Естественные предпосылки выделяющие психологию как самостоятельную науку

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 04:03, контрольная работа

Описание работы

1.Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в 19в.
2.Возникновение психофизики и психометрии.
3.Развитие эвалюции людей в биологии и их значение для психологии.

Работа содержит 1 файл

История психология.docx

— 18.94 Кб (Скачать)

История психология.

Тема1:Естественные предпосылки  выделяющие психологию как самостоятельную  науку.

1.Развитие физиологии  нервной системы и органов  чувств в 19в.

2.Возникновение психофизики  и психометрии.

3.Развитие эвалюции людей  в биологии и их значение  для психологии.

1вопрос!

Чарльз Бьел наметил анатомическую  основу рефлекторной дуги.Установил  что спинной мозг построен по принцыпу рефлекторной дуги.

Бьел показал регулирующие функциимышечного чувства осуществляющие движение.Открытие его углубляли  знания ипозволяли лучше понять нервынй  механизм поведения.

Иогана Мюллер.Получило развитие о рефлекторном акте и рефлекторной работе спинного мозга.Им было написано учебное пособие руководство  по физиологии человека(1833-1840).Выдвинул дактрину о специфической энергии  органов чувств(сожержит 10 законов).

Юнг автор теории о 3-х компонентной теории цветного зрения(1801)расширил Геринг(конец 19в.) «Фотохимическая теория цветного зрения»

Вебер-исследовал в области  осязания(1924г)Им был разработан прибор(Циркуль  Вебера) и позволил психику впервые  применять измерительные процедуры.

Гольц попробовал измерять скорость нервного возбуждения.С т.з. его нервный  процесс-это электрическая волна.Изобрел  прибор позволяющий измерить глазное  дно.

Сформулировал теорию восприятия и теорию бессознательных умозаключений.

Иследование в области  органов чувств требовали объяснения в рамках единого концептуального  основания.Среди психологии получила развитие идея параллелизма т.е. психика  рассматривается как параллельная физиология.

2вопрос!

Феклер создал психофизику.Задача-разработать  точную теорию соотношения между  физичиским и психическим миром.Различал внешнюю и внутреннею.

Для психофизиоологии создал методы.Целью исследования является измерение ощущений.Средством измерения  ощущений измеряется интенсивность  физического раздражителя.Точкой отсчета  ощущений становится минимальная величина раздражителя при котором возникает  первое едва заметное ощущение.(нижний абсолютный порог)

Он впервые осуществлял  попытку приложения математики к  психологии.

Дондерс изобрел методику исследования времени сложных психических  процессов.(1869г)В настаящее время  его работа получила развитие в области  когнетивной психологии.

Экслер (термин-время-реакция) его исследования положили начало исследованиям  установки.Исследование количественных аспектов психических процессов  открывали возможность объективного подхода к психическим явлениям.

3Вопрос!

Дарвин.Его работа «Происхождение видов путем естественного отбора»(1869г)

Естественный отбор на основе законов изменчивости и принцып  наследственности.Теория его позволила  истолковать материалестические целесообразности дяетельности человека.

Теория эвалюции оказала  глубокое влияние на психику т.к. утверждалась идея приспособленом смысле психики и ставила перед психологами  задачу.Определяя движение сил психического развития особенно по отношению к  человеку.Стал вопрос о разграничении  психики животных и психики человека.Идеи Дарвины были развиты в начале 20в. Спенсором.

Торондайк 1889 вышла работа о животных.

Тема 2:Определение психологии как  самостоятельной науки.

1.Вундт и основания  эксперементальной психологии.

2.Понимание Вундта предмета  новой психологии.

3.Учение Вундта об элементах  опыта создания.

…………………….:1вопрос!:......................

 

 

 

 

Тема3:Структороведение и функциональная психология.

1.Структуролизм:вклад в  развитие психологии и его  критика.

2.Функционализм как реакция  на структурную психологию.

3.Развитие функциональной  психологии.

1Вопрос!

