Детское воображение, в чем оно выражается и как его развивать

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 00:34, реферат

Описание работы

Воображением или фантазией мы обычно называем нечто нереальное, не соответствующее действительности и не имеющее никакого практического значения. На самом же деле все, что окружает нас и сделано руками человека – весь предметный мир в отличие от мира природы, — это результат соединения человеческого воображения и творчества. И все, что выходит за пределы рутины, обязано своим происхождением творческому отношению человека к жизни.

Работа содержит 1 файл

Детское воображение.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

Детское воображение, в чем оно выражается и как  его развивать

Воображением  или фантазией мы обычно называем нечто нереальное, не соответствующее  действительности и не имеющее никакого практического значения. На самом  же деле все, что окружает нас и  сделано руками человека – весь предметный мир в отличие от мира природы, — это результат соединения человеческого воображения и творчества. И все, что выходит за пределы рутины, обязано своим происхождением творческому отношению человека к жизни. А самые первые ростки воображения пробиваются в нашем детстве. 
Самые маленькие 
Родителей новорожденного в первую очередь, конечно, волнуют вопросы здоровья и безопасности малыша. Время ли думать о развитии его воображения? Да и есть ли оно вообще у таких маленьких детей? Врожденное ли это качество или работе воображения нужно учить, как, например, учат читать? 
Не забывайте: житейский взгляд, разделяющий фантазию и реальность, неверен. Воображение всегда состоит из «материалов», данных действительностью. Известный российский психолог Лев Выготский заметил, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Значит, чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем больше он знает и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, будет работа его воображения. 
Постарайтесь, чтобы у крохи с самого раннего детства были разнообразные впечатления о жизни. Конечно, это не значит, что полугодовалого малыша нужно регулярно выводить в музеи или брать в далекие путешествия — во всем нужна мера. Но бывает и так, что родители, считая, что малыш не нуждается в новых впечатлениях, ограничивают его мир одной комнатой, манежем, коляской, одним и тем же маршрутом в парке. Дети изначально очень любопытны — не погасите их интереса к жизни! 
Психологи считают, что стремление к творчеству зависит от разнообразия окружающей среды. Поклонники идей раннего развития могут украсить стены большой картой мира и разноцветными плакатами с алфавитом, репродукциями картин знаменитых художников. На прогулках почаще берите малыша на руки, рассказывайте ему о том, что вас окружает: какая птичка пролетела, что за причудливые облака на небе... А дома не ограничивайте его передвижения по квартире, лучше обеспечить максимум безопасности в исследовании комнат и самого фантастического места — кухни. Вот они, те самые первые впечатления, которые впоследствии станут материалом для детских фантазий. 
Вы очень многое можете сделать для развития детского воображения уже в младенчестве ребенка. Даже когда берете его ладошку и начинаете рассказывать про Сороку-ворону — вы уже стимулируете фантазию малыша. Он, может быть, и сороки-то еще в глаза не видел, но уже пробует представить, что его крошечные пальчики — это птичьи детки. Потешки, присказки, поговорки — все это чудесное наследство наших бабушек отлично развивает самых маленьких. Пальчиковые игры прекрасно стимулируют воображение. Ну а о сказках и говорить не приходится — вот где простор для фантазии! Старайтесь только начинать с простых и коротких сюжетов, чтобы малыш мог их понять, представить и запомнить. 
Зачатки творческих способностей можно обнаружить уже в самом раннем детском возрасте. И лучше всего это выражается в играх (игру вообще не зря называют праматерью воображения). Конечно, сначала малышам нужна помощь взрослых. Но даже годовалый карапуз, увидев палочку, может представить, что это лошадка, — вот вам и работа воображения! Он оседлал палочку, началась игра — вот и творчество! 
Конечно, в играх дети часто воспроизводят то, что видели. Тем не менее эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не проявляются в игре аналогично тому, какими они были в действительности. Игра — не простое воспоминание о пережитом, а творческая переработка этих впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности. 
Дошколята 
Бытует мнение, что у ребенка воображение гораздо богаче, чем у взрослого человека. Однако опыт у него куда беднее опыта взрослого человека, интересы – проще, элементарнее, значит, и воображение его уступает воображению взрослого. Другое дело, что ребенок гораздо больше нас доверяет продуктам своего воображения и меньше контролирует свою реакцию на них. 
Максимально ярко и интенсивно воображение проявляется в сюжетно-ролевых играх, которые так любят дошколята. Дети по-новому используют предметы, придают им разнообразные воображаемые функции: карандаш может быть и деревом, и мечом, и человечком, а игровая комната — океаном, лесом или поездом. Не браните малыша, который свалил в кучу все подушки и изображает капитана корабля: убрать это все недолго, зато как работает воображение! Кстати, стоит какое-либо скучное занятие перевести в игру, и малыши будут делать его куда охотнее! 
