Девиантное поведение несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:50, реферат

Описание работы

Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. [9, стр. 51] Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. Неслучайно уже с XX века он привлекает пристальное внимание исследователей.

Работа содержит 1 файл

Девиантное поведение несовершеннолетних.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

 

Девиантное поведение  несовершеннолетних

 Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

 Девиантное поведение  подразделяется на две большие  категории. Во-первых, это поведение,  отклоняющееся от норм психического  здоровья, подразумевающее наличие  явной или скрытой психопаталогии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. [3, стр. 39]

 Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. [9, стр. 51] Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. Неслучайно уже с XX века он привлекает пристальное внимание исследователей. К настоящему времени психологами получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков. Проведены исследования, посвященные потребностям, идеалам, интересам подростков, особенностям воли, нравственным представлениям, мотивам деятельности подростков, многообразию факторов, влияющих на их развитие. Но наиболее актуальными являются исследования характерологических особенностей подростков, которые проявляются в различных формах поведения. Данную проблематику разрабатывали: И.С. Кон, А.Е. Личко, К.Леонгардом, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Иванов, Б.М. Слуцкин, А.М. Яковлев, В.А. Шаповал и др. Теоретический анализ работ показывает, что девиантное, или отклоняющееся, поведение - понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопаталогии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые.

Более конкретное определение  состоит из двух частей. Девиантное поведение, девиантность (лат. deviatio - отклонение) – это:

Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям;

Социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.

К основным формам девиантного  поведения принято относить алкоголизм, проституцию, наркоманию, самоубийство, преступность.

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности  представляет собой группу повышенного риска. Почему? Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой организмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. Как проявляется это в конкретных явлениях, с которыми приходится сталкиваться  учителям и родителям?

Виды девиантного  поведения подростков и юношей

Злоупотребление алкоголем. Эта опасность распространена у нас широко. По данным опроса спиртные напитки употребляли 75% подростков в возрасте 13-14 лет и 95% в возрасте 17-18 лет.  Это, конечно, не пьянство, но чем раньше ребенок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет его потребность в нем.

Алкоголизм часто коренится  во внутреннем конфликте, обусловленным  стремлением подростка преодолеть тяготящее ее чувство зависимости. Если строгость воспитания  и дефицит эмоционального тепла в раннем детстве сменяются затем установкой на самостоятельность и личные достижения, человеку трудно совместить эти противоречивые установки.

Что способствует алкоголизации подростков и юношей? Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно – избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы юношеской субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. И само собой разумеется, действует отрицательный пример родителей.

Употребление  наркотиков. Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90%  наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников, собирающихся в определенных местах.

Более точно распределение  можно проследить по данным социологического опроса.

 

Причины употребления наркотиков молодыми людьми (в %)1

1

Под влиянием других людей, компаний

85,5

2

Из-за употребления спиртных напитков

7,6

3

От безделья, отсутствия занятий

57,7

4

От незнания всех последствий  употребления наркотиков

15,7

5

Из-за стремления к удовольствию

59,2

6

Желание выглядеть взрослым

23,3

7

Чтобы забыть плохое

35,1

8

Отсутствует контроль взрослых

13,8

9

Ради интереса к «запретному  плоду»

54,1

10

От неумения контролировать себя

22,6

11

По принуждению

7,9

12

Чтобы стать «своим»

43,2


 

Агрессивное поведение. Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияние между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.

«Харьков, заводской район, квартал типовых пятиэтажек. В одном из этих домов, прямо на лестничной площадке, компания семнадцатилетних ребят ногами и палками насмерть забила молодого инженера. Повод был ничтожный: кто-то кому-то что-то не так сказал…»Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие оценки в школе, отчислили из спорт секции и т. п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: меня все считают слабым, а я все могу! Подростковые и юношеские акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется («А я что? Я – как все!»). Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которое потом,  когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить.

Суицидальное  поведение. Проблема юношеских самоубийств многие годы была у нас под запретом. Поэтому распространены два ошибочных мнения:

  1. Что юношеские самоубийства в особенности совершают только психически больные, ненормальные люди;
  2. Что именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти психопатологического характера, дает максимальный процент самоубийств.

У подростков значительно  чаще, чем среди взрослых, наблюдается  так называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-то примера (в свое время опубликование  гетевского «Вертера» вызвало волну  самоубийств среди немецкой молодежи). Следует иметь в виду, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств. Среди подростков 32 % суицидальных попыток приходится на долю 17-тилетних, 31% - 16-тилетних, 21 % - 15-тилетних, 12 % - 14 -тилетних и 4 % - 12-ти-13-тилетних. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; хотя девушки предпринимают таки попытки гораздо чаще, многие из них имеют демонстративных характер. Неудачные суицидальные попытки большей частью не повторяются.

В 9 случаях из 10 юношеские  покушения на самоубийство – не желание покончить счеты с  жизнью,  а крик о помощи. О подобных желаниях подростки и юноши часто  говорят и предупреждают заранее; 80% суицидных попыток совершается  дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки указывают на различные способы таким образом оказать влияние на других людей: «дать понять человеку, в каком ты отчаянии», «показать, как ты любишь другого», «выяснить, любит ли тебя действительно другой», «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение» (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько).

Как ни различны формы  девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность  и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши или девушки в один вид девиантных действий повышает вероятность  вовлечения также и в другой. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной группы подростков). Девиантное поведение  в начале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (социальные условия, противоречивые ожидания других, недостаток материальных ресурсов, плохое владение нормальными способами социальной адаптации и/или преодоление трудностей) он не может  этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

Важнейший фактор такого развития – девиантные сверстники. Наличие девиантной группы:

    • Облегчает совершение девиантных действий, если подросток к ним внутренне готов;
    • Обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях;
    • Уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей. При этом образуется порочный круг.

Девиантные поступки увеличивают привлекательность  совершающего их подростка для других, которые принимают  такой стиль  поведения; совершая антинормативные  поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т.д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение со стороны «нормальных», вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшат возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.

Итак, кратко охарактеризовав  что подразумевается под девиантным поведением, стоит перейти к рассмотрению причин его вызывающих и способов борьбы с ним.

Психические основы девиантного поведения

Оценка любого поведения  подразумевает его сравнение  с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся  от нормы поведение часто называют девиантным.

Девиантное поведение  подразделяется на две группы:

1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептойды и лица с акцентуированным характером.

2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии – пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

К основным субъектам девиантного  поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологией и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам.

Таким образом, психические  расстройства проявляются в двух формах:

Информация о работе Девиантное поведение несовершеннолетних