Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 23:53, реферат
Назначение: Определение основных типов эго-защиты.
Инструкция: Прочтите следующие утверждения. Эти утверждения описывают чувства, которые человек обычно испытывает, которые обычно совершает. Если утверждение вам не соответствует, поставьте знак «х» в разделе. Обозначенном «нет». Если утверждение вам соответствует, поставьте знак «х» в разделе «да», в месте обозначенном круглыми скобками.
Диагностика типологий психологической защиты
Назначение: Определение основных типов эго-защиты.
Инструкция: Прочтите следующие утверждения. Эти утверждения описывают чувства, которые человек обычно испытывает, которые обычно совершает. Если утверждение вам не соответствует, поставьте знак «х» в разделе. Обозначенном «нет». Если утверждение вам соответствует, поставьте знак «х» в разделе «да», в месте обозначенном круглыми скобками.
Подсчитывается количество положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом.
Затем сырые баллы переводятся в %. На основе %-ных показателей составляется профиль эго-защит.
Шкала для перевода сырых оценок в процентили
Сырые баллы |
Отрицание |
Вытеснение |
Регрессия |
Компенсация |
Проекция |
Замещение |
Интеллектуализация |
Реактивные образ. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 |
3 13 27 39 50 61 79 84 90 97 98 99 |
2 8 25 42 63 76 87 92 97 98 99 |
2 6 19 35 53 70 80 85 88 95 97 99 |
5 20 37 63 78 88 95 97 99 |
1 5 6 7 12 20 27 36 46 64 72 90 96 99 |
6 23 37 48 65 77 86 93 97 98 99 |
0 3 6 17 28 42 59 76 87 92 97 99 |
7 19 39 61 76 91 97 98 99 |
Средние величины нормативных данных по 8 вариантам МПЗ
Материалы защиты |
Данные авторов апробации методики N= 140 |
Данные авторов методики N = 104 | ||||
M |
s |
±m |
M |
s |
±m | |
Отрицание |
4,5 |
2,96 |
0,25 |
3,81 |
2,07 |
0,20 |
Вытеснение |
4,0 |
2,97 |
0,20 |
2,59 |
1,77 |
0,17 |
Регрессия |
4,7 |
2,96 |
0,25 |
5,12 |
3,09 |
0,30 |
Компенсация |
3,1 |
2,13 |
0,18 |
4,38 |
1,86 |
0,18 |
Проекция |
8,2 |
3,55 |
0,30 |
5,51 |
3,01 |
0,30 |
Замещение |
3,8 |
2,96 |
0,25 |
3,12 |
2,01 |
0,20 |
Интеллектуализация |
5,9 |
2,60 |
0,22 |
6,32 |
1,95 |
0,19 |
Реактивное образование |
3,1 |
2,13 |
0,18 |
2,80 |
2,35 |
0,23 |
Содержательные характеристики типологий психологической защиты (индекса жизненного стиля)
Механизм психологической
Как процесс направленный
вовне, «отрицание» часто противопоста
З. Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит «подавление») главным образом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, «Вытеснение» – механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующй ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какго-ибо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в глазах себя и других, например, завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т.п. Следует подчеркнуть, что психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу.
В опроснике в эту шкалу авторы включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической защиты – «изоляция». При «изоляции» психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги.
В классических представлениях «регрессия» рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. Пи этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций. Также к этому механизму относится и упоминаемая в литературе защита по типу «реализация в действии», при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознанию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно- потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.
Этот механизм психологической защиты нередко объединяют с «идентификацией». Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит в ситуациях необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.
Ряд авторов обоснованно считают,
что «компенсацию» можно рассма
Другим проявлением
В основе «проекции» лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом фактом сознания становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.
Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить. Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя («победителю ученику от побежденного учителя»).
Информация о работе Диагностика типологий психологической защиты