Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 21:11, реферат

Описание работы

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм,

приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в

центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников

правоохранительных органов.

Работа содержит 1 файл

21.docx

— 16.85 Кб (Скачать)

                          2.2.Девиантное поведение 

      Девиантное поведение, понимаемое как отклонение  от  социальных  норм,

приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это  явление  в

центр  внимания  социологов,  педагогов,  психологов,  медиков,   работников

правоохранительных  органов.

      Одна  из  основных  причин,  вызвавших  массовое   распространение   в

молодежной  среде курения, употребления алкоголя и  наркотических  средств  -

это происходящие перемены в  стране.  Французский  социолог  Эмиль  Дюркгейм

описывал  состояние общества, при  котором  нет  четкой  регуляции  поведения

индивидов, а есть моральный вакуум, когда  прежние нормы и  ценности  уже  не

соответствуют новым отношениям. Это описание в  полной мере можно  отнести  к

современной России. 

Ввиду кризисной  ситуации  государство  отвернулось  от  нужд  подрастающего

поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность,  дешевизна

алкогольной продукции,  снятие  уголовной  ответственности  за  употребление

наркотических  веществ,  отсутствие  системы  мер  в   борьбе   с   вредными

привычками, как факторами риска.

      Тенденция к отклонению от  общепринятых правил поведения   имеет  давнюю

историю, она появилась одновременно с  зарождением  человечества.  Уже  тогда

общество  ставило на её пути некие  преграды,  которые  удерживали  людей  от

поступков, противоречащих представлениям  людей  о  правилах  поведения.  На

первых  порах такими ограничениями стали  мифы и запреты – табу. В  дальнейшем

понятия  о  дозволенном  и недозволенном изменялись,  складывались  другие

правила.  Длительное  время  определённые  правила  устанавливала   религия.

Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали  формироваться  и

более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции  людей по  отношению

к девиантному поведению.

Думаю, многие согласятся, что проводить профилактику намного  проще,  чем  в

последствии пытаться что-то изменить. Но, к сожалению, в нашем обществе  до

сих пор  не  предпринимается  достаточно  мер  для  профилактики  девиантного

поведения молодёжи.

      Существующие   социальные   проблемы    (наркомания,    агрессивность,

алкоголизм  и т.д.) заставляют нас задуматься о том, почему  это  происходит.

Почему  ребенок  изначально  открытый  и  устремленный  к  добру,  взрослея,

постепенно  приобретает асоциальный тип  поведения.  Дефицит  таких  понятий,

как милосердие, доброта, уважение друг к другу в  нашем  обществе  все  чаще

приводит  к равнодушному отношению к судьбе  ребёнка.  В  школах  наблюдается

рост формального  отношения к детям,  проще  стали  относиться  к  увеличению

числа второгодников. Учителей перестало волновать определение  детей в школы-

интернаты, в детские дома, и даже спец. школы и ПТУ.

      Было проведено социологическое  исследование по употреблению  алкоголя и

наркотиков  студентами вуза и колледжа. Приобщение  респондентов  к  алкоголю

происходило  от  5-6  лет  до  17  лет  включительно.  До  10  лет   впервые

попробовали 9,2% студентов; в 11-12 лет — 7,6%. В 13-14 лет  —  интенсивность

приобщения  увеличилась и составила 27,0%, а  в 15-16 лет — уже  39,3%.  В  17

лет впервые  познакомились с алкоголем всего 5,6% опрашиваемых. 

Основную  роль в приобщении подростков и детей  к  алкоголю  играли  питейные

традиции  и обычаи. В  целом,  больше  половины  (67,7%)  мальчиков  и  79,4%

девочек  из  числа употребивших  впервые,  познакомились   с   алкогольными

напитками дома в  дни  праздников  и  семейных  торжеств.  Остальные  мотивы

первого  знакомства  с  алкоголем,  курением  и  наркотиками   таковы:   «из

любопытства», «за компанию с друзьями», «случайно», «от нечего делать».

      Это говорит о  необходимости   принятия  соответствующих  мер   органами

здравоохранения, просвещения и другими  заинтересованными  ведомствами.  Для

организации и проведения профилактической работы среди детей  и  подростков,

для  оперативной  корректировки  и  оценки   ее   эффективности   необходимо

постоянно отслеживать ситуацию, т. е. школьные  психологи  должны  проводить

мониторинг  факторов риска на местах.

      Очень часто причины девиантного поведения несовершеннолетних  кроются

в семье. Семья является одним из важнейших  институтов  ранней  социализации.

В семье  ребенок  усваивает  наиболее  фундаментальные,  базисные  ценности,

нормы,  поведенческие  стереотипы,  формируется  эмоциональная   сфера   его

психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы.

      Работа с семьей на современном  этапе усложнилась и требует  новых  форм

и методов,  новых подходов. Воспитательная функция  семьи серьезно  нарушена,

она  задавлена  проблемой  выживания,  поиском  средств   к   существованию,

значимость  семьи  пошатнулась.  Отношения  детей  и  родителей  свернуты  до

минимума. Одной из причин этого является то, что сейчас Россия равняется  на

Запад. Это  неправильно,  так  как  мы  не  похожи  на  них,  у  нас  другой

менталитет. На наш взгляд,  это  наиболее  актуальная  проблема  на   данный

момент, сейчас особое место занимает задача  укрепления  и  развития  семьи,

как важнейшей  среды формирования и воспитания человека.

Информация о работе Девиантное поведение