Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 15:46, реферат
Процесс восприятия человека человеком является важным этапом в построении межличностной коммуникации. Этой проблеме посвящено много теоретических и прикладных исследований, проведенных как у нас, так и за рубежом. Особое внимание в этих работах уделяется феномену формирования первого впечатления, который достаточно длительное время играет роль своеобразной психологической установки на личность. Исследования помогающие понять, как именно складывается первое впечатление, проведенные российским ученым А.А. Бодалевым показали, что оно формируется в течение первых 2-3 минут и потом подсознательно оказывает влияние на человека, потому что обладает определенной устойчивостью. Влияние на восприятие человека человеком феномена первого впечатления могут влиять на наши суждения достаточно длительное время. Очень часто люди судят о других именно по первому впечатлению. Хотя зачастую первое впечатление бывает обманчивым.
1.Факторы первого впечатления……………………………………………....2
1.1 формирование первого впечатления………………………………..2
1.2 Три фактора первого впечатления…………………………………..3
2. Эффекты первого впечатления…………………………………………….11
3. Типовые схемы формирования первого впечатления……………………14
4. Список литературы………………………………………………………….21
Например: Преступник. "Этот зверюга что-то хочет понять, умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошенная вперед". Или: "Человек опустившийся, очень озлобленный, неопрятно одетый, непричесанный. Можно думать, что до того как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд."
Герой. "Молодой человек лет 25-30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклочены, небрит, ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма". Или: "Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое".
В другом исследовании П.Уилсон показывал студентам разных классов колледжа одного и того же мужчину, которого он назвал "мистер Инглэд". В одном классе Уилсон представлял "мистера Инглэда" как студе6нта, во втором-как лаборанта, в третьем-как преподавателя, в четвертом-как доцента, в последнем-как профессора. После того, как гость уходил, просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост "мистера Инглэда" неуклонно увеличивался по мере увеличения его социального статуса в то время, как рост Уилсона не менялся. Интересно, что разрыв в росте "мистера Инглэнда" от первого до последнего класса составлял 14-15 см.
Итак, можно полагать, что в данном случае схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Очень важно, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Договоримся в дальнейшем называть такого рода ошибки в общении действием фактора "превосходства".
Не менее важным и узнаваемыми являются ошибки, связанные с "общей эстетической выразительностью человека", т.е. с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики.
Например,
в одном из экспериментов учителям были
предложены для оценки "личные дела"
учеников. Перед ними ставилась задача
определить уровень интеллекта школьника,
отношение его родителей к школе, его планы
в смысле дальнейшего образования и отношение
к нему сверстников. Секрет эксперимента
был в том, что всем давалось одно и то
же личное дело, но к нему прилагались
разные фотографии-одна заведомо привлекательная,
а другая заведомо непривлекательная.
Оказалось, что "привлекательным"
детям, при прочих равных условиях, учителя
приписывали более высокий интеллект,
намерение поступить в колледж, лучший
статус в группе сверстников, родителей,
больше занимающихся их воспитанием.
Другой пример. Американский психолог А.Миллер, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем он показал эти фотографии мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет и просил их высказаться о внутреннем мире каждого из тех, кто был изображен на фотографиях. Испытуемые оценили и мужчин и женщин, которых эксперты отнесли к наиболее красивым, как более уверенных в себе, счастливых и искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, утонченных и более богатых духовно, чем тех, кто был оценен экспертами как некрасивые, и даже чем тех, кто попал в категорию "обыкновенных". Кроме того, испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных.
Таким образом, получается, что этот тип ошибки очень напоминает предыдущий: здесь тоже под влиянием одного фактора переоцениваются или недооцениваются свойства человека. Только здесь мы имеем дело с действием фактора "привлекательности" - чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях; если же6 он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.
Следующая схема без сомнения, хорошо известна. Наверное, все согласятся, что те люди, которые нас любят (хорошо к нам относятся), кажутся нам значительно лучше тех, кто нас ненавидит (плохо к нам относится). Это проявление действия фактора "отношения к нам", который приводит к изменению оценки качеств людей в зависимости от знака этого отношения.
Показателен
в этом плане результат исследования Р.Нисбета
и Т.Вильсона. Студенты в течение получаса
общались с новым преподавателем, который
с одними испытуемыми вел себя доброжелательно,
с другими отстраненно, подчеркивая социальную
дистанцию. После этого студентов просили
оценить ряд характеристик преподавателя.
Результаты оказались достаточно однозначными.
Оценки преподавателя доброжелательного
оказались значительно выше, чем оценки
"холодного".
