Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:24, контрольная работа
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.
1.Социологическое понятие личности. Социальные статусы и роли личности.
2.Социализация личности: понятие, этапы и агенты. Правовая социализация
личности.
3.Девиантное поведение
I. Теория
социализации личности Ч. Кули
и Дж. Мида. Согласно последнему,
процесс развития личности
1) имитация
— дети копируют поведение
взрослых, пока не понимая его;
2) игровая стадия — дети осознают свое
поведение как исполнение определенных
ролей взрослых (клерка, бизнесмена, космонавта
и т.д.);
3) стадия
коллективных игр — дети
II. Теория
Э. Эриксона, одного из первых
предложившего теорию
III. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже,
исследовавшего процесс развития познания
человека, обучение его мышлению. Согласно
теории на каждой стадии развития личности
возникают новые познавательные навыки.
Таких стадий Ж. Пиаже выделяет четыре:
1) сенсомоторная стадия (от рождения до
2 лет) — характеризуется тем, что у детей
формируется способность надолго сохранять
в памяти образы предметов окружающего
мира; 2) предоперациональная стадия (от
2 до 7 лет) — связана с различением детьми
символов и значений. В конце ее | дети
понимают разницу между символами предметов
и самими S предметами; 3) стадия конкретных
операций (от 7 до 11 лет) — | ребенок учится
совершать мыслительные операции, переносить
1 в идеальный план те действия, которые
он ранее выполнял I только руками; 4) стадия
формальных операций (от 12 до 15 лет) — характеризуется
тем, что подростки могут решать абстрактные
задачи, осмысливать нравственные вопросы,
строить планы на будущее.
IV. Теория социализации Т. Парсонса. Согласно
этой теории |в процессе социализации
происходит обучение человека социальным
ролям, через которые он и включается в
ту или иную социальную систему. Личность
аккумулирует в себе общие ценностные
образцы поведения в процессе ее общения
со значимыми для нее. Основной общностью
первичной социализации является семья,
хотя на уровне семьи социализация не
заканчивается. Она представляет собой
постоянный процесс приспособления человека
к существующим в обществе ценностным
образцам поведения.
Вторая причина трудностей в создании единой концепции политической социализации личности носит социокультурный характер. На политическую социализацию большое влияние оказывает конкретный социокультурный контекст развития личности, прежде всего та политическая культура, в рамках которой происходит политическая социализация. Кроме того, на политическую социализацию личности влияют разнообразные и разнокачественные факторы: характер социальной стратификации общества, система образования и воспитания, национально-этнические особенности, религиозные верования и т.д. Поэтому и невозможно создать хорошо сбалансированную общую для всех стран теорию политической социализации личности, по крайней мере говорить сегодня об этом еще преждевременно.
Достаточно отметить, что концепции современных политологов по рассматриваемому вопросу расходятся уже на подступах к созданию концепции политической социализации. Так, одни полагают, что в ее основе должна лежать позиция, согласно которой личность подчинена целому и в процессе своего развития сознательно и добровольно усваивает существующие ценности и нормы политической культуры общества. Согласно другой точке зрения личность должна рассматриваться в качестве субъекта власти, поэтому процесс ее социализации реализуется во взаимодействии с существующей политической системой. Нам представляется, что правы те, кто рассматривают политическую социализацию личности как двуединый процесс, в котором она одновременно выступает и как субъект и как объект власти, политической деятельности и политических отношений. В процессе политической социализации личность одновременно и приспосабливается к ним, и изменяет их в соответствии со своими интересами, ценностями и установками.
Несмотря
на имеющиеся расхождения, политологи
согласны в том, что основными
качественными этапами
Первичная политическая социализация
характерна для детского возраста.
Американские политологи Д. Истон и Дж.
Деннис полагают, что она начинается уже
с 3 лет. При этом базовые детские впечатления
играют важную роль в рассматриваемом
процессе. Они связаны с началом социальной
идентификации ребенка и удерживаются
наиболее прочно. Выделяются четыре фазы
политической социализации личности с
3 до 13 лет.
• Политизация
— характеризуется
• Персонализация
— ребенок персонифицирует
Политическая система осознается и олицетворяется
для ребенка через определенные политические
«лица» и фигуры, принадлежащие к власти,
например, президента страны, полицейского,
которых он часто видит на экране телевизора
или на улице. В результате социализации
на этой стадии у ребенка складывается
определенное представление о том, как
следует вести себя по отношению к представителям
власти.
