Детские страхи и способ её коррекции у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Трудности современной жизни часто влекут за собой расстройство психологического здоровья. Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующаяся отсутствием болезненных психологических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Страх один из видов психологического расстройства.

Работа содержит 1 файл

Р(мл).docx

— 68.38 Кб (Скачать)

Первичная эмоция страх на сильный раздражитель наблюдается  уже у новорождённых. Страх перед  незнакомыми людьми возникает на первом году жизни. Боязнь животных и  темноты появляется после трёх лет, достигая пика в четыре года.

По данным П. С. Зобова, в  дошкольном возрасте преобладают мнимые страхи над реальными. В последующие  годы значимость мнимых опасностей снижается, а реальных возрастает.

Среди реальных страхов в  дошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе – страх, вызванный  угрозой нападения животных, третье – боязнь падения с большой  высоты и дорожно-транспортных происшествий.

Страх выступает как один из показателей многих нервных и  психических заболеваний. Однако по отношению к здоровью детей дошкольного  возраста и младших школьников. Страх  может рассматриваться как самостоятельное  болезненное состояние организма, дающее начало другим психоневрологическим заболеваниям. Именно по этой причине  диагностика, лечение и предупреждение страхов у детей имеет самостоятельное  значение.

Под страхом понимается реакция  ребёнка в результате осознания  им угрозы собственной биологической  и личной целостности близких  ему людей или себя.

Появление у ребёнка страха означает постепенное завершение "наивного" этапа его развития, когда он ещё  верил в бессмертие сказочных  героев, и начало понимания того, что любая жизнь имеет неизбежный конец. А наблюдаемый у детей  страх является результатом переживания  ими утраты, боли на основе инстинкта  самосохранения.

Первые страхи у детей  появляются очень рано и обычно вызываются резким изменением окружающей среды  или возникающими в организме  ребёнка болями.

Страх смерти у детей появляется в 5 – 6 лет. Именно это нередко обуславливает  заболевание детей неврозами, заиканиями. В 6 – 7 лет дети начинают бояться  смерти родных и близких.

Степень и сила страха у  детей во многом зависит от отношения  родителей к ним. Как правило, к страху склонны дети таких родителей, которые тревожны, беспокойны, так  как они весьма часто предостерегают своих детей, опасаются за них  даже бес повода. Вторым источником страхов у детей является через  мерная строгость родителей, так  как частые и необоснованные наказания  формируют у детей боязливость, тревожность, которые нередко трансформируются в страхи. Третьим источником страхов  у детей выступают страхи самих  родителей, которыми дети быстро заражаются.

Исследования психологов показали, что у тревожных и  беспокойных родителе более половины детей подвержены страхам различного рода. В зависимости от условий  развития и типа нервной системы  эти источники могут формировать  страхи невротического характера. Эта  форма страхов чаще всего наблюдается  в подростковом возрасте в результате переживания, одиночества, уродства, потери близкого человека. Длительные переживания  страхов могут оказать заметное влияние и на характер человека.

Виды страхов.

1.Боязнь различных раздражителей.

2.Боязнь боли – начиная  с рождения.

3.Боязнь животных –  примерно с 2 лет

4. Боязнь чужих людей,  незнакомых объектов

5. Боязнь высоты, темноты.

6. Боязнь смерти.

7. Боязнь воин, катастроф.

В переживании страхов  у детей чётко наблюдаются  половые различия: девочки более  боязливы, чем мальчики. Формирование страха зависит от условия развития ребёнка: городские дети менее боязливы, чем деревенские.

Поступление ребенка в  школу связано с возникновением важнейшего новообразования – внутренней позиции школьника, но иногда это  вызывает не уверенность, постоянное ожидание неуспеха, что ведёт к возникновению  страха.

