Диагностика школьной тревожности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили задачи исследования:
1. изучить феномен тревожности в психологии;
2. проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;
3. провести диагностику тревожности детей младшего школьного возраста;
4. исследовать факторы, влияющие на возникновение школьной тревожности с помощью теста Филипса;
5. дать рекомендации и советы по проведению профилактической и психокоррекционной работе по преодолению школьной тревожности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 6
1.1. Исследование феномена тревожности в психологии. 6
1.2. Проблемы и причины школьной тревожности. 11
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Диагностика тревожности детей младшего школьного возраста. 19
2.2. Исследование школьной тревожности. Методика Филлипса. 24
2.3. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 43

Работа содержит 1 файл

DIAGNOSTIKA_ShKOLQNOJj_TREVOZhNOSTI.doc

— 413.50 Кб (Скачать)

2. Воспитание у них привычки заботиться о своём психофизическом состоянии в процессе подготовки к ответу, при самом ответе, при выполнении контрольной работы, сдаче экзамена;

3. Формирование у школьников потребности находиться в оптимальном психоэмоциональном состоянии как во время отдыха, так и при выполнении любой работы;

4. Формирование у учащихся коммуникативных компетенций: умений и навыков грамотно строить общение (деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты, правильно разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникативной ситуации;

5. Развитие у школьников самообладания, а также умений и навыков психофизической саморегуляции, которые дадут возможность ученику чувствовать себя увереннее при ответах учителю, выполнении контрольных работ и сдаче экзаменов;

6. Обучение психологическим навыкам эффективного преодоления деструктивных состояний – дистресса, депрессии, дисфории.

Обеспечение индивидуального подхода  к учащимся определяет необходимость  соблюдения щадящего режима и требует  от педагога проявления особого педагогического  такта по отношению к учащимся с высоким риском нервно-психических  срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожности.

Считаем необходимым, с целью формирования безопасного образовательного пространства, с учётом здоровье сберегающих технологий и коррекции отрицательных, дестабилизирующих эмоциональное здоровье участников образовательного процесса факторов, проведение специальных мероприятий (тренинги эмоциональной устойчивости, психологическая разгрузка и проч.) для участников образовательного процесса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На каждом возрастном этапе ребенок  занимает определенное место в системе  общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы. Неблагополучие адаптации ребенка к школе проявляется, прежде всего, в высокой тревожности.

Школьная тревожность является одной из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое значение имеет исследование изменений, происходящих в подростковом возрасте, поскольку этот возраст называют временем рождения личности. В младшем подростковом возрасте ребенок является еще типичным школьником, и в связи с этим, школьная тревожность влияет на развитие личности ребенка, может стать устойчивым свойством, чертой личности и темперамента. Если для дошкольников и младших школьников основными источниками тревожности является семья, то для подростков и старшеклассников такая роль значительно уменьшается, зато вдвое возрастает роль школы21.

Существенно, что, становясь школьником и переходя от одного этапа школьной жизни к другому, ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации школы. На основе сформировавшихся у него личностных качеств  и возникших в предшествующем возрасте потребностей, он,  так или иначе, преломляет воздействие школы и (сознательно и неосознанно) занимает по отношению к ней внутреннюю позицию. В психологии существует понятие «внутренняя позиция», под которой подразумевается совокупность всех отношений ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему.  

Внутреннюю позицию школьника  в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе.

Переход из начальной школы в  среднее звено считается одной  из наиболее сложных проблем, а адаптация  в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Для  успешного преодоления этой потенциальной проблемной ситуации пятиклассник должен обладать рядом психологических качеств, которые позволят ему безболезненно адаптироваться к новым условиям учебной деятельности. К их числу, без сомнения, относится новая личностная позиция по отношению к школе (внутренняя позиция учащегося средней школы). Старая позиция, с которой он вошел в школьную жизнь, которая определяла не только его отношение к обучению, но и всю систему его отношений к действительности, сначала расшатывается, а затем к концу младшего школьного возраста и вовсе перестает определять его психическую жизнь и его поведение22.

В связи с обучением, взрослением, накоплением жизненного опыта у  школьников к началу переходного  возраста формируются новые, более  широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более "взрослую" позицию.

Итак, мы провели наше исследование на базе средней школы № 1161 г. Москвы. В нашем исследовании принимали участие 50 детей младшего школьного возраста. Мы же считаем, чтобы снизить границы повышенной школьной тревожности, следует увеличить эмоциональную поддержку со стороны родителей, учителей, увеличить обучаемость и т.д.

