было изучено относительное влияние "компромиссного" и "экстремистского" партнера на ответы испытуемого.
Когда присутствовал умеренно настроенный не соглашающийся человек, то влияние большинства снижалось до 1/3, и испытуемый никогда полностью не уступал мнению группы. Более того, в этом случае испытуемый допускал лишь умеренные ошибки, а не грубые. Иначе говоря, не соглашающийся человек по большей части контролирует выбор ошибок. Так что испытуемый противостоял большинству, даже порой уступая его давлению.
С другой стороны,
когда еще один "диссидент"
всегда выбирал линию, которая менее
всего соответствовала
Затем экспериментаторы
обратились к изучению того эффекта,
который оказывают на испытуемых
меняющиеся условия эксперимента. В
первом эксперименте изучались последствия
потери или приобретения партнера.
Проинструктированный партнер начинал
отвечать правильно в первых шести
экспериментах. С его поддержкой
испытуемый обычно сопротивлялся давлению
большинства. Но после шестого эксперимента
партнер присоединялся к
Следовательно,
первоначальное наличие партнера или
совместной с ним оппозиции большинству
не усиливают независимости
Исследователи изменили условия эксперимента, начав с опытов, в которых большинство давало единодушные правильные ответы. Затем большинство постепенно переходило к неправильным ответам, и к шестому опыту наивный испытуемый оставался в одиночестве, а единодушная группа действовала против него. Пока кто-либо оставался на стороне испытуемого, он полностью сохранял независимость. Но как только испытуемый обнаруживал себя в одиночестве, его тенденция уступать мнению большинства резко возрастала.
Сопротивление
испытуемого давлению группы в экспериментах
зависело от того, насколько ошибалась
группа. Экспериментаторы постоянно
меняли величину расхождений между
сравниваемыми линиями и
После окончания
экспериментов с его
В ходе данных экспериментов было обнаружено, что тенденция к конформности в обществе столь сильна, что вполне образованные и умные молодые люди по этой причине называют белое черным. Все это наводит на размышления об особенностях нашего образования и тех ценностях, которые определяют наше поведение.
В дальнейшем эксперименты
с подставной группой неоднократно
воспроизводились в различных модификациях,
например, методика Р. Крачфилда. При
этом было обнаружено, что за внешне
сходным "конформным" поведением
могут скрываться принципиально
различные по психологическим механизмам
его варианты. Одни из испытуемых, давших
неправильный ответ, были искренне убеждены
в том, что решили задачу правильно.
Такое поведение можно
В ходе исследований был сделан следующий вывод - степень конформности зависит от таких факторов, как характер ситуации эксперимента и состав, структура группы. Однако роль именно этих характеристик не была выяснена до конца.
К важнейшим
причинам этого относится прежде
всего лабораторный характер группы,
что не позволяет в полной мере
учесть такой фактор, как значимость
для индивида высказываемого мнения.
Проблема значимости ситуации вообще
очень остро стоит перед
Значимой в
полном смысле этого слова является
для личности ситуация, сопряженная
с реальной деятельностью, с реальными
социальными связями этой личности.
Значимость в этом смысле нельзя вообще
повысить перебиранием предметов для
сравнения. Конформность, выявленная при
решении таких задач, может не
иметь ничего общего с тем, как
поведет себя индивид в каких-то
значительно более сложных
Заключение
Специально организованные исследования показывают, что в различных ситуациях процент людей, демонстрирующих конформные реакции, может колебаться от 15 до 80. Это позволяет считать конформность важным фактором социального поведения человека. От чего зависит величина конформности человека? Прежде всего, от значимости для него высказываемого мнения. Чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности. Во-вторых, от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы - тем выше конформность членов группы. Конформность зависит и от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия. Вероятность конформности возрастает с увеличением численности группы и достигает максимума в присутствии 5-8 человек. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает давление групповое большинство, и оно единодушно в своих убеждениях.
На уровень конформности влияют и следующие факторы: возраст (конформное поведение чаще проявляется в молодом и старческом возрасте) и пол (женщины в целом более конформны, чем мужчины), социальный статус (люди с более высоким статусом менее подвержены групповому давлению), психическое и физическое состояние (плохое самочувствие, усталость, психическая напряженность усиливают проявление конформности). Хотя если говорить о подростках и старшеклассниках, то они склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников (очень сильным является желание "быть как все"), и негативизм - в общении с взрослыми. Учитывая это, желательно как можно реже ставить подростка в ситуацию группового давления со стороны взрослых или класса, если они не является для него источником норм и ценностей. В старшем школьном возрасте возрастает вероятность независимых решений, однако конформность в общении со значимой группой сверстников или взрослых еще очень велика (например, различные юношеские преступные группы).
Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося в непривычной для него системе отношений. Потому как перед ним встает вопрос о принятии или отвержении этих норм, правил, ценностей данной группы.
В подростковом
возрасте происходит перелом в сознании:
подросток осознает и чувствует
себя взрослым и требует от окружающих
отношения к себе как ко взрослому.
На этом этапе обостряется стремление
к автономии, самостоятельному оцениванию,
неординарному решению проблем (что
способствует самоутверждению личности),
интенсифицируются процессы саморефлексии,
самоанализа. Если другие ограничивают,
подавляют это стремление, блокируют
свободу в построении и изменении
смыслов жизни, то возникают конфликты,
а на глубинном уровне может развиться
устойчивый когнитивный диссонанс.
Необходимость общения со сверстниками
своей референтной группы также
порождает повышение
Суть всех исследований
конформности остается неизменной -- это
метод "подставной группы", причем
сама группа набрана специально для
целей эксперимента в условиях лаборатории.
Поэтому все попытки дать объяснение
как самому феномену, так и степени
конформности различных индивидов
должны учитывать эту существенную
особенность группы. На основании
самоотчетов испытуемых и выводов,
построенных