Факторы определяющие развитие памяти у человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:42, реферат

Описание работы

Цель работы – проанализировать факторы развития памяти в разных возрастных периодах.
Согласно заданной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие памяти;
2) изучить индивидуальные особенности памяти и её развития;
3) исследовать основные процессы и механизмы памяти;
4) проанализировать факторы развития памяти.

Содержание

Введение стр.2-3

1. Память и её значение
1.1 Понятие памяти стр.3-4

1.2 Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
стр.4-6

1.3 Основные процессы и механизмы памяти стр.6-11

1.4 Взгляды известных психологов на природу памяти
стр.11-13

2. Факторы развития памяти
2.1 Знаковая память: методика развития и факторы, влияющие на её развитие стр.13-16

2.2 Образная память: методика и факторы влияющие на её развитие стр.16-18

2.3 Нормативная память: методика и факторы, влияющие на её развитие стр.18-20

Заключение стр.20-23

Список литературы стр.24

Работа содержит 1 файл

Женя психология.docx

— 56.58 Кб (Скачать)

     А.Р. Лурия вскоре убедился, что способности памяти испытуемого, практически, безграничны и он обратился к новому вопросу: насколько способна его память к забыванию. Однако в процессе подобной работы были сделаны выводы о том, что испытуемый не забывает, практически, ничего. Дефекты в воспроизведении были связаны обычно с тем, что образ помещался в такое положение, при котором его было трудно «разглядеть». Как показали наблюдения А.Р. Лурия, пропуски воспроизведения были не дефектами памяти, а дефектами восприятия, т.е. объяснялись дефектами зрительного восприятия, а, следовательно, лежали в области психологии восприятия, а не в области психологии памяти.

     Вскоре испытуемый стал профессиональным мнемонистом, т.е. стал давать выступления. В процессе этих выступлений он приобрёл поистине виртуозные навыки. Однако способности его памяти не были «эйдетическими», его образы обнаруживали неизмеримо большую подвижность. К его памяти, как отмечает А.Р. Лурия, примешивалось решающее значение синестезий, которые и делали его запоминание сложным и отличным от «эйдетической» памяти (в современной психологической науке под эйдетизмом понимается воспроизведение во всех деталях образов и предметов, не действующих в данный момент на анализаторы, физиологической основой который является остаточное возбуждение анализатора).

     Последний вопрос, над которым задумывается А.Р. Лурия, вопрос о способности своего испытуемого к забыванию. Как ни старался испытуемый, ему не удавалось ничего забыть.

     Конечно, книга А.Р. Лурия может и не раскрывает всех механизмов памяти, однако представляет значительный интерес в раскрытии проблем памяти феноменальной, а также показывает сам процесс работы известного учёного и во многом может помочь начинающим психологам.

     Работа В.Я. Ляудис «Память в процессе развития» [8] посвящена сравнительно-генетическому изучению развитых и элементарных форм памяти человека. Автор выясняет функции форм памяти человека на конкретном экспериментальном материале и раскрывает условия развития процессов произвольного запоминания, припоминания.

     В рамках нашей работы, конечно, невозможно проанализировать взгляды всех известных учёных на проблему памяти, однако те взгляды, которые мы представили, могут, по нашему мнению раскрыть её основные характеристики и пролить свет на функционирование её основных процессов.

2. Факторы развития  памяти

2.1 Знаковая память: методика развития и факторы,  влияющие на её развитие

     Существует три взаимосвязанных вида памяти: знаковая, образная (ассоциативная) и нормативная образуют разные по содержанию удовольствия и боль.

А - Знаковая память – формируется через пять органов чувств, которые фиксируют изменяющиеся различия, полученные опытным путем. Она формируется с помощью наслаждения и болевых ощущений. Воспроизводство функционирования чувств является потребностным состоянием. При достаточном развитии их удовлетворение доставляет наслаждение. Каждое чувство имеет также свои пороговые состояния, за которыми может быть отсутствие получение информации или начинаются болевые ощущения. По описаниям в литературе эта память соответствует двигательной или механической.

     Методика развития. Все чувственные ощущения должны развиваться. В зависимости от частоты использования в процессе своей жизни они могут иметь разные пороговые состояния (обостренное чувство, высокая степень чувствительности) или состояние притупления. Стихийно эта память лучше формируется у детей со стилем «А». У них более четкая фиксация зрительных картинок, они лучше на слух запоминают слова. Стиль «В» больше ориентируется на осязательные ощущения и на свое самочувствие. Стиль «С» на оттенки вкуса и запаха.

