Девиантное поведение и деструктивная деятельность человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 05:57, контрольная работа

Описание работы

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием
отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.

Содержание

Введение 3

1. Понятие девиантного поведения 5
1.1. Понятие девиации 5
1.2.Понятие «нормы» и его связь с отклоняющимся поведением 6
2. Причины отклоняющегося поведения 7

2.1.Определение причин девиации различными учеными 7
2.2.Маргинализация и отклоняющееся поведение 9
2.3.Отклоняющаяся социализация и девиантное поведение 13
3.Аддиктивные формы отклоняющегося поведения 14
4. Девиантное поведение в современных условиях 16
5. Деструктивная деятельность человека 18
5.1. Психические основания деструктивной деятельности человека 18
5.2. Социокультурные основания деструктивной деятельности человека 19
5.3. Деструктивная деятельность человека как целостный феномен 20

Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Девиантное поведение и деструктивная деят.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

      Аддиктивное  поведение  формируется   постепенно.   Начало   отклонения

связано  с  переживанием   интенсивного   острого   изменения   психического состояния   человеком  в  связи  с  принятием   определенных   веществ   или определенными  действиями, возникновением  понимания  того,  что  существует определенный   способ  изменить  свое  психологическое  состояние,  испытать чувство подъема,  радости, экстаза.

      Далее формируется устойчивая  последовательность прибегания  к средствам аддикции. Сложные жизненные  ситуации,  состояния  психологического  диском форта  провоцируют   аддиктивную   реакцию.   Постепенно   такое   поведение становится  привычным  типом  реагирования  на  требования  реальной  жизни.

     Происходит  формирование  аддиктивного  поведения,  как интегральной   части личности,  т.е.  возникает  другая  личность,  вытесняющая   и   разрушающая прежнюю.  Этот процесс сопровождается борьбой,  возникает  чувство  тревоги. Одновременно  включаются  защитные  механизмы,   способствующие   сохранению иллюзорного чувства психологического комфорта. Защитные формулы  таковы:  «я не нуждаюсь в людях», "я поступаю так, как  мне  нравится", «если  я  захочу, то все изменится» и т.п.

      В итоге аддиктивная  часть   личности  полностью  определяет  поведение

человека. Он отчуждается от общества,  затрудняются  контакты  с  людьми  не только  на  психологическом,  но   и   на   социальном   уровне,   нарастает

одиночество.  Вместе с этим появляется  страх  перед  одиночеством,  поэтому аддикт предпочитает стимулировать себя поверхностным общением, находиться  в кругу большого числа людей.  Но  к полноценному  общению,  к глубоким  и долговременным межличностным   контактам такой  человек  не  способен,  даже если  окружающие и стремятся к этому. Главное  для  него  -  те  предметы  и действия,  которые являются для него средствами аддикции.

      Проблема  аддиктивного поведения   включает  не  только  анализ  таких

известных  явлений,  как  наркомания  и  алкоголизм,   но  и  гораздо  менее

исследованных — «работоголизм», проблему взрослых детей алкоголиков   (ВДА), проблему «сухого алкоголизма». Изучение механизма возникновения  и  развития этих  явлений  даст  возможность  понять  их  реальное  место  в   структуре общественных отношений и прогнозировать последствия их распространения. 

4. Девиантное поведение в современных условиях

      Стоит ли говорить, насколько опасно для общества распространение преступной идеологии, ведущей к эрозии моральных ценностей и нравственной деградации значительных слоев населения. Формируются неписаные нормы общественной безнравственности, оправдывающие нетрудовые доходы, воровство, насилие и т.п.

      Размытость нынешних, внедряемых свыше современными реформаторами норм, их неубедительность делают проблему определения девиации чрезвычайно сложной. Все труднее и теоретикам и практикам становится ответить на вопрос: В чем и от чего происходит отклонение?

     В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как

посягательство  на социально-политические и нравственные устои общества,

личную  безопасность и благополучие его граждан. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности. Социальное влияние и давление преступного мира на общество, распространение его морали, психологическое заражение наименее устойчивой части населения (особенно молодежи) - тревожная реальность наших дней. Происходящая деформация ценностных ориентаций у молодых людей создает предпосылки для воспроизводства закононепослушания, утверждения своеволия, права сильного и жестокого. Борьба с преступностью сегодня превратилась в острейшую, самостоятельную проблему, решение которой требует комплексного подхода. Это значит, что все предпосылки, пограничные к преступлению, явления, связанные с состоянием общественного организма, должны учитываться, ибо грань между аморальностью и преступностью весьма подвижна. Более того, именно отрицание моральных норм лежит в основе многих преступлений.

