Дисгармоническое
психическое развитие
Выполнила:Носенко Виктория
- Дисгармоническое психическое развитие — это тип дизонтогенеза,основой которого является врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики ребенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или патологическое развитие личности. Дисгармоничность психики изначально обусловлена нарушениями в эмоционально-волевой сфере ребенка, при первично сохранном интеллекте. Для таких больных характерна неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего происходит сбой в поведении ребенка и его адаптации к окружающей среде. Особенности детей с психопатиями и патологическим развитием личности сказываются на их поведении, которое можно характеризовать словами: протест, демонстративные или агрессивные реакции, страх и негативизм.
Этиология
- Причины возникновения психопатии различны. Дисгармония личности может возникнуть под влиянием наследственных факторов, внутриутробного воздействия вредностей, родовых травм, патологии раннего постнатального периода. Незрелость психики проявляется в повышенной внушаемости, склонности к преувеличениям, фантазиям у истеричных субъектов; в эмоциональной лабильности у возбудимых; в слабости воли у неустойчивых; в незрелом мышлении у параноических личностей. Большое значение в формировании психопатии имеет неблагоприятное влияние среды (неправильное воспитание, психические травмы и др.). По О. В. Кербикову, в одних случаях ведущим фактором в развитии психопатии становится конституциональный («ядерные психопатии»), в других — воздействие окружающей среды («патохарактерологическое развитие»).
Включает четыре варианта нарушений:
- психопатии
- патологическое формирование личности
- невропатии
- отклонение от темпа полового созревания.
Динамика формирования
психопатических синдромов проходит в
три этапа. На первом этапе появляются
отдельные патологические реакции у ребенка,
которые носят неустойчивый характер.
Например, реакция негативизма, протеста
в подростковом возрасте. На следующем
этапе появляются более длительные патологические
состояния: высокая аффективность, склонность
к бродяжничеству и пр. На третьем этапе
наблюдается формирование психопатии
как стойкой девиации поведения. Например,
клептомания, патология сексуальных влечений
и пр.
Дисгармоническое
психическое развитие
Психопатия
– стойкий дисгармонический склад психики,
психопатические личностные свойства
не имеют тенденцию к прогрессированию.
Могут видоизменяться под влиянием биологических
и социальных факторов. Систематика психоопатий
сложна, связано с многообразием вариантов
их промежуточном положением и не четкостью
границ между нормальными вариантами
характера и психическими заболеваниями,
в этом заключается проблематика дифференциальной
диагностики.
Этиология
психопатий:
- конституционально- генетическое наследование фактора.
- органические психопатии возникают под влиянием экзогенно обусловленных вредностей на ранних этапах онтогенеза.
- Крепелин считал, о в основе лежит парциальный инфантилизм в личностной сфере,не затрагивающий интеллектуальной сферы.
- Кречмер считал, что патогенез психопатии подобен психическому заболеванию.
- Сухарева – в основе патогенеза лежит нарушение формирования корково-подкорковых связей.
Классификация
психопатий
Сухарева в 1959
году предложила систематику по этиологическому
критерию. Выделено три группы –
конституциональные, органические, смешанные.
В результате синтеза
накопленного опыта Личко и Ковалев
разработали систематику психопатий:
1. к конституциональным относятся – шизоидная,
эпилептоидная, циклоидная, психоастеническая;
к органическим – возбудимая и безтормозимая;
к смешанным – истерическая, неустойчивая.
Особенности психологической
деятельности:
- Шизоидная психопатия обусловлена влиянием конституциональных черт, характеризуется повышенной чувствительностью, чертами аутизма, ранимость, отсутствие непосредственности и жизнерадостности, сухость в отношениях. Ранним развитием речи при задержке моторного развития. Протекает как скрытые формы Раннего детского аутизм, различие в отсутствии интеллектуального дефекта.
- Эпилептоидная психопатия может быть обнаружена в 2 года: отмечается эмоциональная вязкость, определенная направленность эмоций и влечений, склонность к колебаниям настроения в сторону дисфорий. Присущи мстительность, упрямство, агрессивность, конфликтность, повышенное стремление к самоутверждению, жестокость и педантичность и аккуратность. Отсутствие интеллектуального дефекта и судорожных припадков, отмечается характерная вязкость мышления.