Школьники младших классов  в начале отмечают реальные опасности, затем – мнимые. Имеют место  и престижные опасности. Из реальных страхов преобладает боязнь воды и высоты боязни животных, опасение за здоровье родных и близких. Среди  мнимых страхов выделяют боязнь высоты и недовольство взрослых. Из престижных страхов называют боязнь получения  плохой отметки, выступление перед  большой аудиторией. Это подтверждается данными Н. К. Сурогиной: у школьников 7 -10 лет в 72% случаев присутствуют страхи, связанные со школьным обучением, в 53% - с неуверенностью в отношениях с учителем. Это свидетельствует о наличии дистанции между учителем и учениками, отсутствие между ними полноценного контакта, о недостатке или отсутствии у преподавателя интереса к детям.

В основе этого страха лежит  боязнь сделать ошибку, совершить  глупость, быть осмеянным. Больше всего  такие дети боятся отвечать у доски. Именно у доски проявляется их беззащитность.

В ряде случаев страх перед  школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявления физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но принимая длительный характер он вызывает у ребёнка ощущение бессилия, неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их. Таким образом, большая часть  страхов младших школьников лежит  области учебной деятельности: страх  сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликтов со сверстникам. Школьные страхи не только лишают ребёнка  психологического комфорта, радости  учения, но и способствуют развитию детских неврозов.

 

Вывод по главе

Таким образом, страх есть совершенно естественное и весьма неприятное чувство, оно неразрывно связана  со слабостью детских сил физических и нравственных и неведением детей  относительно свойств окружающих их предметов и явлений. Поэтому  страх есть неизбежный составной  элемент детской души и детской  психологии.

В данной главе мы хотели осветить подходы в изучении страха. Это и психоаналитический подход Селли и Саливана, и взгляды  Лебединского и Захарова, которые  утверждали, что страх связан с  характером межличностных отношений.

Так же попытались указать  на связи между страхом и тревогой. Показав что изучение страха ведется  в непрерывной связи с тревогой. Указав, что страхи младших школьников связаны с учебной деятельностью. Так же что с возрастом одни страхи исчезают а им на смену приходят другие.

 

Глава 2. Опытно – экспериментальная

2.1 Характеристика базы  практики

Цель: исследовать зависимость  успешности обучения от эмоционального состояния ученика.

Гипотеза: если будет доказана зависимость эффективности учебной  деятельности от эмоционального благополучия ученика, то поможет ли устранить  тревожность и страх смоделированная  по результатам диагностики коррекционно – развивающая программа.

Исходя из цели и гипотезы были сформулированы задачи:

1.  Провести психодиагностическое обследование выявления детской тревожности и страхов.

2.  Разработать и провести программу занятий по коррекции детских страхов и тревожности.

3.  Провести повторное обследование с последующем анализом полученных результатов.

База исследования.

Исследование проводилось  в течении 2005 – 2006 учебного года в 4 "Г" классе средней школы № 20. В классе 25 человек из них 11 мальчиков, 14 девочек. Наблюдая за детьми беседуя  с учителем мы заметили, что класс  дружный и сплоченный. Дети общаются между собой не только мальчики с  мальчиками и девочки с девочками, но и девочки с мальчиками. Однако есть дети, которым трудно устанавливать  контакты с одноклассниками. Психолого-педагогическая наука утверждает. Несформированность коммуникативных навыков влияет на успеваемость. Какова же успеваемость в классе? Изучив, школьную документацию и проанализировав, школьный журнал мы пришли к выводу, что:

О У: составляет 100%

К О: 68%

СОК: (степень облученности класса) 62,2%

Таким образом, анализируя, данные мы пришли к выводу, что качество обучения довольно высокое. Однако есть учащиеся, которые обучаются в  основном удовлетворительно. Исключив влияние на качество успеваемости сформированность познавательных мотивов и общеучебных  умений и навыков обучающегося. Мы предположили может ли влиять страх  и детская тревожность на качество успеваемости.

С этой целью мы подготовили  диагностический инструментарий.

2.2 Описание опытно экспериментальной  работы

Прежде чем перейти  к диагностическому инструментарию предлагаю вспомнить виды и причины  страха.