      Разрушительные масштабы девиантности приводят общество к состоянию социальной аномии, общество теряет свою историческую память, девальвирует свою систему ценностей. Иначе говоря, ему грозит перерождение, ведущее к деградации, социальному регрессу. Нечто подобное может произойти сегодня и в России, если не будут приняты эффективные меры по остановке падения производства и снижения жизненного уровня значительной части населения страны. Иначе ситуация с девиантным поведением еще более усложнится.

      Сегодня эта проблема приобрела особую остроту в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Рассогласованность между ожидаемым и реальным повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.

       Есть объективные основания считать, что в ближайшие годы масштабы

девиантного поведения будут возрастать, а значит и расширять причинную базу преступности. “Во всяком случае, - пишет доктор юридических наук В.В.Лунеев, - по этим признакам у нас нет сколько-нибудь значимых доказательств снижения криминогенности социальных условий”.

     Значительное ухудшение социальных условий, детерминирующих характер и масштабы девиаций, требует разработки в кратчайшие сроки системы  мер, дифференцированных по регионам и группам населения. Причем меры эти должны быть не только прямого, непосредственного воздействия на разные категории людей, но и опосредованного, связанного с оздоровлением образа жизни людей, повышением их культуры и социальной активности, изменениями в их ценностных ориентациях и установках, в их нравственной устойчивости.

       Профилактика социальных отклонений может быть эффективной, если в центре предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его заботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами. Разумеется, выработка эффективной системы мер по преодолению, ограничению и профилактике девиации в поведении разных групп населения возможна только на основе специально организованных социальных, социально-психологических, криминологических и других исследований. Полученные на их основе социальные показатели могут в свою очередь повлиять на саму систему принятых в обществе норм, сделать их более адекватными сложившимся условиям. 

5. Деструктивная  деятельность человека

5.1. Психические основания деструктивной деятельности человека

      Деструктивная деятельность - это специфическая человеческая форма активного отношения к миру, основное содержание которой составляет разрушение существующих объектов и систем. Деструктивная деятельность может быть направлена человеком как во вне – на других людей или на общество в целом, на природную среду, архитектурные памятники, различные предметы – так и обращена на самого себя (разрушение личности, суицид). Деструкция является проявлением хаоса, неизбежно присутствующего в самой природе человека, и может являться как конечной целью деятельности, так и сопутствовать деятельности, имеющей созидательную цель.

      На психическом уровне основанием деструктивной деятельности человека являются, прежде всего, неудовлетворенные потребности. К деструктивной деятельности склонны люди, которые не смогли удовлетворить свои фундаментальные потребности, прежде всего потребность в самоутверждении, в реализации своего творческого потенциала. Неудовлетворенность основных потребностей порождает у человека состояние фрустрации, высокую тревожность, утрату смысла жизни; и одним из возможных способов преодоления личностных проблем в такой ситуации может стать деструктивная деятельность. Разрушая, личность преодолевает свою ничтожность, изолированность от общества. В процессе деструктивной деятельности человек доказывает прежде всего самому себе свою значимость.

   5.2. Социокультурные основания деструктивной деятельности человека

     Значительное влияние на деструктивную деятельность человека оказывают социокультурные основания. К их числу относятся, прежде всего, информационные различия между представителями отдельных социокультурных групп, а также растущее отчуждение человека от природы и общества. Стремясь преодолеть тотальное отчуждение, люди совершают трансгрессивные действия – конструктивные или деструктивные, позволяющие им оказывать влияние на окружающий мир и реализовывать свой творческий потенциал. Деструктивная деятельность является попыткой разрешить противоречия между универсальностью, тотальностью человеческой жизнедеятельности и ее социальной формой, между базальными потребностями людей и социально обусловленными возможностями их удовлетворения.

