Диагностика технических и профессиональных способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:19, сочинение

Описание работы

Тесты технических способностей чаще всего используются для профотбора механиков, наладчиков, ремонтников, чертежников, инженеров Создатели тестов утверждают, что разработанные ими задания доступны всем, кто обладает хотя бы небольшим опытом работы с элементарными механизмами, которые окружают нас в повседневной жизни, однако убедительных доказательств этому не имеется.
Наиболее популярны следующие тесты:
Тест Беннета на техническое понимание, Тест технического понимания Пурдье, Миннесотский тест на восприятие пространства, Тест пространственных взаимосвязей и др.

Работа содержит 1 файл

Технические способности.docx

— 19.71 Кб (Скачать)

Диагностика технических  и профессиональных способностей

Тесты технических способностей чаще всего используются для профотбора механиков, наладчиков, ремонтников, чертежников, инженеров Создатели тестов утверждают, что разработанные ими задания доступны всем, кто обладает хотя бы небольшим опытом работы с элементарными механизмами, которые окружают нас в повседневной жизни, однако убедительных доказательств этому не имеется.

Наиболее популярны следующие  тесты:

Тест Беннета на техническое понимание, Тест технического понимания Пурдье, Миннесотский тест на восприятие пространства, Тест пространственных взаимосвязей и др.

тест Беннета включает серии картинок с изображением нескольких моделей, и каждая картинка сопровождается вопросом. Для ответа на вопросы необходимо понимание общих технических принципов, пространственных взаимоотношений и тд.

Миннесотский тест на восприятие пространства включает серии заданий в виде карточек с изображением 6 геометрических фигур. Одна из них разрезана на две части и более, а 5 – целых. Испытуемый должен мысленно соединить разрезанные части и определить, какая из 5 фигур при этом получается. Как правило, надежность тестов высока, валидность же (например, теста Беннета) удовлетворительна: основные коэффициенты корреляции результатов тестирования с внешними критериями (успешность обучения техническим специальностям и профессиональные достижения) колеблются от 0,30 до 0,60.

Заключая обсуждение диагностики  технических способностей, следует  признать, что эта группа тестов направлена главным образом на выявление знаний, опыта, накопленного испытуемым. Одни могут приобретать этот опыт быстрее, другие медленнее, но причины этого тесты вскрыть не могут. Психологи Т В Кудрявцев, И С Якиманская и другие показали, что специальная организация учебного процесса позволяет направленно формировать как техническое мышление в целом, так и пространственные представления в частности Эти тесты измеряют в наибольшей степени уровень достигнутой субъектом технической осведомленности, знаний в области техники, опыта работы с оборудованием и техническими приспособлениями.

Последняя группа способностей - самая  представительная, поскольку объединяет способности к самым разным видам  деятельности, и она называется группой профессионализированных способностей. В нее включены художественные, музыкальные, артистические, конторские и другие способности, для каждой группы создаются свои особые тесты. Но наряду с этим существуют и более глобальные тестовые батареи, т. е. группы тестов, объединенные какой - то конкретной задачей. Такие батареи предназначены для измерения способностей, необходимых в разных видах труда, и позволяют ориентировать человека на целый спектр профессий.

Именно такой батареей, получившей мировое признание, стала Батарея тестов дифференциальных способностей (сокращенно ДАТ: аббревиатура приводится в соответствии с английским названием).

Батарея ДАТ впервые была создана  в 1947 г. , а затем пересмотрена в 1963 и 1973 гг. Она создавалась для нужд средней школы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся. По замыслу ее первых создателей она должна была включать измерение таких качеств, которые имеют значение для продолжения образования в высшей школе. ДАТ разработана Психологической ассоциацией и включает восемь субтестов.

Субтест 1. Словесное мышление. Задания предлагаются в виде двойных аналогий. От испытуемого требуется заполнить пропуски слов в предложениях (слова на выбор приводятся в задании). Например: “... - вечером, а завтрак - ...” Предложены варианты: 1) ужин - угол; 2) кроткий - утро;  
3) дверь - угол; 4) течение - радость; 5) ужин - утро. Правильный вариант - 5.

Субтест 2. Числовые (счетные) способности. Испытуемому предлагаются задачи, например: 3 = ? % от 15. Варианты ответа: а) 5; б) 10; в) 20;  
г) 30; д) ни один из них.

Субтест 3. Абстрактное мышление. Серия фигур задания расположена в определенной последовательности. Испытуемый должен продолжить серию, выбрав соответствующую фигуру из пяти предложенных.

Субтесты 4-5. Проверяется техническое мышление и пространственные представления испытуемого. Требуется выполнить задания на понимание изображенных на рисунках технических ситуаций и мысленное складывание геометрических разверток в определенные фигуры.

