Диагностика страхов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:29, тест

Описание работы

Для диагностики наличия страхов, с ребенком можно провести опрос по следующей схеме: В начале задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:
1. Когда остаешься один?
2. Заболеть?
3. Умереть?

Работа содержит 1 файл

Диагностика страхов.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Диагностика страхов


Для диагностики  наличия страхов, с ребенком можно  провести опрос по следующей схеме: В начале задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:

1. Когда остаешься  один?

2. Заболеть?

3. Умереть?

4. Каких-то детей?

5. Кого-то из  воспитателей?

6. Того, что они  тебя накажут?

7. Бабу Ягу,  Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?

8. Страшных снов?

9. Темноты?

10. Волка, медведя,  собак, пауков, змей?

11. Машин, поездов,  самолетов?

12. Бури, грозы,  урагана, наводнения?

13. Когда очень  высоко?

14. В маленькой  тесной комнате, туалете?

15. Воды?

16. Огня, пожара?

17. Войны?

18. Врачей (кроме  зубных)?

19. Крови?

20. Уколов?

21. Боли?

22. Неожиданных  резких звуков (когда внезапно  что-то упадет, стукнет)?

На основе полученных ответов на перечисленные здесь  вопросы, психолог делает вывод о  наличии у детей страхов. Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — есть важный показатель преневротического состояния. Таких детей следует, в первую очередь, относить к группе «риска» и проводить с ними специальную коррекционную работу (желательно рекомендовать таких детей проконсультироваться у психоневролога).

Все перечисленные  здесь страхи можно разделить  на несколько групп: «медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни); страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война); страхи смерти (своей); страхи животных и сказочных персонажей; страхи кошмарных снов и темноты; социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания,, одиночества); «пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутых пространств). Но для т ого, чтобы сделать безошибочное заключение об эмоциональных особенностях ребенка, психологу необходимо учитывать особенности всей жизнедеятельности ребенка в целом.

 

 

 

 

 

Шкала явной тревожности CMAS

Шкала явной  тревожности для детей (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale — CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет. Шкала была разработана американскими психологами А. Castaneda, В. R. McCandless, D. S. Palermo в 1956 году на основе шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scale) Дж. Тейлор (J. А. Taylor, 1953), предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

В России адаптация  детского варианта шкалы проведена и опубликована A.M. Прихожан. По данным авторов и пользователей, детский вариант доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7-12 лет из различных регионов страны.

Описание

Инструкция

На следующих  страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: ВЕРНО и НЕВЕРНО. В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, подчеркни слово ВЕРНО, если нет — НЕВЕРНО. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд. Давай потренируемся:

1. Ты мальчик.  
2. Тебе нравится играть на улице, а не дома.  
3. Твой любимый урок — математика.

ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО


Шкала CMAS

1. Тебе трудно  думать о чем-нибудь одном.  
2. Тебе неприятно, если кто-нибудь наблюдает за тобой, когда что-нибудь делаешь.  
3. Тебе очень хочется во всем быть лучше всех.  
4. Ты легко краснеешь.  
5. Все, кого ты знаешь, тебе нравятся.  
6. Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце.  
7. Ты очень сильно стесняешься.  
8. Бывает, что тебе хочется оказаться как можно дальше отсюда.  
9. Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя  
10. В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать.  
11. В глубине души ты многого боишься.  
12. Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой.  
13. Ты боишься остаться дома в одиночестве.  
14. Тебе трудно решиться на что-либо.  
15. Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что тебе хочется.  
16. Часто тебя что-то мучает, а что — не можешь понять.  
17. Ты со всеми и всегда ведешь себя вежливо.  
18. Тебя беспокоит, что тебе скажут родители.  
19. Тебя легко разозлить.  
20. Часто тебе трудно дышать.  
21. Ты всегда хорошо себя ведешь.  
22. У тебя потеют руки.  
23. В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям.  
24. Другие ребята удачливее тебя.  
25. Для тебя важно, что о тебе думают другие.  
26. Часто тебе трудно глотать.  
27. Часто волнуешься из-за того, что, как выясняется позже, не имело значения.  
28. Тебя легко обидеть.  
29. Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так, как следует.  
30. Ты никогда не хвастаешься.  
31. Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться.  
32. Вечером тебе трудно уснуть.  
33. Ты очень переживаешь из-за оценок.  
34. Ты никогда не опаздываешь.  
35. Часто ты чувствуешь неуверенность в себе.  
36. Ты всегда говоришь только правду.  
37. Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает.  
38. Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь плохо».  
39. Ты боишься темноты.  
40. Тебе трудно сосредоточиться на учебе.  
41. Иногда ты злишься.  
42. У тебя часто болит живот.  
43. Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате.  
44. Ты часто делаешь то, что не стоило бы делать.  
45. У тебя часто болит голова.  
46. Ты беспокоишься, что с твоими родителям что-нибудь случится.  
47. Ты иногда не выполняешь свои обещания.  
48. Ты часто устаешь.  
49. Ты часто грубишь родителям и другим взрослым.  
50. Тебе нередко снятся страшные сны.  
51. Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой.  
52. Бывает, что ты врешь.  
53. Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое.

