Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:34, реферат
Основная цель данной работы заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения, рассмотреть антропо - биологические теории и выяснить как велико влияние фактора наследственности на отклоняющееся поведение.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления. В частности следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный характер;
2. понять причины возникновения девиантного поведения;
3. рассмотреть антропо-биологические теории к изучению указанной проблемы.
Введение
Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения
Глава 2. Антропо-биологические теории девиантного поведения
Заключение
Список использованной литературы
Федеральное
агентство по образованию
РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего
и профессионального
образования
«КУБАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ПО Психологенетике
Тема:
«Девиантное поведение
и наследственность»
Выполнила студентка
факультета управления и психологии
специальности «психология»,
(сокращенные сроки обучения на базе ВПО),
ЗФО курс 2
Пугаченко Марианелла
Юрьевна
Проверил: преподаватель
Бакалдин Сергей Геннадьевич
кандидат
психологических наук
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие
и виды девиантного поведения
Глава 2. Антропо-биологические
теории девиантного поведения
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Всему
миру, социальному бытию и каждому
человеку свойственно отклоняться
от оси своего существования, развития.
Причина этого отклонения лежит
в особенностях взаимосвязи и
взаимодействия человека с окружающим
миром, социальной средой и самим собой.
Возникающее на основе такого свойства
разнообразие в психофизическом, социокультурном,
духовно-нравственном состоянии людей
и их поведении является условием расцвета
общества, его совершенствования и осуществления
социального развития.
Отклонение в
поведении - девиантное поведение - является,
таким образом, естественным условием
развития человека, жизни всего общества.
Иначе говоря, девиантное поведение
было, есть и будет и в этом
заключается актуальность его изучения.
Основная цель данной
работы заключается в том, чтобы понять
сущность девиантного (отклоняющегося)
поведения, рассмотреть антропо - биологические
теории и выяснить как велико влияние
фактора наследственности на отклоняющееся
поведение.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления. В частности следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный характер;
2. понять причины возникновения девиантного поведения;
3. рассмотреть антропо-биологические
теории к изучению указанной проблемы.
Глава 1. Понятие
и виды девиантного поведения.
Девиантное
поведение — это поведение, отклоняющееся
от общепринятых, социально одобряемых,
наиболее распространенных и устоявшихся
норм в определенных сообществах
в определенный период их развития.
Проблема
девиантного поведения
Многие
авторы, рассматривая девиантное поведение,
используют как синонимы понятия разновидности,
виды, типы, формы девиантного поведения.
В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:
1.
Докриминогенный: мелкие
2.
Криминогенный: действия и
"Ядром" девиантного поведения
в классификации Ф. Патаки
- преступность;
- алкоголизм;
- наркомания;
- самоубийство;
-
"преддевиантный синдром" - комплекс
определенных симптомов,
аффективный тип поведения;
семейные конфликты;
агрессивный тип поведения;
ранние антисоциальные формы поведения;
отрицательное отношение к учебе;
низкий
уровень интеллекта[9].
Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:
1) социально-психологическая:
- антидисциплинарное поведение;
- асоциальное;
- противоправное;
- аутоагрессивное.
2) клинико-психопатологическая:
- патологические;
- непатологические девиации.
3) личностно-динамическая:
- "реакции";
- "развития";
-
"состояния"[6].
Признаки девиантного
поведения
1) Отклоняющееся
поведение личности - это поведение,
которое не соответствует
2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).
3) Девиантное
поведение наносит реальный
4) Девиантное
поведение можно
5) Девиантное
поведение должно
6) Девиантное
поведение рассматривается в
пределах медицинской нормы.
7) Девиантное
поведение сопровождается
8) Девиантное
поведение имеет выраженное
Термин "девиантное поведение" можно применять к детям не младше 5 лет.
Таким
образом, девиантное поведение - это устойчивое
поведение личности, отклоняющееся от
наиболее важных социальных норм, причиняющее
реальный ущерб обществу или самой личности,
а также сопровождающееся социальной
дезадаптацией.[8]
Глава 2. Антропо-биологические
теории девиантного поведения
Важным
фактором, влияющим на поведение личности
выступают внутренние, биологические,
условия - та природная почва, с которой
взаимодействуют любые внешние
условия. Биологические предпосылки
включают: наследственно-генетические
особенности, врожденные свойства индивида
(приобретенные во время внутриутробного
развития и родов), импринтинг (запечатление
на ранних этапах онтогенеза). [2]
Биологический фактор
Теории, объясняющие отклоняющееся
поведение с точки зрения
В XIX в. итальянский врач-психиатр и криминалист Чезаре Ломброзо (1836- 1909) предложил биосоциологическую теорию, в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Ломброзо считал, что преступникам присущи аномалии внутреннего и внешнего анатомического строения, характерные для первобытных людей и человекообразных обезьян. Объектами пристального внимания были: череп, мозг, нос, уши, цвет волос, татуировка, почерк, чувствительность кожи, психические свойства преступника. Используя антропометрический метод, исследователь выделил примерно 37 характеристик "врожденного преступного типа", в их числе: выдающаяся нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей . Позднее теория Ч.Ломброзо, хотя и вошла в историю научной мысли, но была признана научно несостоятельной.
Другим ярким представителем
данного направления выступает
американский врач и психолог
Уильям Шелдон. (1898- 1984), который обосновал
связь между типами
Особое место среди биологических теорий занимает эволюционный подход, основанный на предложенных Чарльзом Дарвином законах естественного отбора и наследственности. Сторонники эволюционного подхода рассматривают различные аспекты человеческого поведения как проявление видовых наследственных программ, в то время как критики эволюционного подхода считают необоснованным перенос законов поведения животных на психологию человека.
Этологический подход Конрада Лоренца (1903-1989), развивающий идеи Дарвина, объясняет различные феномены человеческого поведения, например агрессию, прежде всего врожденным инстинктом борьбы за существование. "Агрессия, проявления которой часто отождествляются с проявлениями инстинкта смерти, - это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида" . Данный инстинкт развился в ходе эволюции как биологически целесообразный. Сила агрессии, по мнению исследователя, зависит от количества накопленной агрессивной энергии и силы специфических стимулов, запускающих агрессивное поведение. У людей в отличие от животных широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных, и доказывая это на множестве убедительных примеров, К.Лоренц приходит к следующему выводу: "У нас есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития" .
Современные исследования