• Идеализация — тем фигурам, которые наиболее важны и заметны в политической жизни, приписываются только позитивные качества и свойства, т.е. они идеализируются. Поэтому личность готова к добровольной политической поддержке представителей власти.
• Институционализация — по мере накопления политического опыта и представлений, по мере усложнения образа политической картины мира осуществляется переход от персонифицированного представления о власти и политики к надличностному, институциональному уровню. Формируется осознание политической системы как сложного образования, включающего государство, партии, органы правосудия, полицию итд.
Представленная модель политической социализации личности относится к направлению, которое получило название политической поддержки власти и которое призвано обеспечить стабильность политической системы. В этой модели политическая социализация ребенка происходит таким образом, что развивающаяся личность без особых проблем «вписывается» в имеющуюся политическую систему.
Однако более или менее сносно такая модель
может функционировать лишь в стабильной
и достаточно однородной социокультурной
среде. В действительности политическая
социализация осуществляется не только
посредством сознательного и добровольного
принятия и поддержки существующего политического
строя, но и путем его критики, в конфликтной
форме. В таком случае особая роль принадлежит
семье и ближайшему окружению личности
в опосредовании отношения между ребенком
и официальной властью.
Причины такой конфликтной формы политической
социализации могут носить экономический,
социальный, расовый, этнический, религиозный
и другой характер. Семья вообще является
самым первичным условием политической
социализации. Именно здесь формируется
основа политических установок и взглядов
личности. Семейный уклад, социальный
статус семьи, ее нравственные характеристики
играют важнейшую роль в способах и направленности
политической социализации личности.
Помимо семьи в стадии первичной социализации
большое влияние на личность оказывают
подростковые референтные группы, т.е.
группы, на которые человек ориентирует
свое поведение. Прежде всего, это сверстники
и ближайшее окружение, которые пользуются
авторитетом у личности и с которых она
берет пример. Если в начальный период
развития ребенка первостепенное влияние
на его политическую социализацию оказывает
семья, то по мере взросления человека
значение референтных подростковых групп,
как правило, возрастает.
Среди других институтов и групп политической
социализации следует назвать дошкольные
учреждения, школу, вуз, группы по интересам
и др.
Вторичная политическая социализация начинается с того времени, когда заканчивается базовая политическая идентификация личности. К этому периоду у человека уже складываются основные социально-политические ценности, установки, представления и нормы, которые дают ему возможность самостоятельно и конструктивно выполнять свои политические роли. Личность уже вполне способна выступать сознательным субъектом политики, способна независимо от группового мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действовать в соответствии со своей политической позицией.
Вторичный этап политической социализации личности продолжается на протяжении всей сознательной жизни человека, охватывает не только социальную зрелость индивида, но и время завершения активного участия в общественно-политической жизни.
Политическая социализация носит, таким образом, динамический характер в силу постоянного изменения всей совокупности социокультурных, в том числе и политических, факторов, которое влечет за собой возникновение новых политических ценностей и установок личности. Непрерывность и динамичность процесса политической социализации личности — характеристики объективные и необходимые для ее развития. Для того, чтобы жить нормальной политической жизнью, человек должен постоянно социализироваться. Личность, живущая во всех отношениях и в полной мере образами, чувствами и ценностями прошлой жизни, — это личность невротика. Хотя это вовсе не означает, что нормальная личность каждый день должна менять свои ценностные ориентации в политике или вообще отказываться от своих стержневых политических убеждений. Другими словами, политическая социализация личности на вторичной стадии характеризуется динамическим равновесием. Оно выражается в том, что личность, адаптируясь к новым политическим условиям, вместе с тем активно воздействует на них, не теряя своей политической самоидентификации.
Современное переломное время дает шанс каждому проявить себя и тем самым на деле обнаружить качество и степень своей политической социализации. Вместе с тем именно в такие периоды истории политическая социализация происходит наиболее интенсивно, ибо снимаются многие старые ограничения и запреты и создаются условия для более свободного проявления своей политической воли.
Правда, следует иметь в виду, что с этим
связано и возрастание ответственности
каждого за свои поступки.
Девиа́нтное поведе́ние (от англ. deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Например, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
По мнению Эмиля Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Роберта Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.
Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Так, например, Эмиль Дюркгейм написал работу «Самоубийство» (1897), ставшую классическим произведением в этой области.
Девиант — индивид,
отличающийся по своим характеристикам
от основной массы ему подобных. Девиант
может быть как отрицательным — в худшую
сторону — так и положительным.