Так, детям с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных детей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

В заключение еще раз подчеркнем, что работа по психопрофилактике  и преодолению тревожности у детей должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной тревожности. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов тревожности, с ориентацией на ее возрастные и половые «пики» и индивидуальные «зоны уязвимости» для каждого ребенка. В дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми, в дальнейшем она продолжает играть существенную роль, но основное внимание следует уделять развитию и укреплению «Я-концепции» подростка, его отношению к себе, конструктивному разрешению возникающих у него внутренних конфликтов.

В профилактике и преодолении тревожности  детей существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреева И.Н. Личностная тревожность как проблема психического здоровья подростка (гендерный аспект) // Гуманизация учебного процесса: личностный мотив и творческое развитие: Тезисы  научной конференции, 29-30 марта 2001 г. – Бобруйск, 2001.
  2. Андреева И.Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка  
    // Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребёнка: Материалы Международной научно-практической конференции, 24-25 марта, 1999 г., г. Минск. – Мн., 1999.
  3. Аракелов Н., Шишкова Н. «Тревожность: методы ее диагностики и коррекции» / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1.
  4. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. «Психофизиологический метод оценки тревожности» / Психологический журнал – 1997, № 2.
  5. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / Вопросы психологии. – 1993, – № 1.
  6. Выготский Л.С. Соч.: В 6 т. Т. 3,4. – М.: Педагогика, 1983, 1984.
  7. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 336 с.
  8. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 1995.
  9. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
  10. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические исследования Тбилиси, Изд-во: Мецнисреба, 1960 – 240 с.
  11. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка  в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997.
  12. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003.
  13. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990, № 6.
  14. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие – М.: Генезис. – 2005.
  15. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Психологическая наука и образование. – 1988, № 2.
  16. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. – СПб.: Речь, 2004.
  17. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: 1997.
  18. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: “ВЛАДОС”. – 1999, 287 с.
  19. Непомнящая Н.И.Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педагогика,1992.
  20. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М., 1987.
  21. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности / Психологический журнал. – 1996, № 1.
  22. Практикум  по возрастной  психологии. / под. ред. Л.А.  Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.
  23. Практическая   психодиагностика.   Методики   и   тесты.   Учебное пособие / под. ред. Райгородского, Самара, 1998.
  24. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // “Психологическая наука и образование”. – 1998, № 2.
  25. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.:МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
  26. Психологические тесты / Под ред. Антипченко В. С. – К.: 2002, 612 с.
  27. Психология. Словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: 1990. – 178 с.
  28. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., И доп. – М.: ВЛАДОС, 1998. – кн.2:
  29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: 1998.
  30. Савина Е. Тревожные дети / Дошк.восп. – 1996, № 4.
  31. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М., 2003.
  32. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

 

 

 

Рис. 1. Игра с младшими детьми

 

 

   

 

 

 

 

Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем         

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Объект агрессии

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Одевание

 

Рис. 5. Игра со старшими детьми

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Укладывание спать  в одиночестве

 

Рис. 7. Выговор

 

Рис. 8. Умывание

 

 

 

Рис. 9. Игнорирование

 

 

Рис. 10. Агрессивное нападение

 

 

Рис. 11. Собирание игрушек

 

Рис.12. Изоляция

 

 

Рис. 13. Ребенок с родителями

 

 

Рис. 14. Еда в одиночестве

 

 

Приложение 2

 

 

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

 

Цель методики (опросника) состоит  в изучении уровня и характера  тревожности, связанной со школой у  детей младшего и среднего школьного  возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые  могут зачитываться школьникам, а  могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет  предложен опросник, который состоит  из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его  номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по  всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной  тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов  теста – о высокой тревожности. 

2. Число совпадений по каждому  из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;

сумма = 22

2. Переживание социального стресса

5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11

3. Фрустрация потребности в достижение успеха

1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

6. Страх не соответствовать ожиданиям  окружающих

3,8,13,17.22; сумма = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость  стрессу

9,14.18.23,28; сумма = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях  с учителями

2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8


Ключ к вопросам

1 -

7-

13-

19-

25 +

31 -

37-

43 +

49-

55-

2 _

8-

14-

20 +

26-

32-

38 +

44 +

50-

56-

3-

9-

15-

21 -

27-

33-

39 +

45-

51 -

57-

4-

10-

16-

22 +

28-

34-

40-

46-

52-

58-

5-

11 +

17-

23-

29-

35 +

41 +

47-

53-

 

6-

12-

18-

24 +

30 +

36 +

42 -

48-

54-

 

 

Результаты

1) Число несовпадений знаков (“+”  - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).

Информация о работе Диагностика школьной тревожности