Отсюда мы можем
заключить, что положительное отношение
к нам действительно порождает
сильную тенденцию к
Традиционно в исследованиях формирования первого впечатления все три вида ошибок, описанных выше, охватываются "эффектом ореола". Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление-к недооценке неизвестного человека.2 Действительно, механизм ошибок во всех трех случаях похож, однако "источником" ореола в каждом случае являются разные причины, что и позволило выделить три основные ошибки-превосходства, привлекательности и отношения к нам.
Итак, если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов-превосходства, привлекательности или отношения к нам, то человек, скорее всего, применит одну из схем восприятия и, возможно, ошибется в оценке партнера. Очень важно отметить, что эти три фактора охватывают практически все возможные ситуации общения, во всяком случае очень трудно представить себе такую ситуацию, в которой не действовал бы хотя бы один из них, в значительном числе случаев они действуют одновременно. Из этого как будто следует, что первичное восприятие другого человека всегда ошибочно. Так ли это?
В действительности вопрос о точности, правильности социальной перцепции гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. С одной стороны, специальные исследования показывают, что каждый (или почти каждый) взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, вполне способен точно (в опреде6ленных пределах, конечно) определить почти все характеристики партнера-и его психологические черты, и его социально-демографическую принадлежность (возраст, социальный слой, примерную профессию). Но эта точность бывает только в совершенно нейтральных ситуациях, т.е. в ситуациях, из которых искусственно устранены все возможности взаимодействия, общения, зависимости, отношения между людьми (а такие ситуации встречаются только в специальных экспериментах и совершенно отсутствуют в реальной жизни), и единственной задачей испытуемого является точное и полное восприятие другого человека. С другой стороны, исследования обнаруживают, что почти всегда в реальных ситуациях (которые никогда не бывают стерильно нейтральными) присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы по тем или иным причинам друг в друге, тем больше вероятность ошибок. В чем же дело?
Вероятно, в том, что перед человеком никогда не стоит задача "просто воспринять" другого. Первое впечатление-это не самоцель. В самом деле6, общение наше строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся, т.е. для каждой степени превосходства, для каждой категории партнеров есть как бы разные "техники" общения. Особенно хорошо это видно на примере общения взрослых с маленькими детьми. Как многие взрослые не умеют разговаривать с малышами, как часто маленькие дети испытывают трудности в общении с незнакомыми взрослыми! Причина этих неуспехов- отсутствие у тех и других адекватной техники общения при таком огромном и явном превосходстве по всем параметрам. Те же самые моменты проявляются в неудачах общения многих образованных людей с "сильными мира сего".
Выбор "техники"
общения в каждом конкретном случае определяется
характеристиками партнера. Поэтому наиболее
важные в данной ситуации характеристики
партнера-это те, которые позволяют его
отнести к какой-то категории, группе.
Именно эти характеристики и воспринимаются
наиболее точно.
В каждой ситуации в фокусе восприятия оказываются те признаки другого человека, которые позволяют определить его принадлежность к той или иной группе в соответствии с особенностями ситуации и требованиями к построению дальнейшего поведения. А все остальные черты и особенности, оказавшиеся "не в фокусе", просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь появляется вероятность ошибки.
Таким образом, всегда восприятие любого другого одновременно и верное и неверное, правильное и неправильное, оно более точное в отношении главных в данный момент характеристик, по которым мы строим поведение, и менее точное в отношении остальных.
Итак, в межгрупповом взаимодействии схематичное, стереотипное восприятие зачастую бывает оправданно и приводит к нужным результатам, поскольку оно в данном случае правильно. Ситуации первого знакомства относятся именно к межгрупповому уровню общения, поскольку для людей как социальных существ главное-определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных, "не относящихся к делу" свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем- за пределами ситуации первого впечатления, когда общение станет межличностным и потребуется точность в определении именно этих психологических качеств.
Таковы в
общих чертах типичные схемы формирования
первого впечатления. Однако важно знать
не только саму схему восприятия, но также
и те знаки во внешности другого человека
или в ситуации, которые запускают восприятие
по этой схеме. Важно знание тех крючков,
за которые зацепляется та или иная схема
восприятия- по фактору "превосходства",
"привлекательности" или "отношения
к нам". Рассмотрим их.
Список литературы
1.Лисенкова Л.Ф. Психология и этика деловых отношений: Учебное
пособие для экономистов. - М.: Институт практической психологии. 1998. -
336 с.
2.Психология и этика делового общения./ В.Ю. Дорошенко и др. М.:
Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 г. - 279 с.
3. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения. - Ставрополь, 1990. - 144с
4. Шейнов Б.П. Психология и этика делового контакта. Минск.: АМАЛФЕЯ,
1997
5. Кузин Ф.Н. Культура делового общения: Практическое пособие, - 3-е
изд.- М.: "Ось -89", 1999 г.,-240 с.
6. Интернет-ресурсы