Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:22, доклад
У ионийских натурфилософов Фалеса, Анаксимена и у Гераклита Д. трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (воды, воздуха, огня). Последоват. проведение этой идеи приводит их к заключению о всеобщей одушевленности материи (гилозоизм) – своеобразной форме материализма. Следствием развития этих материалистич. идей у атомистов Демокрита, Эпикура и Лукреция
Душа трактовки натурфилософов
У ионийских натурфилософов Фалеса, Анаксимена и у Гераклита Д. трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (воды, воздуха, огня). Последоват. проведение этой идеи приводит их к заключению о всеобщей одушевленности материи (гилозоизм) – своеобразной форме материализма. Следствием развития этих материалистич. идей у атомистов Демокрита, Эпикура и Лукреция является толкование Д. как материального оживотворяющего тело органа, руководимого также материальным началом – духом, или, иначе, разумом, несущим функцию руководства всем процессом жизни. Поскольку дух и Д. представляют собой орган тела, они сами телесны и образуются, согласно атомистам, из шаровидных, мелких и потому наиболее подвижных атомов. Этой материалистич. концепции Д. в античности противостояла идеалистич. ее интерпретация – теория божеств. происхождения Д. (Эпихарм, пифагорейцы, Платон). Пифагорейцы представляли себе Д. как начало, воплощающее гармонию тела. Соответственно своей теории чисел они рассматривали эту гармонию как особую бессмертную сущность, вносимую в тело. В то же время у пифагорейцев имеются и наивно-материалистич. представления о Д. как о пылинках Солнца и фантастич. взгляды о повторении макрокосма в микрокосме. В плане рационалистич. мифа решал проблему Д. и Платон. Он строил целую конструкцию творения богом Д. как носителя ума. Бог "...вывел заключение, что нечто неразумное никогда, как творение, не будет прекраснее того, что имеет ум... а ума не может быть ни в чем без души. Следуя такой мысли, ум вселил он в душу, а душу – в тело..." Платон рассматривал Вселенную как одушевленное тело, человека – как микрокосм, повторяющий макрокосм. Считая тело несовершенным, множественным, преходящим началом, загрязняющим единую, бессмертную Д., Платон разделял учения о переселении Д. Он подробно разбирал строение тела человека, разделяя части его по степени совершенства и влияния на Д. Разумную Д. он помещал в голову, чувственную – в грудь, чревную – низший вид – ниже грудобрюшной преграды.
По Аристотелю, душевное и телесное неразрывно связаны и образуют единство: душа неотделима от своего конкретного телесного носителя. Она определяется фактически как способ организации жизнедеятельности тела, форма осуществления его способностей чувствовать и мыслить. Душа у Аристотеля наделена целесообразностью и трактуется как внутренняя сила живого тела. Суть этого понятия раскрывается в знаменитой аристотелевской метафоре: «Если бы глаз стал телом, зрение было бы его душой».
Ф. Аквинский различает вегетативную душу, присущую растениям, и функции данной души — питание и размножение. Далее идет сенситивная душа, которой владеют животные. Функциями данной души являются чувственное восприятие, рвение и случайное движение. И лишь человек имеет разумную душу, функцией которой является мышление. При этом разумная душа человека заодно выполняет и функции двух низших душ.
О происхождении и природе души среди натурфилософов было много споров. В итоге Джон Локк трактует Д. как tabula rasa («чистая доска»). В отношении вопроса о материальной или нематериальной природе Д. он считает, что нет настоятельной необходимости решить вопрос в ту или другую сторону, этот вопрос находится за пределами нашего познания...