- Циклоидная психопатия – диагноз редко ставиться в детстве. Отмечаются колебания настроения, у детей нет фазности все время эйфорический фон настроения, гипертимный вариант циклоидной психопатии. Активность, склонность к шуткам, озорству, чрезмерная общительность.
- Психоастеническая психопатия – характеризуется наличием постоянного страха за жизнь и здоровье близких и себя. Ребенок мучим тревожными опасениями, пугает все новое и незнакомое. Нерешительность, ипохондричность, склонность к навязчивым действиям и мыслям. Для совладения с тревогой и страхами формируются навязчивые ритуалы, любовь к порядку и постоянному неизменному режиму.
- Органические психопатии:
- возбудимый\эксплозивный тип. Чаще наблюдается у мальчиков, характеризуется аффективной и двигательной возбудимостью, легкостью возникновения аффективных вспышек, агрессией, упрямством, злобностью, негативизмом. Астенической расслабленностью и вялостью и слезами. Настроение не устойчиво, колебание в сторону дисфорий. Конфликтность и бурные протестные реакции, часто попадают в асоциальные группы.
- безтормозной вариант – может быть спровоцирована инфекционными заболеваниями ( эпидемический энцефалит перенесенный в раннем возрасте). Характеризуется повышенным фоном настроения, эйфорический. Грубая откликаемость на внешние раздражители, не критичность при сохранности интеллекта. Отмечается патология влечений, привязанность к импульсивным сексуальным эксцессам, склонность к бродяжничеству.
- Истерическая психопатия – обусловлена влиянием конституционально- генетических факторов, ранним воздействием экзогенных факторов, чаще характерна для женщин. Капризны, ревнивы к чужим успехам, демонстративны в поведении, жажда признания, не способность к волевому усилию, учатся хуже чем позволяет интеллектуальное развитие. Повышенно конфликтны, при ущемленном самолюбии склонны к интригам и сплетням, склонность к вымыслам сексуального содержания. Основная дисгармония между жаждой признания и не способностью к волевым усилиям.
- неустойчивая психопатия – сочетание психической не зрелостью и дисгармонического инфантилизма – не зрелость интересов, поверхностность, нестойкость привязанностей, импульсивность поступков, снижение продуктивности при хорошем интеллекте, не способность к длительной целенаправленной деятельности. Характеризуются сенсорной жаждой, потребность ярких впечатлений, не способны к борьбе с трудностями, могут быть побеги из дома, бродяжничество. Безответственность и повышенная внушаемость, легко попадают в асоциальные группы.
Патологическое
формирование личности
- Этиология:неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация, накладывается на органическую церебральную недостаточность не грубого резидуального характера, на дисгармоническое протекание периода полового созревания.
- Патогенез: формирование идет через два механизма – 1. закрепление патологических реакций, становятся постепенно личностными реакциями. 2.непосредственное воспитание патологических черт характера, копирование родителя ( возбудимость, не устойчивость, истеричность0 в результате отрицательной стимуляции.
Систематика
- аффективно – возбудимая форма , формируется если в семье складывается длительная конфликтная ситуация и жизнь в семье наполнена ссорами и агрессией. Жесткое обращение в семьях алкоголиков, характеризуется аффективной взрывчатостью, разрядами раздражительности во вне, конфликтность.
- истероидный – характерен для девочек, формируется при конфликтных ситуациях в семье, в ситуации гиперопеки и воспитании ребенка по типу кумира семьи. Характерно кокетство и демонстративность
- психическая неустойчивость формируется в ситуации гипоопеки и безнадзорности. Характерно безответственность, отсутствие чувства долга, слабоволие, лабильность аффекта, импульсивность и повышенная внушаемость.
- тормозимый тип формируется в ситуации доминирования гиперопеки – характерна зависимость и безинициативность, пассивность, неуверенность, робость, и обидчивость.
