Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:02, реферат
Введение
Люди начали размышлять о страхе, едва задумавшись о мироздании. Какая леденящая тайна заключена в звездном небе? Почему так величествен и грозен просверк молнии? Отчего не умолим огнедышащий вулкан? Можно ли умилостивить вездесущих духов?
Позже, обратив взор на самого себя, человек стремился разгадать собственные наваждения. Какая неодолимая сила приковала меня к земле, когда появились враги? Отчего ужас заставляет трепетать сердце? Почему рождается странное, неотвязное искушение, побуждающее разглядывать лик ужаса?
Детские страхи
Введение
Люди начали размышлять
о страхе, едва задумавшись о мироздании.
Какая леденящая тайна
Позже, обратив
взор на самого себя, человек
стремился разгадать
Страх рождается
только тогда, когда окрест
брошен человеческий взгляд. Только
человеку заповедано
В патриархальных,
языческих культурах
Христианство
стремится разбудить в людях
страх перед собственными
Философ Макс
Шелер заметил: «В истории еще
не появился такой великий
психоаналитик, который
Нелегко найти человека,
который бы никогда не испытывал
чувство страха. Беспокойство, тревога,
страх – такие же эмоциональные неотъемлемые
проявления нашей психической жизни, как
и радость, восхищение, гнев, удивление,
печаль. Но при чрезмерной податливости
к страхам, зависимости от них меняется
поведение человека вплоть до « эмоционального
паралича». Устойчивые страхи – это страхи,
с которыми не может справиться ни ребёнок,
ни взрослый, которые приводят к появлению
нежелательных черт характера. Детские
страхи, если к ним правильно относиться,
понимать причины их появления чаще всего
исчезают бесследно. Если же они болезненно
заострены или сохраняются длительное
время, то это служит признаком неблагополучия,
говорит о физической и нервной ослабленности
ребёнка, неправильном поведении родителей,
конфликтных отношений в семье. С одной
стороны, страх может уберечь от необдуманных,
рискованных поступков. А с другой — продолжительные
и устойчивые страхи препятствуют развитию
личности ребенка, сковывают творческую
энергию, способствуют формированию неуверенности
и тревожности. Но бывает и так, что страх
приобретает совсем иную природу и вместо
мобилизации ресурсов приводит к их блокированию,
начинает тормозить любые формы социальной
активности и доставляет человеку (и лицам
из его близкого окружения) массу неприятных
переживаний. Иногда такого рода болезненные
страхи выражаются в навязчивых, странных
и не понятных окружающим действиях, например,
постоянном мытье рук из-за боязни заразиться
или в навязчивом контроле за выросшими
уже детьми из-за опасения, что с ними может
произойти что-либо страшное. Если страх
мешает полноценной и счастливой жизни,
и человек сам не может справиться со страхом,
то возникает необходимость в профессиональной
психологической коррекции, психотерапии.
Предпосылки и причины
возникновения страхов у детей
Известный физиолог
И. П. Павлов считал страх
проявлением естественного
Реальный страх,
по мнению З. Фрейда, - это страх
перед известной человеку
Карен Хорни выделяет
два фактора возникновения страха. Первый:
жизненные условия в каждой культуре порождают
некоторые страхи. Они могут вызываться
внешними опасностями (природа, враги),
формами социальных отношений (рост враждебности
вследствие угнетения, несправедливости,
вынужденной зависимости, фрустраций),
культурными традициями (традиционный
страх перед нарушениями табу). Второй:
для отражения страхов, существующих в
данной культуре имеются определенные
способы защиты, в том числе табу, ритуалы,
обычаи. Эти защиты представляют собой
более целесообразный способ борьбы со
страхами, чем защиты невротика, построенные
иным способом. Т.е. нормальный человек
может наилучшим образом воспользоваться
возможностями, которые предоставляет
ему культура.
Гораздо более распространены
внушённые детские страхи. Их источник
– взрослые, окружающие ребёнка (родители,
бабушки, воспитатели детских
К числу внешних
можно отнести также и страхи,
которые возникают у излишне
тревожных родителей. Разговоры при
ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах
отражаются на его психике, калечат её.
Всё это даёт основание говорить об условно
– рефлекторном характере страха, даже,
если ребёнок пугается (вздрагивает) при
внезапном стуке или шуме, т.к. последний
когда – то сопровождался крайне неприятным
переживанием. Подобное сочетание запечатлелось
в памяти в виде определённого эмоционального
следа и теперь непроизвольно ассоциируется
с любым внезапным звуковым воздействием.
Когнитивные процессы.
Представляют собой наиболее общий
вид причин страха. Например, страх
какого- либо определённого объекта
может быть вызван мысленным воспроизведением
в памяти или антиципацией. Воспоминание
или предвидение страха само по себе
является достаточным для того, чтобы
вызвать страх. Ребёнок с первых
лет жизни боится всего нового
и неизвестного, одушевляет предметы
и сказочные персонажи, опасается
незнакомых животных и верит, что
его родители будут жить вечно. У
маленьких детей всё реально,
следовательно, их страхи носят реальный
характер. Баба Яга – это живое
существо, обитающее где- то рядом. Только
постепенно у детей складывается
объективизированный характер представлений,
когда они учатся различать свои
ощущения, справляться со своими чувствами
и мыслить абстрактно – логически.
Уже в 7 месяцев впервые у ребенка,
когда внезапно вдруг уходит мать,
фиксируется страх – предтеча
будущего страха одиночества. В 3 года
дети уже и по-настоящему боятся.
