Есстественнонаучные основы психологии человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:46, реферат

Описание работы

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Содержание

Оглавление
Введение
Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека.
Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических процессов и состояний человека
Заключение
Список используемых первоисточников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 177.00 Кб (Скачать)

     Государственный Университет Управления

     Институт  Финансового Менеджмента

     Кафедра инновационного менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат по теме:

     «Естественнонаучные основы психологии человека» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Выполнила:

                   студентка 1 курса  ИФМ

                (финансовый  менеджмент — 3 группа) Егорова. 
                 
                 
                 

                                          Проверил:

                                          Лебедев Алексей  Викторович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Москва 2011

     Оглавление

     Введение

     Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека.

     Психика и мозг человека: принципы и общие  механизмы связи

     Анатомо-физиологическое  представительство в мозге психических  процессов и состояний человека

     Заключение

     Список  используемых первоисточников 

 

     

     Введение

     Психология  как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система  жизненных явлений психология знакома  каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

     В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

     В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

     С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

     Прежде  всего предметом изучения психологии является психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и Способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

     Человек не просто проникает в мир с  помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью  удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает  определенные поступки. Для того чтобы  понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

     В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут  быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости  от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

     Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются  и исследуются отдельно, хотя в  действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

     Изучая  психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется  зависимость психики и поведения  человека от места, занимаемого им в  обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и  воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими  людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

     Естественнонаучные  основы психологии включают в себя избранные вопросы нормальной анатомии и физиологии человека, имеющие непосредственное отношение к социально-коммуникативной сфере жизнедеятельности человека. Особое внимание уделяется адаптивным системам нейроэндокринной регуляции организма человека. Естественнонаучные основы психологии предполагают знакомство с основами организации центральной нервной системы, составляющей морфофункциональную базу психических функций человека; формируют навыки психофизиологической грамотности при решении конкретных психологических и психотерапевтических задач; раскрывают принципы организации высшей нервной деятельности как основы социального поведения человека.

     Естественнонаучные основы психологии обеспечивают:

  1. Знания о взаимосвязях психологии с другими естественнонаучными дисциплинами;
  2. Представления о структуре и специфике функционирования нервной системы человека;
  3. Представления о взаимосвязях нервной системы и психики человека;
  4. Знания и учет закономерностей высшей нервной деятельности человека;
  5. Правильное осмысление рефлексов головного мозга.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Строение, функционирование и свойства центральной нервной системы человека.

     Для того чтобы поведение человека было успешным, необходимо, чтобы его  внутренние состояния, внешние условия, в которых человек находится, и предпринимаемые им практические действия соответствовали друг другу. На физиологическом уровне функцию  объединения всего этого обеспечивает нервная система. Она и анатомически расположена, устроена так, чтобы иметь прямой доступ и выход на внутренние органы, на внешнюю среду, соединять их, управлять органами движения. Нервная система человека состоит из двух разделов: центрального и периферического. Центральный включает головной мозг, промежуточный и спинной мозг (рис. 1). Вся остальная часть нервной системы относится к периферической.

     Центральная нервная система (ц.н.с), если ее рассматривать более детально, состоит из переднего мозга, среднего мозга, заднего мозга и спинного мозга. В этих основных отделах центральной нервной системы в свою очередь выделяются важнейшие структуры, имеющие прямое отношение к психическим

     

     Рис. 1. Общее строение центральной нервной  системы человека. Вил в разрезе  по продольной щели между двумя полушариями. Спинной мозг показан неполностью 

     процессам, состояниям и свойствам человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок и  продолговатый мозг.

     Практически все отделы центральной и периферической нервной системы участвуют в  переработке информации, поступающей  через внешние и внутренние, расположенные  на перит ферии тела и в самих органах рецепторы. С высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием человека связана работа коры головного мозга (к.г.м.) и подкорковых структур, входящих в передний мозг.