     Всем детям для развития памяти необходимы упражнения на развитие своего чувственного опыта. Детям после года задаются вопросы на оценку реального опыта общения: что мы слышим, что видим, какой вкус, мягкая твердая поверхность и т.д.

     Детям после трех лет вопросы задаются более сложные: Какие оттенки? Что напоминает? Детям старше пяти лет можно задавать вопросы на воспроизводство памяти. Например, по фотографиям, по видам из окна задаются вопросы: какой запах цветов? Как шелестят эти кусты на ветру? Детям можно показывать на несколько секунд различные картинки, чтобы они учились восстанавливать их с закрытыми глазами на внутренней ментальной памяти. Ученики младших классов должны тренироваться в способности представить перед глазами небольшие тексты стихотворений и другого учебного материала.

     Притом, необходимо отметить, что дети со стилем «А» это будут делать с легкостью.

     Детям со стилем «В» необходимо научиться предварительно осмыслить характер картинки, выделяя на каждом этапе какие-то значения.

     Детям со стилем «С» необходимо научиться предварительно увидеть в ней какой-то смысл, логику развития.

     Причина неразвитой зрительной памяти чаще всего скрывается в неумении организовать зрительное восприятие информации. Хаотичность восприятия, неорганизованность в ориентировании в пространстве может порождать дезориентированность (боязнь потеряться, боязни движущего транспорта и т.д. или боязни замкнутых пространств). Уже малолетних детей необходимо обучать упорядоченности в организации зрительных ощущений: всегда слева направо и сверху вниз. Обучение этой методике позволит в значительной степени профилактировать гибель детей в дорожной обстановке.

     Факторы, ухудшающие функционирование знаковой памяти.

     При поражении психоактивными веществами (медикаментозное лечение), алкоголем, табаком и другими факторами, а также перенесение длительных страданий притупляет болевые ощущения и спектр работы ощущений сужается. В результате зрачок глаза теряет способность реагировать на изменение света. Все остальные чувства так же «замораживаются» на каком-то одном уровне реагирования. В ощущениях самочувствия происходит потеря восприятия боли, ощущений веса, неудобных поз, ощущений от сбоев в работе каких-то органов. После приема психотропных веществ человек при этом испытывает чувства легкости (парения), свободы от необходимости на все реагировать.

     Такое частичное «отмораживание» чувств изменяет работу ощущений. Период жизни в этих состояниях создает свои структуры в бессознательном (измененное сознание), которые программируют ребенка на совершение действий, ведущих к воспроизводству болезненных состояний:

– безволие, ослабление памяти, неряшливость в одежде, личной гигиене;

– замедленность в движениях, нарушения в координации, равновесии, походке, потеря интереса к спорту;

– избыточная потливость, либо сухость кожи, а также оболочек губ и носоглотки;

– нарушения реагирования на свет, на вкус пищи, повышенная жажда, смена периодов отказа от еды с  приступами прожорливости;

– повышенная раздражимость, непереносимость длительных нагрузок в ощущениях.

2.2 Образная память: методика и факторы влияющие на её развитие

     «В» Образная (ассоциативная) память – формируется в результате взаимодействия отрицательных и положительных эмоций, где полученный опыт приобретает свой схематизм исполнения. Благодаря способности эмоций связывать между собой различные значения в ассоциативные цепочки, сознание приобрело способность создавать виртуальные представления и хранить в них будущие предполагаемые действия. Актуализация бесконечного числа схем в мышлении и поведении от простых и сложных также зависит от степени развития воли.

     Если содержание чувственных ощущений определяются каким-то реально существующим явлением, предметом, то широкий спектр эмоций позволяет выделять многочисленные оттенки, значения как в реальном мире, так и виртуальном. Они формируют способы выживания живого существа и потому в значительной степени субъективны – «что одному человеку доставляет удовольствие, то для другого может обернуться неудовольствием».

     Методика развития образной памяти. С помощью положительных и отрицательных эмоций сознание человека может «перемещаться» с объекта на объект быстрее скорости света, создавая сценарии простых и сложных действий, поведенческих актов и мыслительных операций. Их устойчивость также обеспечивается волевым актом, объединяющим взаимодействие положительных и отрицательных эмоций. Сценарии являются мощным мотивирующим фактором, они формируют представления о будущем.

     Дети стиля «В» с широким спектром проявлений эмоций склонны разрабатывать большее количество сценариев, большинство из которых никогда не осуществляется в реальной практической деятельности. Развивающиеся на этой почве мечтательность и фантазирование позволяют формировать своеобразные «домашние заготовки» будущего поведения и развить способности в более короткий срок составлять сценарии поведения и деятельности.

