Факторы формирования способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 01:25, контрольная работа

Описание работы

Психология способностей является одним из разделов психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии). Способности связаны с продуктивным осуществлением какого-либо конкретного дела, достижением высокого результата в живописи, спорте, политике или другой сфере. Самореализация человека, предполагающая раскрытие им в жизни своего потенциала, немыслима без развития способностей. Многие учёные обращались к исследованию рассматриваемой проблемы.

Содержание

Введение
1 Происхождение способностей
2 Факторы формирования способностей
3 Уровни развития способностей
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная психология.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, можно условно назвать  три основных этапа развития способностей: задатки, склонности, способности.

 

3 Уровни развития способностей

 

     Развитие  способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития: одаренность, талант, гениальность.

     Человек, способный к различным видам  деятельности и общения, обладает общей  одаренностью, то есть единством общих  способностей, обусловливающим широкий  диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения.

     Одаренность - высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного  выполнения деятельности.

     Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

     Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием «талант».

     Талант  - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

     Талант  проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается  у той доли одаренных детей, которые  начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей - гениальность.

     Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.

     Талантливые люди часто встречаются в различных  сферах деятельности, они с успехом  реализуют себя, а вот гениальность - исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании «гении рождаются раз в сто лет».

     Таким образом, в процессе развития и совершенствования  способностей лишь единицы людей  достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач дифференциальной психологии - как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.

 

  Заключение

 

     Из  рассмотренного материала можно  сделать выводы о том, что способности  – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

     Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие  обстоятельства его жизни:

     1.  Наличие общества, социально-культурной  среды, созданной трудом многих  поколений людей. Эта среда  искусственна, включает множество  предметов материальной и духовной  культуры, обеспечивающих существование  человека и удовлетворение его собственно человеческих потребностей.

     2. Отсутствие природных задатков  к пользованию соответствующими  предметами и необходимость обучения  этому с детства.

     3.  Необходимость участия в различных  сложных и высокоорганизованных  видах человеческой деятельности.

     4.  Наличие с рождения вокруг  человека образованных и цивилизованных  людей, которые уже обладают  необходимыми ему способностями  и в состоянии передать ему  нужные знания, умения и навыки, располагая при этом соответствующими  средствами обучения и воспитания.

     5.  Отсутствие с рождения у человека  жестких, запрограммированных структур  поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих мозговых  структур, обеспечивающих функционирование  психики, и возможность их формирования  под влиянием обучения и воспитания.

     Социально-культурная среда позволяет развивать способности, обеспечивающие правильное пользование  предметами материальной и духовной культуры и развитие необходимых  для этого способностей (они формируются  и совершенствуются в процессе научения пользованию соответствующими предметами). Необходимость включения в специфически человеческие виды деятельности с раннего детства вынуждает родителей заботиться о развитии у детей нужных для них способностей, а впоследствии, когда сами дети становятся взрослыми, создает у них потребности в самостоятельном приобретении соответствующих способностей. Окружающие ребенка взрослые люди, в большинстве своем уже обладая необходимыми способностями и средствами обучения (в виде готовых предметов материальной и духовной культуры, которыми надо научиться пользоваться), обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Они в свою очередь с готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные воздействия, быстро усваивают их благодаря пластичному и гибкому, приспособленному к научению мозгу. Те задатки, которые необходимы  для развития человеческих способностей, под влиянием всего этого складываются у ребенка довольно рано, примерно к трем годам, обеспечивая в дальнейшем уже не природное, а социальное его развитие.

     Реализация  способностей личности является решающим критерием уровня и развития общества. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем  психологии и  важнейшая практическая проблема.

         Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонность к чему-то или увлеченность чем-то. Но способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. И если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае нельзя развить.

     Занимаясь развитием своих способностей, человек  должен стремиться к тому, чтобы  это развитие не было самоцелью. Главная  задача в том, чтобы быть достойным  человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работать над формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего, моральных качеств. Способности - это только одна сторона личности, одно из ее психических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он не может считаться положительной личностью. Напротив, одаренные люди, отличающиеся высоким нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильной волей, приносили и приносят огромную пользу обществу.  
 
 
 
 
 

 

        Список использованной литературы

 
     
  1. Дружинина, В.Н. Психология / В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
  2. Дыгун, М.А. Конспект лекций по психологии для дошкольного отделения в трёх частях. Ч.3 / М.А. Дыгун, Н.Е. Савельева; под ред. М.А. Дыгуна. – Минск: Жасскон, 2005. – 132 с.
  3. Немов, Р.С. Психология образования / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 496 с.
  4. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
  5. Реан, А.А. Психология и педагогика: Учебник для вузов / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум; под ред. А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.
  6. Савенков, А.И. Психология детской одарённости / А.И. Савенков. – СПб.: Генезис, 2010. – 440 с.
  7. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2004. – 640 с.
  8. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

Информация о работе Факторы формирования способностей