     Со  всеми органами и тканями организма  центральная нервная система  связана через нервы, выходящие из головного и спинного мозга. Они несут в себе информацию, поступающую в мозг из внешней среды, и проводят ее в обратном направлении к отдельным частям и органам тела. Нервные волокна, поступающие в мозг с периферии, называются афферентными, а те, которые проводят импульсы от центра к периферии, — эфферентными.

     Ц.н.с. представляет собой скопления нервных клеток — нейронов. Нервная клетка состоит из тела нейрона. Древовидные отростки, отходящие от тел нервных клеток, носят название дендритов. Один из таких отростков является удлиненным и соединяет тела одних нейронов с телами или дендритами других нейронов. Он называется аксоном.

     Места контактов нервных клеток друг с  другом называются синапсами. Через них нервные импульсы передаются с одной клетки на другую. Механизм синаптической передачи импульса, работающий на основе биохимических обменных процессов, может облегчать или затруднять прохождение нервных импульсов по ц.н.с. и тем самым участвовать в регулировании многих психических процессов и состояний организма.

     В большинстве своем нейроны являются специализированными, т.е. выполняют  в работе ц.н.с. специфические функции. Например, «сенсорный нейрон» выполняет задачу проведения нервных импульсов от рецепторов к ц.н.с., «двигательный нейрон» - проведение нервных импульсов от ц.н.с. к органам движения, «нейрон локальной сети» - нервных импульсов от одного участка ц.н.с. к другому.

     На  периферии тела человека, во внутренних органах и тканях клетки своими аксонами подходят к рецепторам — миниатюрным органическим устройствам, предназначенным для восприятия различных видов энергии — механической, электромагнитной, химической и других — и преобразования ее в энергию нервных импульсов. Все структуры организма, внешние и внутренние, пронизаны массой разнообразных рецепторов. Особенно много специализированных рецепторов в органах чувств: глаз, ухо, поверхность кожи в наиболее чувствительных местах, язык, внутренние полости носа.

     Тело  человека состоит из относительно автономных частей — сегментов: головы, туловища, конечностей, их составляющих. Некоторые сегменты тела в процессе передвижения и ориентировки в окружающем мире выступают как ведущие, причем их рецепторы являются, как правило, специализированными, т.е. способны воспринять воздействия источников энергии, находящихся на некотором расстоянии от тела (дистантные рецепторы). Такие части тела в ходе эволюции приобретают господствующее положение и развиваются больше других. У человека голова выступает в качестве ведущей части тела, наиболее сложной и более всего насыщенной разнообразными рецепторами.

     Следующие за ведущими сегменты тела образуют систему  двигательной активности, служат перемещениям тела в пространстве, его ориентации на биологически значимые воздействия  среды. Головной мозг представляет собой  часть нервной системы, которая  эволюционно возникла на основе развития дистантных рецепторных органов.

     Особую  роль в головном мозге играют правое и левое большие полушария, а также их основные доли: лобная, теменная, затылочная и височная (рис. 2, 3).

     Характеризуя  комплекс мозговых и других органических структур, участвующих в восприятии, переработке и хранении специфической  информации, связанной с деятельностью  отдельных органов чувств, И.П.Павлов ввел понятие анализатора.

     

     Височная  доля Рис. 2. Строение головного мозга  человека. На рисунке показаны доли коры и области, связанные с ощущениями

     

     Левое        Правое полушарие        полушарие Рис. 3. Большие полушария человеческого мозга. Вид сзади и сверху 

     Этим словом он обозначил относительно автономную органическую систему, обеспечивающую переработку специфической сенсорной информации на всех уровнях ее прохождения через ц.н.с. Соответственно основным органам чувств выделяют зрительный, слуховой, вкусовой, кожный и некоторые другие анализаторы.

     Каждый  анализатор состоит из трех анатомически различных отделов, выполняющих  специализированные функции в его  работе: рецептора, нервных волокон  и центрального отдела, представляющего  собой ту часть ц.н.с, где воспринимаются, перерабатываются соответствующие раздражители, хранятся воспоминания о них.

     

Информация о работе Есстественнонаучные основы психологии человека