Вообще, для развития детского воображения есть масса средств. Какой малыш не любит рисовать, лепить, клеить, строить замки из конструктора? В это время ребенок создает что-то субъективно новое для себя. Хорошо, если у малыша с самого раннего детства много красок, цветных карандашей, мелков, фломастеров, есть наборы пластилина и цветной бумаги. Рисовать совсем необязательно в небольших альбомах — купите побольше листов ватмана или отдайте малышу на растерзание рулон старых обоев, подойдет и оберточная бумага. Вообще рисование — самый доступный вид творчества для маленьких. Конечно, не все станут художниками, да и не стоит ставить таких конкретных целей, рисование — это прекрасная возможность для ребенка реализовать свои фантазии. 
Хороший прием для тренировки воображения — использовать игры и задачи так называемого открытого типа, то есть те, которые имеют сразу несколько верных решений. Например, ребенок может попробовать нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором геометрических фигур. Из нескольких слов составить рассказ. Предложите ему известную пословицу и несколько «расшифровывающих» ее картинок — пусть выберет ту, которая, на его взгляд, наиболее точно отражает суть пословицы. Составляя из букв слова, «украшайте» их, подбирая к существительным как можно больше прилагательных, — все это может быть интересным и увлекательным занятием. 
Способность детей сочинять и придумывать можно и нужно развивать уже в раннем возрасте. Известный итальянский писатель Джанни Родари предлагал включать детей в процесс сочинительства, давая возможность им придумывать другой конец известной сказки или выдумывать ее продолжение: «А что было потом?» Можно сочинить новую сказку, но с уже известными персонажами. Запишите то, что придумал малыш, попросите его нарисовать картинки — и вот уже получилась почти настоящая книжка! 
Многое из того, что нас окружает, может служить для ребенка источником вдохновения. Особенно природа. Например, малыш задумал сделать сказочную птицу. Для начала надо, чтобы он ее себе представил. И в основе этой фантазии будет лежать образ реальной птицы. Остальное подскажет ребенку воображение, причудливым образом объединяющее то, что он уже видел, но в других сочетаниях или объектах. 
А вот в Японии даже самым маленьким преподают «уроки созерцания»: детей учат целенаправленному наблюдению, умению сосредатачиваться на мельчайших, но характерных деталях и явлениях. Например, ребятам предлагают полюбоваться застывшей каплей воды, переливающейся на солнце всеми цветами радуги, прислушаться к шелесту листьев или звону капели. 
Кстати, будьте осторожны! Маленькие дети могут искренне верить в то, что придумано. И все, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на сцене), вызывает у ребенка очень сильные эмоции. Так что подумайте, прежде чем пугать малыша Бабой-ягой или милиционером, который забирает непослушных детей. Повышенная эмоциональность — отличительная черта воображения дошкольников! 
Школьники 
К шести-семи годам ребенок может достичь определенных вершин творчества, но именно в этом возрасте развитию воображения уделяют не слишком много внимания. Это отчасти объяснимо: ребенок идет в первый класс, у него появляется столько новых обязательств, далеких от творчества! В традиционных школах «лидируют» те предметы, которые не особенно развивают образное мышление. Постарайтесь заполнять образовывающиеся «пустоты» — ходите в музеи и театры, покупайте книги по искусству, устраивайте короткие познавательные поездки, запишите ребенка в кружок или студию — естественно, учитывая его склонности и пожелания. 
Кстати, серьезно отнеситесь к поиску школы. Встречаются и такие, где образному мышлению детей уделяют большое внимание. Например, в вальдорфских школах буквы не просто заучивают: учитель рассказывает о каждой букве историю, в которой раскрывается ее характер. Так «Д» — это дом, в котором живет добрая волшебница, «К» — это смелый королевич. Не торопясь дети «вживаются» в каждый отдельный звук, и в их сознании еще долго живет сказочный образ. 
В некоторых школах открывают классы с углубленным изучением области знаний по искусству, есть такие предметы как художественный труд, хореография, культура речи, музыкальная грамота, театральные игры. Перемежаясь с традиционными, эти предметы дают детям возможность расслабиться, переключиться, задействовать воображение. 
Кстати, интересный факт: чем старше дети, тем слабее их пристрастие к рисованию. Взрослея, ребенок начинает критически относиться к своим рисункам, детские схемы перестают его занимать. Ближе к переходному возрасту в воображении происходит определенный перелом. У детей пропадает интерес к наивным играм, фантастическим сказкам и рассказам. Наиболее распространенной и массовой формой деятельности воображения становится литературное творчество. До него ребенку нужно дорасти: накопить запас личных переживаний, жизненного опыта. 
Дети начинают гораздо легче и успешнее писать, если тема им понятна, близка и побуждает к выражению в слове своего внутреннего мира. Еще Лев Толстой заметил, что настоящей педагогической задачей является «не прививка детям языка взрослых, а помощь ребенку в выработке собственного литературного языка». 
Если вы заметили, что ваш ребенок готов выразить себя в слове, помогите ему: найдите хорошую литературную студию, организуйте выпуск домашнего журнала, редактором которого станут сын или дочь, а корреспондентами и обозревателями — остальные члены семьи и знакомые. 
Детские фантазии не остаются в области мечтаний, как у взрослых. Всякую свою выдумку ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Поэтому многие ученики с таким удовольствием играют в школьных театрах. Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов творчества: дети сами сочиняют, импровизируют, иногда инсценируют готовый материал. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает простор для изобразительного и технического творчества. Ребята рисуют, лепят, вырезают, шьют — и все это приобретает смысл и цель как часть общего, волнующего их замысла!

Информация о работе Детское воображение, в чем оно выражается и как его развивать