Теоритическим лидером структурализма являлся Титченер(психолог,выдающийся иследователь,учитель)ученик Вундта,развивал его взгляды.Карнельский университет,США-место  его деятельности.Тиченер положил  начало эксперементальной психологии в США.Свою науку он назвал стуктуролизмом.Предметом  является структура сознания,понимаемая как совокупность отдельных элементов  имеющих элементарную природу.Цель психологии-изучение структуры сознания т.е. способов стуктурирования простейших элементов,при чем исследователю  необходимо ответить на вопрос-Почему возникла именно такая комбинация?

Задачи:

1-разложить душевное состояние  на состовные части.

2-найти законы соединения  этих частей.

3-превести эти законы  в связь с физиологической  организацией.

Методы:

Аналитическая интроспекция-один из вариантов наблюдения.(наблюдения совместимое с последующим анализом)К  самонаблюдения предъявлялись особые требования:исключение внешних влияний;внимательность за ходом сознания;умение вырозить словами то,что наблюдал;умение удерживать задачу исследования.

Учение Титченера содержало  следущие идеи.

Первичные элементы сознания –это ощущения,образы и чувства.Ощущение и чувства обладают интенсивностью,длительностью,отчетливостью  и качеством.Образы-следы прежних  ощущений,имеют большую или меньшую  отчетливость.Внимание и мышление имеют  чувственную природу,но вместе с  тем являются комбинацией.

Система Титченера занимала особое место в Амереканской психологии,но не стало ее органической частью.После  смерти его,данное направление прекратило свое существование.

Критика:-психическое ограничивается сферой осозноного и иследуеться  как замкнутуе в себе сознание;излишняя интеллектуализация подхода.

2Вопрос!

Aetrwbjyfkbpv возник как реакция на структурную психологию.Предшественниками идеи функциональной психологии является Брентано-автор теорри о психических актах.1874 год психология с эмпирической точки зрения в этой работе Брентано указывает на необходимость рассмотрения внутреннего восприятия психических финоменов.Он выступал против психологии как науке о содержании сознания,он считал что нужно изучать сами акты нашего сознания.(не мышление как процес,а суждение,слышанье,виденье)Психический акт интонционально содержит в себе объект на который он направлен.Т.О. психические акты всегда направлекны на объекты,сознание =сознание о ….

Карл Штумпф в своих  работах он идею психического акта продолжил развивать.Психология функций.Ст.з.Штумпфа  центаральным понятием психологии должно являтся понятие функций.Он впервые  говорит и психических функций,именно их и необходимо изучать.(свои иследования  проводил на музыкальных представлениях).

Теоритическим лидером стал Джеймс ему пренадлежит роль самостоятельного направления функционализма.Главный  труд основы психологии 1890 год.С т.з. его при самонаблюдения открываются  целоситные состояния самосознания которые носятизменчивый характер.С  Т.З. Джеймса сознание течет непрерывно,в  нем нет никаких связок внутренних,изменчиво,происходит изменение качественности потока сознания.Сознание обладает изберательностью(в сознание одно состояние может быть болие  отичетливо,другое мение).Изберательность  обусловлена нашими переживаниями.Все  душевные процессы являются функцией мозговой деятельнеости изменяясь параллельно с последней и относясь к ней как действие прияины.Предмет изучения функций сознания.Джеймс положил начало новой школе-функционализму.

3Вопрос!

Функциональная психология как самостоятельное направление  получило свое развитие в начале 20 века в США и было представлено психологами  Чикагской школы,среди которых  Джон Дьюн,Энжелл.Данное направление  существовало до 1916 года,а затем  трансформировалось в бихвиоризм.Дьин-понятие  рефлекторной дуги в психологии 1896год.(положило начало учению) с т.з. Дьюи психика  должна рассматриваться всвязи своей  полезной функции в поведении.Занимался  проблеммами обучения с его точки  зрения психическая функция это  инструмент к приспособлению окружению.С  его точки зрения предметом психологии должно было быть изучения человеческого  организма в процессе его жизнедеятельности.