Но опыт жизни их еще настолько
мал, что нет материала для
сравнений. И все, что днем тревожило
ребенка, находит отклик в его сновидениях.
Когда ребенку часто снится Бармалей,
то, вероятнее всего, отец не любит малыша,
жестоко обращаясь с ним. Страх перед сказочными
персонажами – чудовищами ведет к боязни
замкнутого пространства. Появись Баба
Яга не в комнате, а где-то там в просторе,
на улице, ее не надо бы и бояться. Во-первых,
на улице нет печки, а, во-вторых, она его
не поймает. Другое дело, когда есть стены…
Стена мешает бежать от опасности.
Детские страхи –
явление распространенное, и они
могут быть по любому поводу. Малыш
растет, меняется палитра страхов. Используется
весь багаж пережитого. Уже в 4 и
в 5 лет ребенка настигает
Уотсон обнаружил,
что обусловленные страхи у человека
отличаются удивительной стойкостью,
легкостью переноса на смежные ситуации
и требуют часто довольно длительной
терапии. Связано это с тем, что
обусловленные страхи легко иррадиируют
(распространяются) на похожие ситуации,
но вот угашение страхов, достигнутое
в ходе терапии, на похожие ситуации не
распространяется.
2. Психологическая
коррекция страхов
Страх является
опаснейшей из всех эмоций, ведь
испугаться можно даже до
Коррекция страхов
должна основываться, прежде всего, на
использовании естественных способов
борьбы с ними. Спонтанный механизм
борьбы со страхами состоит из двух
стадий. Сначала ребенок постигает
объект страха. А затем либо уничтожает
его, либо преобразовывает так, чтобы он
перестал быть страшным. Первым этапом
работы по коррекции страхов должна стать
аффективная стимуляция ребенка, или повышение
его психического тонуса. При этом снимается
запрет на проявление ребенком агрессии,
более того, она может специально провоцироваться
ведущим. Здесь необходимо использовать
задания, сопровождающиеся громкими криками,
резкими действиями. Могут включаться
упражнения на толкание, бросание чего-либо
или разрушение, например, можно потолкаться
с ведущим, стоя на одной ножке, метать
дротик, рвать бумагу. Второй этап коррекции
страхов включает в себя актуализацию
страха. То есть ребенку нужно создать
возможность для проявления страха (вербально
или невербально) с помощью различных
средств. При этом полезно давать имя объектам
страха, поскольку узнавание по имени
означает, что этот объект становится
как бы своим и близким. Третий, собственно
коррекционный этап должен помочь ребенку
найти способ либо символического уничтожения
пугающего объекта или ситуации, либо
преобразования их. При этом уничтожению
страха следует придать положительный
социальный смысл, ориентируя ребенка
на героический идеал. Чтобы уничтожить
пугающий объект, ребенок должен преодолевать
опасности, мобилизовывать свою волю,
проявлять активность. Способы преобразования
пугающего объекта можно условно разделить
на две группы: первая основывается на
идентификации с объектом, вторая — на
дистанцировании от него. Идентификация
ребенка с пугающим объектом означает
включение его во внутренний мир ребенка.
То есть ребенок теперь имеет возможность
осуществлять контроль над этим объектом,
что делает его менее страшным. Четвертый
этап коррекции должен быть направлен
на усиление «Я» ребенка. Это необходимо,
чтобы стимулировались собственные возможности
ребенка для преодоления стрессовых ситуаций.
Работая с тревожными
детьми, используются специальные оценки:
максимально развёртываются критерии
той или иной оценки, похвалы, замечания
и одновременно предельно сужается
и конкретизируется сфера действия
оценочного суждения ( оценивается не
вся деятельность сразу, а её отдельные
элементы, особенно успешные.) Важным является
формирование такого отношения не только
к оценке, но к успеху, неуспеху, выигрышу,
проигрышу – к любому результату, когда
он воспринимается ребёнком, прежде всего,
как ориентир на пути овладения знаниями,
умениями. Именно это позволяет детей
не ориентироваться на результат, сделать
детей свободными к собственным успехам
и неудачам. Для этого можно использовать
и шуточные соревнования, в которых победа
или поражение достаточно относительны,
не требуют значительных усилий, легко
переходят от одного ребёнка к другому.
Важным направлением этой работы является
развитие у детей мотива компетентности,
стремления быть не хуже других, не мириться
с собственной «не полноценностью». Особо
следует сказать о приёмах, помогающих
детям снять повышенную напряжённость.
С ней часто бывают связаны двигательные
беспокойства, агрессивность. Здесь можно
использовать щит, который держит взрослый
и в который можно стучать игрушечным
мячом, бить кулаком и т.п. Это приём можно
применять в зависимости от условий. К
хорошим результатам приводят рисуночные
методики. Рисование страхов детьми не
приводит к его усилению, а наоборот, снижает
напряжение от тревожного ожидания его
реакции. В рисунках страх уже во многом
реализован, как нечто уже происшедшее,
фактически случившееся; остаётся меньше
недоказанного, неясного, неопределённого.
Вместе всё это снимает аффективно-травмирующее
звучание страха и психике ребёнка.
Заключение
В современных цивилизациях
существует всё более возрастающее
число объектов, событий, условий, ситуации,
которые пугают или потенциально
могут быть пугающими. Чем дальше
уходил человек от архаических времен,
тем более усложненной