Субтест 6. Скорость и точность восприятия. Представляет собой несколько комбинаций символов, одна из которых выделена. Испытуемый должен найти и отметить такую же на бланке ответов. Например: 1) АВ АС АД АЕ АН; 2) А7 7А В7 7В АВ; 3) 3А 3В 33 В3 ВВ. Бланк ответов: 1) АС АЕ АН АВ АД; 2) 7В В7 АВ 7А А7; 3) ВВ 3В В3 3А 33.

Субтесты 7-8. Измеряют способности испытуемых правильно пользоваться правописанием и строить предложения (использование языка).

Общее время проведения - необходимое  для проведения испытания, превышает 5 часов, поэтому его выполнение рекомендуется  разбивать на два этапа. Батарея  разработана в двух эквивалентных  формах. Коэффициенты надежности отдельных  тестов равны 0,90 (в среднем). Тестовая батарея была стандартизирована  на выборке из более 64 000 учащихся. Создатели  батареи возлагали на нее большие  надежды, полагая, что полученные с  ее помощью данные помогут осуществлять прогноз более разнообразный  и дифференцированный, нежели это  делается с помощью тестов интеллекта. При анализе коэффициентов корреляций между результатами тестирования и  школьной успеваемостью оказалось, что некоторые из субтестов имеют высокие корреляции почти для всех учебных предметов. Наиболее валидными для всех предметов оказались следующие субтесты: "Словесное мышление" (коэффициент корреляции колеблется от 0,39 до 0,50), "Числовые способности" (0,32 - 0,49), "Предложения" (0,30 - 0,52). Опираясь на эти данные, создатели теста сделали вывод, что проверяемые этими субтестами способности являются основными для успешного обучения в школе и вузе. В целом данные о валидности ДАТ представлены несколькими тысячами коэффициентов корреляции, все они достаточно высоки, что свидетельствует о высокой прогностической силе этой батареи относительно общей и профессиональной подготовки (имеется в виду процесс обучения). Суммарный показатель субтестов "Словесное мышление" и "Числовые способности" рассматривается как индекс способностей к обучению; он коррелирует на уровне 0,70 - 0,80 со сложным критерием учебных достижений.

Авторское право на ДАТ принадлежит  Психологической корпорации Нью - Йорка.

5.3. Диагностика профессионально  важных свойств

В психологии профпригодность человека определяется как совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда. В это понятие входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов. О профессиональной пригодности, следовательно, можно судить по объективному критерию - успешному овладению профессией и субъективному - удовлетворенности трудом. Современный взгляд на профессиональную пригодность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, в ходе овладения профессией, а не дана человеку изначально, как некое врожденное качество.

На формирование пригодности к  профессии оказывает влияние  большое число факторов. Это такие факторы, как профессиональная мотивация, интерес к профессии, увлеченность ею, взаимоотношения в коллективе, первые достижения и их оценки и т.д. Все эти факторы не могут быть учтены при тестовом обследовании персонала. Низкий уровень развития способностей, в свою очередь, далеко не всегда является препятствием для овладения профессией. Также о невозможности прогнозирования будущей профессиональной успешности на основе актуального развития способностей говорят не только факты позднего профессионального самоопределения, но и сама природа способностей. Они существуют только в движении, только в развитии.

Таким образом, критика применения тестов для предсказания будущей  профессиональной успешности во многом объясняется невысокой прогностичностью всех существующих методов, ибо прогноз носит краткосрочный, а не долгосрочный характер.

Очень интересным, с этой точки  зрения, может оказаться исследование американских психологов Р. Торндайка и Э. Хагена. Они пытались проследить, как сложились судьбы нескольких тысяч военнослужащих, которые в начале своей карьеры прошли всестороннее тестовое обследование. Результаты, полученные через десятилетия, показали, что в среднем прогностическая валидность (то есть сила предсказания по тестам) оказалась равна нулю. Это значит, что при высоких результатах по тестам часть специалистов достигла за этот период большого успеха, но примерно столько же из них никакого успеха не достигли. Р. Торндайк и Э. Хаген показали бессмысленность длительного прогноза будущей профессиональной успешности на основе тестовых испытаний.

Критика применения тестов специальных  способностей для диагностики профпригодности не означает, что мы должны от них отказаться. Они должны использоваться лишь там, где их применение полностью оправдано. Например, когда профессия предъявляет жесткие требования к таким психофизиологическим особенностям, которые мало поддаются развитию, практически не меняются в течение жизни, либо в тех случаях, когда время на обучение профессии резко ограничено, а сама деятельность предъявляет повышенные требования к уровню квалификации (как в армии).

В профессиях же, где профессионально  важные качества развиваются, изменяются, где возможна компенсация одних  способностей другими, где успех  зависит не от уровня, а от качественного  своеобразия способностей, такой  отбор не нужен.


Информация о работе Диагностика технических и профессиональных способностей