     Как показывают исследования, деструктивные тенденции усиливаются в условиях ценностно-нормативного кризиса в обществе. Именно отсутствие общепринятой системы ценностей, единой идеологии приводит к росту изолированности и отчужденности отдельных членов общества и, как следствие, – к деструкции. Однако и чрезмерное интегрирование индивида в общественные отношения, при котором подавляется его индивидуальность, ограничивается свобода и уменьшается возможность в самореализации, также способствуют росту деструктивных устремлений индивида. Потенциальным источником деструкции является резкая нисходящая или прерванная восходящая социальная мобильность. Маргинальные, лишившиеся социальных корней слои традиционно рассматриваются как потенциальный источник экстремистских, насильственных действий. Также, источником конфликтов часто становится и прерванная восходящая мобильность, когда реальное улучшение социальной позиции происходит медленнее, чем растут ожидания.

    Кроме этого, росту разрушительных импульсов способствует увеличивающееся число бытовых, экономических проблем, обилие отрицательной, пугающей информации, изменение социальной роли семьи. Определенное влияние на формирование деструктивной деятельности оказывают и условия социализации индивида.

5.3. Деструктивная деятельность человека как целостный феномен

     Деструктивная деятельность представляет собой целостный феномен, объяснить который невозможно, исходя лишь из определенных биологических, нейрофизиологических, психических и социокультурных оснований. Понять сущность деструктивной деятельности можно только принимая во внимание тот факт, что человек представляет собой открытую неравновесную систему высшей сложности и является единством порядка и хаоса. Являясь проявлением хаоса, стремление к деструкции неизбежно присутствует у каждого человека, однако проявляется не всегда. В каждой индивидуальной жизни можно выделить два этапа, поочередно сменяющих друг друга: эволюционный и бифуркационный. В эволюционный период развития люди, как правило, способны контролировать свое поведение и подавлять возникающие у них деструктивные импульсы. Эти навыки прививаются человеку в период первичной социализации. Моральные и юридические предписания также призваны сдерживать деструкцию. Однако в бифуркационные этапы жизни, ощущаемые субъективно как жизненный кризис, человек часто теряет способность к контролю и может действовать деструктивно. В такие этапы над людьми властвует хаос.

       В зависимости от определенных социокультурных и психических факторов, а также от особенностей нервной системы деструкция может быть направлена человеком на самого себя (тогда ее проявлениями становятся суицид или разрушение личности) или вовне (в этом случае человек совершает убийства, террористические акты, революции, ведет разрушительные и кровопролитные войны, уничтожает памятники архитектуры и искусства).

       При анализе деструктивной деятельности важно учесть и тот факт, что деструкция может и не являться конечной целью, а сопутствовать деятельности творческой. Необходимо также обратить внимание на то, что способность к контролю над деструктивными импульсами зависит от особенностей физиологии и психологии человека. У лиц с генетическими, психическими аномалиями она значительно снижена. Это приводит к появлению некрофилов и садистов, чья деятельность нуждается в дальнейшем изучении. Итак, деструктивная деятельность является порождением хаоса, однако и деятельность созидательная, творческая становится возможной лишь благодаря хаосу. Именно он лежит в основе всякой трансагрессии. И вероятно, путем снижения негативных последствий деструктивных действий у лиц без генетических и психических аномалий может стать переориентация деструкции в созидание, творчество.

      Склонность к деструктивной деятельности заложена в самой природе человека, и полностью искоренить ее невозможно. Традиционные способы борьбы с деструктивностью, как правило, не дают положительных результатов. Наказание, в том числе и уголовная ответственность, за совершенные деструктивные действия не приводит к отказу от них, так как не устраняет причин, приведших к их совершению.

       Нужно способствовать самореализации человека, причем важно показать все возможности, открывающиеся перед ним, и научить его выбирать и использовать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют его человеческому назначению. Именно такую цель должны ставить перед собой как родители, так и учреждения образования.

      Преподавателям необходимо обращать внимание на то, чтобы у молодых людей формировалась адекватная самооценка, чтобы они не предъявляли к себе завышенных требований, но в тоже время важно показать им и пагубность недооценки себя. Педагоги должны помочь учащимся и студентам выработать в себе механизмы психологической защиты в сложных жизненных ситуациях: умение переключаться с одних проблем на другие, способность расслабляться, видеть светлое, радостное даже в тяжелых жизненных ситуациях. Чтобы деструктивная деятельность не получила широкого распространения, в обществе должны быть созданы условия для самореализации и продвижения по социальной лестнице, должна существовать разделяемая большинством система ценностей, ориентирующая индивида на творческую самореализацию, а не на деструкцию.

Информация о работе Девиантное поведение и деструктивная деятельность человека