     Через образное мышление делается также попытка предсказать поступки и мысли других людей. Некоторые такие сценарии оцениваются как запретные (в отношении себя и других), что фиксируется в появлении реакции смущения, которая может развиться в застенчивость.

     Дети стиля «А» имеют более узкий спектр эмоций, но они сильнее выражены. Количество сценариев поведения и мышления у них меньше, но они более конкретны, имеют четко выраженные границы и отличаются высокой степенью связи с реальностью. Поэтому их степень свободы в выборе сценариев предполагаемых действий намного ниже.

     Дети стиля «С» имеют слабо выраженные эмоции и поэтому их сценарии менее субъективны и в большей степени отражают требования внешней реальности. В своих мечтах они более конкретны и практичны.

     Методика формирования образной памяти должна строиться по расширению спектра отрицательных и положительных эмоций, объяснением их значения для человека: удовольствия, неудовольствия, радости, печали, страха, гнева, презрения, восторга, грусти, вдохновения и т.д. Дети должны знать, в каких случаях какие эмоции используются, что они означают, что сообщают другому человеку без словесной информации.

     Образная память хорошо формируется в процессе различных игровых ситуаций за счет взаимообучения. В сопереживании, заражении эмоциональными состояниями обогащается сознание каждого ребенка. Дети со стилем «В» становятся более реалистичными, дети со стилем «А» становятся более изобретательными, а дети со стилем «С» становятся смелее в проявлении своих эмоциональных состояний.

     Факторы, ухудшающие функционирование образной памяти. Длительная неспособность выйти из какого-то эмоционального состояния, переживания страданий или при поражении психоактивными веществами притупляет проявлений эмоций. В результате чего границы между сценариями поведения, мыслительными операциями стираются. Этот эффект приводит к рождению иллюзорных сценариев, галлюцинаций, фантастических проектов, потере чувства реальности.

     Длительное воспроизводство этих сценариев приводит к их закреплению в структурах бессознательного и надолго подчиняют человека к непроизвольной мотивации для их воспроизводства. Во внешнем поведении они будут проявляться следующим образом:

– уменьшение способности  концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, непоследовательность в действиях  и мышлении;

– повышенный фон настроения, чрезмерная смешливость или благодушие, погруженность в себя;

– общая вялость, сонливость, неразборчивость речи, неряшливость в уходе за собой;

– эмоциональная тупость, безразличие к своему будущему, непереносимость  отрицательных и положительных  эмоций;

– резкие, внезапные ухудшения  настроения, повышение раздражительности, беспокойства.

2.3 Нормативная  память: методика и факторы, влияющие  на её развитие

     «С» – Нормативная память – формируется в результате взаимодействия «чувства вины» (Голоса Совести) и «экстатического наслаждения». Нормативная природа сознания формируется как в процессе прохождения всех стадий развития организма, так и в процессе усвоения нормативности коллективного опыта. Если чувственный опыт обуславливает наличие в памяти реального мира, эмоциональное взаимодействие обеспечивает наличие эффективных способов выживания, то нормативная природа сознания создается в результате взаимодействия норм, обеспечивающих равновесное существование всего качественного разнообразия предметов, растительного мира и живых существ.

     С помощью нормативной памяти человек познает мир, уже не опираясь на свои ощущения и приборы, являющиеся их продолжением. Благодаря этой сфере мы познаем нормативность предметов, вещей, смыслы их существования, невидимые нормы, правила и традиции, которым бессознательно подчиняемся в поведении и мышлении. Ощущения «вины» чутко корректируют наши действия и способы мышления, формируя чувство ответственности. Экстатическое удовольствие (переживания восторга) позволяет наслаждаться как результатами законченной работы, игры, так и произведениями искусства или обыкновенной придорожной травкой. Их взаимодействие, объединенное волей, позволяет видеть гармоничное единство в бесконечном разнообразии норм существования вещей и форм мышления. Они формируют естественно-природную нормативность сознания, позволяющую даже ребенку интуитивно соблюдать нормы права, этики, эстетики, обнаруживать невидимые гармоничные состояния в искусстве.

     Методика развития нормативной памяти. Эстетическое оформление помещений, территории учреждений и школ, народные сказки, легенды формируют способность сознания гармонизировать ребенка с окружающим миром природы и людей. «Красота спасет мир» – это не романтический лозунг, а необходимый способ формирования нормативной памяти, определяющей меру общечеловеческого в индивидуальном сознании.

Информация о работе Факторы определяющие развитие памяти у человека