Энжел 1904 учебник под названием  психология.С его точки зрения функция сознания совершенствовать адаптивные способности организма.С  его точки зрения психология должна изучать как организм приспособляется  к среде.Цель понять как психика  этому способствует.

Кэрр предметом изучения психологии должна являтся психическая  декятельность.:восприятия,память,вооббражения,мышления,чувства  и воля.Функции психической деятельности заключается в регуляции поведения,а  само поведение и активность носит  приспособительный характер.Благо  функциональной психологии появились  прикладные области  психологического знания такие как:тестирование,педогогическое,мед,юридическое,промышленая  психология.

Тема3 ---------------------------------------------------------------------

Тема4:Бихвеоризм.Предшествующее влияние.

1.Кризис в психологии.Особенности  ситуации возникновения бихвиоризма.

2.Влияние зоопсихологии  на бихвеоризм.

2.1.Теория поведения животных  на основе концепции трапизма  Жакка Леба.

2.2.Законы научения по  Торндайку.

2.3.Учение об условных  рефлексах Павлова.Сочитательные  рефлексы(Бехтерев).

3.Влияние психологии на  бихвеоризм.

1 вопрос!

20 годы-середина 30 годов 20 века-открытый кризис.К 10 годам  20 века все больше обнаруживалась  несостоятельность субъективно-идеолистических  представлений о психике.Кризис  явился показателем роста науки  развитие которой приводит к  необходимости смены прежних  представлений новыми знаниями.Этот  кризис для психологии был  методологическим.Позитивное значение  кризиса в том,что возникло  ряд новых психологических подходов  и в зарубежной и в советской  психологии.

Исторические события.Период обострения экономических и социально-политических противоречий,огресивная внешняя политика государств,первая мировая война,изменение  основ идеологии.В период открытого кризиса появляются и в дальнейшем получают свое развитие такие направления как-бихвеоризм,психоанализ,гиштальтпсихология.

2.1.вопрос!

Основные идеи бихвеоризма  развивались в психологии и биологии в течении многих лет.

Ж.Леб (1859-1924) разработал теорию поведение животных на основе концепции  трапизма или вынужденных движений.Он считал что животные автоматически  реагируют на раздражение.Подход Леба можно считать объективным и  механистическим.Он говорил что  у животных есть память.Но даже в  механистическом подходе идея сознания присутствует.в 1900 году ученый Смолл  разработал лабиринт для крыс.С тех  пор крыса стала непременным  атребутам метода иследования обучения.К 1910 году была организовано около 8 лабораторий  в области стравнительной психологии.Зоопсихология не рассматривалась научным сообществом как имеющая практическое значение.1911 году вышел первый журнал –«Поведение животных».(Эксперемент про лошадь математичку)В соучае с умным Гансом проилюстрировал важность применения эксперементального подхода к изучению поведения животных после этого случая психологи стали скиптически относится к заявления о разуме животных.Однако важно что стало ясно,что животные способны обучаться применять свое поведение в зависмости отусловий.

2.2.Торндайк (1874-1949)Зоопсихолог  который считал что психология  должна изучать поведение.Считал  себя коннексионистом.Им были  открыты законы научения:»Обучение  методом проб и ошибок», »Закон  упражнения», «Закон эфекта».(Эксперемент  про циплят в лаберинте).

2.3.Павлов выполнил ряд  работ по проблеме пищеварения  которые принесли ему всенародное  признание и нобелевскую премию  в 1994 году.Одна из значительных  областей в его деятельности  это изучение  условных рефлексов.По  мимо изучения формирования условных  реакций Павлов исследовал сопутствующие  моменты например:пообщрение, подкрепление,затухание  рефлекса,спонтанное востановление,дифиринцация.Бехтерев  продолжал учения Павлова.Бехтерев  занимался условными рефлексами  в моторике.Обнаружил,что рефлекторные  движения(отдергивание пальца от  горячей плиты) могут возникать  под воздействие стимулов которые  сочетаются с исходными.


Информация о работе Естественные предпосылки выделяющие психологию как самостоятельную науку