Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 05:03, контрольная работа
Целью данной работы является изучение феномена конформности.
Из поставленной цели вытекают следующее задачи:
1. Определить, что такое феномен конформности
2. Проанализировать экспериментальное изучение явления конформизма
3. Рассмотреть факторы влияющие на степень конформности
1. Введение 3
2. Понятие и виды конформизма 4
3. Экспериментальное изучение явления конформизма 5
4. Факторы влияющие на степень конформности 13
5. Заключение 14
6. Список литературы 16
Следовательно,
первоначальное наличие партнера или
совместной с ним оппозиции большинству
не усиливают независимости
Исследователи изменили условия эксперимента, начав с опытов, в которых большинство давало единодушные правильные ответы. Затем большинство постепенно переходило к неправильным ответам, и к шестому опыту наивный испытуемый оставался в одиночестве, а единодушная группа действовала против него. Пока кто-либо оставался на стороне испытуемого, он полностью сохранял независимость. Но как только испытуемый обнаруживал себя в одиночестве, его тенденция уступать мнению большинства резко возрастала [2].
После
окончания экспериментов с его
участниками проводилось
В ходе данных экспериментов было обнаружено, что тенденция к конформности в обществе столь сильна, что вполне образованные и умные молодые люди по этой причине называют белое черным. Все это наводит на размышления об особенностях нашего образования и тех ценностях, которые определяют наше поведение.
В дальнейшем эксперименты с подставной группой неоднократно воспроизводились в различных модификациях, например, методика Р. Крачфилда. При этом было обнаружено, что за внешне сходным "конформным" поведением могут скрываться принципиально различные по психологическим механизмам его варианты. Одни из испытуемых, давших неправильный ответ, были искренне убеждены в том, что решили задачу правильно. Такое поведение можно объяснить эффектом группового внушения, при котором воздействие группы происходит на неосознаваемом уровне. Другие испытуемые отмечали, что они были не согласны с мнением группы, но не хотели открыто высказывать свое мнение, чтобы не вступать в открытую конфронтацию. В данном случае можно говорить о внешнем конформизме или приспособлении. Наконец, представители третьей группы "конформистов" говорили о том, что у них возникал сильный внутренний конфликт, связанный с расхождением своею мнения и мнения группы, но они делали выбор в пользу группы и были убеждены в правильности группового мнения. Этот тип поведения впоследствии стал обозначаться как внутренняя конформность или собственно конформность.
В ходе исследований был сделан следующий вывод - степень конформности зависит от таких факторов, как характер ситуации эксперимента и состав, структура группы. Однако роль именно этих характеристик не была выяснена до конца [2].
К важнейшим причинам этого относится прежде всего лабораторный характер группы, что не позволяет в полной мере учесть такой фактор, как значимость для индивида высказываемого мнения. Проблема значимости ситуации вообще очень остро стоит перед социальной психологией. В данном контексте проблема значимости имеет как минимум две стороны. С одной стороны, можно поставить вопрос о том, значим ли для индивидов предъявляемый материал? В экспериментах Аша — это отрезки разной длины. Легко предположить, что сравнение длин этих отрезков — мало значимая задача. В ряде экспериментов материал варьировался, в частности, вместо длин отрезков сравнивали площади геометрических фигур и т.д. Все эти модификации могут, конечно, способствовать тому, чтобы материал для сравнения был подобран более значимый. Но проблема значимости во всей ее полноте этим все равно не решается, ибо она имеет и другую сторону.
Значимой
в полном смысле этого слова является
для личности ситуация, сопряженная
с реальной деятельностью, с реальными
социальными связями этой личности.
Значимость в этом смысле нельзя вообще
повысить перебиранием предметов для
сравнения. Конформность, выявленная при
решении таких задач, может не иметь ничего
общего с тем, как поведет себя индивид
в каких-то значительно более сложных
ситуациях его реальной жизни: можно легко
уступить группе при сравнении длины линий,
площадей геометрических фигур и пр., но
сохранить независимость мнения в случае,
например, конфликта с непосредственным
начальником. Большинство критиков справедливо
отмечают, что результаты экспериментов
Аша вообще не могут быть распространены
на реальные ситуации, поскольку "группа"
здесь — не реальная социальная группа,
а простое множество людей, собранных
специально для эксперимента. Поэтому
справедливо утверждать, что здесь изучается
не давление группы на индивида, а ситуация
присутствия совокупности лиц, временно
объединенных для выполнения поставленной
экспериментатором задачи [1].
Факторы
влияющие на степень конформности
На основании вышеописанного эксперимента Аш сделал некоторые выводы относительно факторов, которые могут влиять на степень конформности человека. Так, степень конформности человека обусловлена и зависит во-первых, от значимости для него высказываемого мнения - чем оно важнее для него, тем ниже уровень конформности. Во-вторых, от авторитета тех, кто высказывает те или иные взгляды в группе - чем выше их статус и авторитетность для группы, тем выше конформность членов этой группы. В-третьих, конформность зависит от количества лиц, высказывающих ту или иную позицию, от их единодушия. В-четвертых, степень конформности определяется возрастом и полом человека - женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети - чем взрослые.
Аш безуспешно
менял величину расхождений между
сравниваемыми линиями и
Также
к факторы конформного
К
причинам конформизма относятся: необходимость
в одобрении и поддержке, тревога, неуверенность
в себе [3;524].
Заключение
Обобщая вышеизложенное мы
Суть
всех исследований конформности остается
неизменной — это метод "подставной
группы", причем сама группа набрана
специально для целей эксперимента в условиях
лаборатории. Поэтому все попытки дать
объяснение как самому феномену, так и
степени конформности различных индивидов
должны учитывать эту существенную особенность
группы. На основании самоотчетов испытуемых
и выводов, построенных экспериментаторами,
были выявлены многочисленные зависимости.
Хотя на основе собственных оценок результатов
эксперимента испытуемыми причина податливости
усматривались в их личных особенностях
(или в связи с низкой самооценкой, или
благодаря признанию каких-то дефектов
собственного восприятия), в большинстве
объяснений исследователями было принято,
что конформность не есть строго личностная
характеристика индивида. Конечно, и эти
показатели достаточно значимы; например,
было установлено, что на степень конформности
влияют и менее развитый интеллект, и более
низкий уровень развития самосознания,
и многие другие обстоятельства подобного
толка.
Список
литературы
Информация о работе Факторы влияющие на степень конформности