Динамические процессы в семье как малой группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:14, лекция

Описание работы

Семья – это малая группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетов и потребностей в жизни каждого человека. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т. д.

Работа содержит 1 файл

Семенар по этике и псих.сем.жизни.doc

— 39.00 Кб (Скачать)

Семенар (Этика и психология сем.жизни.)

III. Динамические процессы  в семье как малой группе

 

  1. Особенности развития семьи как малой группы. Стадии, которые проходит семья, их общая характеристика.

   Семья – это малая группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетов и потребностей в жизни каждого человека. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т. д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности. С одной стороны, социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами своей семьи, с другой стороны, он накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи между собой.

Типология семьи определяется различными подходами к определению основания для классификации, например: 
• по количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья); 
• по составу (семья неполная, простая, сложная); 
• по семейному стажу (молодожены, молодая семья, семья среднего супружества, пожилая супружеская семья) и др.

Каждую из категорий  семей характеризуют наблюдаемые  в семье социально-психологические  явления и процессы, особенности  эмоциональных контактов членов семьи, индивидуально-психологическиепотребности ее членов и т. д.

Основные задачи семьи состоят в следующем: 
– создать максимальные условия для роста и развития ребенка; 
– стать социально-экономической и психологической защитой ребенка; 
– передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим; 
– научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; 
– воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: социология, экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим  предметом выявляет те или иные стороны функционирования или развития семейной группы.

Сфера жизнедеятельности  семьи, непосредственно связанная  с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией. Разные авторы, перечисляя функции семьи, определяют их по-разному. Так И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха, а Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис – воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного контроля и сексуально-эротическую функции. Многие исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила некоторые функции, присущие ей в прошлом, например производственную, образовательную и др.

Среди множества функций, рассматриваемых разными авторами, назовем несколько так называемых традиционных функций семьи как  малой группы: 
• хозяйственно-экономическая; 
• репродуктивная; 
• воспитательно-образовательная; 
• рекреативная – организация досуга, отдыха, забота о здоровье членов семьи.

Следует, однако, учесть, что существует множество  факторов, препятствующих реализации функций семьи, например: 
– определенные условия жизни членов семьи (материальные, бытовые и др.); 
– личностные особенности членов семьи (уровень образования, характер, определенное воспитание, интересы и пр.); 
– особенности взаимоотношений между членами семьи и др.

http://www.my-article.net/get/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B5

http://www.nuru.ru/socio/053.htm

 

2. Младший супружеский возраст, основные проблемы данного семейного возраста и пути преодоления.

3. Младший  отцовский возраст, основные трудности,  особенности, варианты и версии  их преодоления.

4. Особенности  построения взаимоотношений молодой  семьи с родителями мужа/жены (кодекс образцовой невестки/зятя).

5. Солдатский  брак, его специфика и своеобразие.  Варианты решения возникающих  трудностей.

 


Информация о работе Динамические процессы в семье как малой группе