ВЕРНО НЕВЕРНО  
 
ВЕРНО НЕВЕРНО  
 
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
 
ВЕРНО НЕВЕРНО  
 
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
 
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
 
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
 
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
 
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
 
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО  
ВЕРНО НЕВЕРНО


Методика может  проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением  стандартных правил группового обследования. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.

Примерное время  выполнения теста — 15-25 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Предварительный этап

Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все  ответы одинаковы (только «верно» или  только «неверно»). Как уже отмечалось, в СМAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.

Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т. е. подчеркивание  одновременно и «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и т. п. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более трех пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS. В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателем скрытой тревожности.

Основной  этап

1. Подсчитываются данные по контрольной шкале — субшкале «социальной желательности» (табл. 23).

Таблица 23

Ключ  к субшкале «социальной желательности»

(номера  пунктов CMAS)

Ответ ВЕРНО

Ответ НЕВЕРНО

5, 17, 21, 30, 34, 36

10, 41, 47, 49, 52


Критическое значение по данной субшкале — 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.

2. Подсчитываются  баллы по субшкале тревожности  (табл. 24).    

Таблица 24

Ключ  к субшкале тревожности

Ответ ВЕРНО

1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46. 48, 50, 51, 53


Полученная  сумма баллов представляет собой  первичную, или оценку.

3. Первичная  оценка переводится в шкальную (табл. 25). В качестве шкальной  оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.

Таблица 25

Тревожность. Перевод «сырых» баллов в стены

Стены

Половозрастные  группы (результаты в баллах)

7 лет

8-9 лет

10-11 лет

12 лет

девочкии

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

1

0-2

0-3

0

0-1

0-3

0-2

0-6

0-5

2

3

4-6

1-3

4-7

3-6

7-9

6-8

3

5-7

7-9

4-7

5-7

8-10

7-9

10-13

9-11

4

8-10

10-12

8-11

8-И

11-14

10-13

14-16

12-14

5

11-14

13-15

12-15

12-14

15-18

14-16

17-20

15-17

6

15-18

16-18

16-19

15-17

19-21

17-20

21-23

18-20

7

19-21

19-21

20-22

18-20

22-25

21-23

24-27

21-22

8

22-25

22-24

23-26

21-23

26-28

24-27

28-30

23-25

9

26-29

24-26

27-30

24-26

29-32

28-30

31-33

26-28

10

29 и более

27 и более

31 и более

27 и более

33 и более

31 и более

34 и более

29 и более


4. На основании  полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого (табл. 26).

Таблица 26

Характеристика  уровней тревожности

Стены

Характеристика

Примечание

1-2

3-6

7-8

9

10

Состояние тревожности  испытуемому не свойственно Нормальный уровень тревожности

Несколько повышенная тревожность

Явно повышенная тревожность.

Очень высокая  тревожность

Подобное «чрезмерное  спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера

Необходим для  адаптации и продуктивной деятельности

Часто бывает связана  с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни

Обычно носит  «разлитой», генерализованный характер

Группа риска



 

 


Информация о работе Диагностика страхов