Определить боящегося  ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника  угрозы и положительный ответ  на вопрос о наличии страха. Так, подавляющее большинство возрастных страхов существует только тогда, когда  ребёнок представляет их по какому – либо поводу или ему напоминают окружающие. Есть и так называемые немые страхи, часто отрицаемые детьми, но признаваемые родителями. Это, прежде всего ситуативные страхи опоздания, животных и неожиданных звуков. Наоборот, в группе "невидимых" страхов, не указываемых родителями, но признаваемых детьми, будут многочисленные страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей и открытых пространств. Далеко не все страхи определяются родителями. В лучшем случае это  каждый второй страх, и здесь многое зависит от особенностей восприятия родителя страхов детей. Лучше всего  определяются те страхи у детей, которые  были в детстве у самих родителей. Из подобных общих страхов выделяются страхи смерти родителей, наказания, высоты, глубины и темноты. Есть и свойственные только матерям общие с детьми страхи: сделать что – либо не так и не успеть. У отцов к подобным страхам можно отнести страхи: уколов и боли, отражая этим большую чувствительность мужчин к боли. Знание общности страхов у родителей и детей позволяет лучше проанализировать вероятность их распространения в семье.

Полезно посмотреть также, какие  страхи чаще всего остаются, у взрослых из бывших у них в детстве.

Итак, прежде чем помочь детям  в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам  они подвержены. Страхи, которые  проявляются в поведении ребенка, отражают не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений страхов. Поэтому выяснить весь спектр страхов  можно только специальным опросом  при условии эмоционального контакта с ребёнком, доверительных отношений  и отсутствия конфликта. Будет лучше, если о страхах расспрашивает  кто – нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. Беседа представляется как условие для  избавления от страхов по средствам  их проигрывания и рисования. Беседу ведут неторопливо и обстоятельно. Повторять вопрос о том, боится или  не боится ребёнок, следует только время  от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. Задающий вопросы сидит  рядом, а не напротив ребёнка, не забывая  его периодически подбадривать и  хвалить за, то что он говорит  всё как есть, лучше, если взрослый перечисляет страхи по памяти, только иногда поглядывая в список, а не зачитывал его.

"Скажи, пожалуйста, ты  боишься или не боишься:

·  когда остаёшься один;

·  падения;

·  заболеть, заразиться;

·  умереть;

·  того, что умрут твои родители;

·  каких – то людей;

·  мамы и папы;

·  того, что они тебя накажут;

·  Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Невидимок, Скелетов – вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей;

·  опоздать в школу;

·  перед тем как заснуть;

·  страшных снов;

·  темноты;

·  волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

·  машин, поездов, самолётов (страхи транспорта);

·  бури, ураганов, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

·  когда очень высоко (страх высоты);

·  глубины;

·  замкнутого пространства;

·  воды;

·  огня;

·  пожара;

·  воин;

·  больших улиц, площадей;

·  врачей (кроме зубных);

·  крови;

·  уколов;

·  боли;

·  неожиданных резких звуков;

Всего в основном списке 29 различных страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее  число страхов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов  в соответствующей возрасту ребёнка  контрольной группе на число опрошенных в ней детей. Всего было опрошено 26 детей 9 – 10 лет, из них 12 мальчиков  и 14 девочек.

Полученные данные представлены в виде таблице:

Среднее количество страхов.

возраст

девочки

мальчики

9 лет

10

7

10 лет

10

7


Мы видим, что по сравнению  с мальчиками суммарное число  страхов у девочек больше.

В исследовании был использован  тест: Оценка уровня тревожности с  помощью теста школьной тревожности  Филипса.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "ДА" или "НЕТ".

Цель исследования: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Инструкция: Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о  том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над  вопросом долго не задумывайтесь. На листе для ответов запишите своё имя фамилию и класс. Отвечая  на вопрос, запишите его номер и  ответ "+" если вы согласны с ним, или "- если не согласны.

Вопросы:

1.  Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2.  Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3.  Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

Информация о работе Детские страхи и способ её коррекции у детей младшего школьного возраста