- невротический формируется в качестве хронизации невроза у соматически ослабленных детей при неблагоприятных условиях. Характерна боязливость, страхи, ипохондричность.
Невропатия
- особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций.
Может
быть конституциональной
и органической.
Дефект вегетативной нервной системы
проявляется в нарушении сна, аппетита,
терморегуляции, метео чувствительности,
эмоциональные нарушения вторичны.
Сухарева выделяет два варианта; астенический – характерна пассивность,
чувствительность, впечатлительность,
ранимость, истощаемость. Эти обстоятельства
способствуют подверженности невротическим
проявлениям в виде страхов, энуреза, тиков,
заикания; возбудимый тип невропатии
– ребенок раздражительный, двигательная
расторможенность.
Отклонение
темпов полового созревания
Первичный дефект нарушение вегетативно-эндокринной
регуляции, возникает ретардация или акселерация
темпов полового созревания. Возникает
в следствие генетических особенностей,
конституционально, или под влиянием экзогенно
обусловленной органической недостаточности
нервной системы. В период полового созревания
отмечается недоразвитие моторики, медлительность,
неуклюжесть, снижение эмоционально-волевой
сферы, несамостоятельность, внушаемость,
трусливость. Дисбаланс моторики и
эмоций, в речевом развитии отмечается
чрезмерная речевая продукция – говорят
стройно и красиво, это компенсаторный
механизм. Ускоренное развитие приводит
к одностороннему развитию интересов,
ранее пробуждение сексуальности не в
16 а в 7- 8 лет, аффективная возбудимость,
взрывчатость, усиление влечений, стремление
к самостоятельности в жизни, трудоустройству
при органической незрелости интеллектуальной
сферы. Дисгармония интеллектуальной
и эмоционально- волевой сферы, диссоциация
высших психических функций.
ОСНОВНЫЕ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ
Основной
целью психологической коррекции подростков
с дисгармоничным развитием является
согласование их личностной структуры,
семейных взаимоотношений и решение актуальных
психотравмирующих проблем.
Задачи
психокоррекции
- раскрыть ребенку или подростку его личностный потенциал. Психолог на основе комплексного психологического и патопсихологического обследования ребенка или подростка выделяет системообразующий фактор, определяющий их поведение. В качестве системообразующего фактора могут выступать мотивы, установки, субъективноличностные отношения, эмоциональные состояния и др.
- это обучение их умению распознавать и объективизировать психотравмирующие ситуации. Для каждого типа дисгармоничного развития характерны свои специфические реакции на различные психотравмирующие воздействия, которые способствуют нарушению поведения.
- обучение их расширению диапазона возможных вариантов поведения в трудных для них ситуациях. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется проводить занятия в форме игры с использованием кукол, масок и других игровых материалов. Детям предлагаются драматизации, в которых отражены их страхи, аффективные переживания, поведенческие особенности.
Например, у девочки
7 лет наблюдался выраженный эгоцентризм,
что проявлялось в желании быть в центре
внимания, в бурных протестах, когда ей
отказывали в удовлетворении ее просьб.
Перед началом коррекционной работы психолог
совместно с родителями изучал реальные
ситуации, при которых у девочки возникали
патохарактерологические реакции, и на
основе этого были разработаны сценарии
игровой психокоррекции.
В игре участвовали
психолог, кот Мурзик (игрушка) и девочка.
Психолог выполнял роль ведущего, кот
Мурзик был главным героем и в процессе
игры реагировал на ситуации таким же
образом, как девочка в реальной жизни
(был упрямым, закатывал истерики, ругался
и даже пытался драться). Девочка выступала
в роли подруги кота, его матери, бабушки,
воспитательницы и др. После каждого игрового
сеанса психолог вместе с девочкой обсуждал
поведение Мурзика, обращал внимание на
негативные и позитивные стороны его поступков.
После занятия девочке предлагалось домашние
задание — придумать ситуации, где Мурзик
ведет себя правильно, проявляет героизм
и т. д. После двух месяцев игровой коррекции
родители обратили внимание на улучшение
поведения ребенка.