Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:15, курсовая работа
Трудности современной жизни часто влекут за собой расстройство психологического здоровья. Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующаяся отсутствием болезненных психологических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Страх один из видов психологического расстройства.
Первичная эмоция страх на сильный раздражитель наблюдается уже у новорождённых. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни. Боязнь животных и темноты появляется после трёх лет, достигая пика в четыре года.
По данным П. С. Зобова, в дошкольном возрасте преобладают мнимые страхи над реальными. В последующие годы значимость мнимых опасностей снижается, а реальных возрастает.
Среди реальных страхов в дошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе – страх, вызванный угрозой нападения животных, третье – боязнь падения с большой высоты и дорожно-транспортных происшествий.
Страх выступает как один
из показателей многих нервных и
психических заболеваний. Однако по
отношению к здоровью детей дошкольного
возраста и младших школьников. Страх
может рассматриваться как
Под страхом понимается реакция ребёнка в результате осознания им угрозы собственной биологической и личной целостности близких ему людей или себя.
Появление у ребёнка страха
означает постепенное завершение "наивного"
этапа его развития, когда он ещё
верил в бессмертие сказочных
героев, и начало понимания того,
что любая жизнь имеет
Первые страхи у детей появляются очень рано и обычно вызываются резким изменением окружающей среды или возникающими в организме ребёнка болями.
Страх смерти у детей появляется в 5 – 6 лет. Именно это нередко обуславливает заболевание детей неврозами, заиканиями. В 6 – 7 лет дети начинают бояться смерти родных и близких.
Степень и сила страха у
детей во многом зависит от отношения
родителей к ним. Как правило,
к страху склонны дети таких родителей,
которые тревожны, беспокойны, так
как они весьма часто предостерегают
своих детей, опасаются за них
даже бес повода. Вторым источником
страхов у детей является через
мерная строгость родителей, так
как частые и необоснованные наказания
формируют у детей боязливость,
тревожность, которые нередко
Исследования психологов
показали, что у тревожных и
беспокойных родителе более половины
детей подвержены страхам различного
рода. В зависимости от условий
развития и типа нервной системы
эти источники могут
Виды страхов.
1.Боязнь различных
2.Боязнь боли – начиная с рождения.
3.Боязнь животных – примерно с 2 лет
4. Боязнь чужих людей, незнакомых объектов
5. Боязнь высоты, темноты.
6. Боязнь смерти.
7. Боязнь воин, катастроф.
В переживании страхов у детей чётко наблюдаются половые различия: девочки более боязливы, чем мальчики. Формирование страха зависит от условия развития ребёнка: городские дети менее боязливы, чем деревенские.
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего новообразования – внутренней позиции школьника, но иногда это вызывает не уверенность, постоянное ожидание неуспеха, что ведёт к возникновению страха.
Школьники младших классов в начале отмечают реальные опасности, затем – мнимые. Имеют место и престижные опасности. Из реальных страхов преобладает боязнь воды и высоты боязни животных, опасение за здоровье родных и близких. Среди мнимых страхов выделяют боязнь высоты и недовольство взрослых. Из престижных страхов называют боязнь получения плохой отметки, выступление перед большой аудиторией. Это подтверждается данными Н. К. Сурогиной: у школьников 7 -10 лет в 72% случаев присутствуют страхи, связанные со школьным обучением, в 53% - с неуверенностью в отношениях с учителем. Это свидетельствует о наличии дистанции между учителем и учениками, отсутствие между ними полноценного контакта, о недостатке или отсутствии у преподавателя интереса к детям.
В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость, быть осмеянным. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски. Именно у доски проявляется их беззащитность.
В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявления физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но принимая длительный характер он вызывает у ребёнка ощущение бессилия, неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их. Таким образом, большая часть страхов младших школьников лежит области учебной деятельности: страх сделать ошибку, боязнь получить плохую отметку, боязнь конфликтов со сверстникам. Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.
Вывод по главе
Таким образом, страх есть
совершенно естественное и весьма неприятное
чувство, оно неразрывно связана
со слабостью детских сил
В данной главе мы хотели осветить подходы в изучении страха. Это и психоаналитический подход Селли и Саливана, и взгляды Лебединского и Захарова, которые утверждали, что страх связан с характером межличностных отношений.
Так же попытались указать
на связи между страхом и
Глава 2. Опытно – экспериментальная
2.1 Характеристика базы практики
Цель: исследовать зависимость успешности обучения от эмоционального состояния ученика.
Гипотеза: если будет доказана
зависимость эффективности
Исходя из цели и гипотезы были сформулированы задачи:
1. Провести психодиагностическое обследование выявления детской тревожности и страхов.
2. Разработать и провести программу занятий по коррекции детских страхов и тревожности.
3. Провести повторное обследование с последующем анализом полученных результатов.
База исследования.
Исследование проводилось в течении 2005 – 2006 учебного года в 4 "Г" классе средней школы № 20. В классе 25 человек из них 11 мальчиков, 14 девочек. Наблюдая за детьми беседуя с учителем мы заметили, что класс дружный и сплоченный. Дети общаются между собой не только мальчики с мальчиками и девочки с девочками, но и девочки с мальчиками. Однако есть дети, которым трудно устанавливать контакты с одноклассниками. Психолого-педагогическая наука утверждает. Несформированность коммуникативных навыков влияет на успеваемость. Какова же успеваемость в классе? Изучив, школьную документацию и проанализировав, школьный журнал мы пришли к выводу, что:
О У: составляет 100%
К О: 68%
СОК: (степень облученности класса) 62,2%
Таким образом, анализируя, данные мы пришли к выводу, что качество обучения довольно высокое. Однако есть учащиеся, которые обучаются в основном удовлетворительно. Исключив влияние на качество успеваемости сформированность познавательных мотивов и общеучебных умений и навыков обучающегося. Мы предположили может ли влиять страх и детская тревожность на качество успеваемости.
С этой целью мы подготовили
диагностический
2.2 Описание опытно
Прежде чем перейти к диагностическому инструментарию предлагаю вспомнить виды и причины страха.
Определить боящегося
ребёнка обычно не составляет труда,
если учесть напряжённость и беспокойство
в поведении, избегание источника
угрозы и положительный ответ
на вопрос о наличии страха. Так,
подавляющее большинство
Полезно посмотреть также, какие страхи чаще всего остаются, у взрослых из бывших у них в детстве.
Итак, прежде чем помочь детям
в преодолении страхов, необходимо
выяснить, каким конкретно страхам
они подвержены. Страхи, которые
проявляются в поведении
"Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:
· когда остаёшься один;
· падения;
· заболеть, заразиться;
· умереть;
· того, что умрут твои родители;
· каких – то людей;
· мамы и папы;
· того, что они тебя накажут;
· Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Невидимок, Скелетов – вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей;
· опоздать в школу;
· перед тем как заснуть;
· страшных снов;
· темноты;
· волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
· машин, поездов, самолётов (страхи транспорта);
· бури, ураганов, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
· когда очень высоко (страх высоты);
· глубины;
· замкнутого пространства;
· воды;
· огня;
· пожара;
· воин;
· больших улиц, площадей;
· врачей (кроме зубных);
· крови;
· уколов;
· боли;
· неожиданных резких звуков;
Всего в основном списке 29 различных страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее число страхов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов в соответствующей возрасту ребёнка контрольной группе на число опрошенных в ней детей. Всего было опрошено 26 детей 9 – 10 лет, из них 12 мальчиков и 14 девочек.
Полученные данные представлены в виде таблице:
Среднее количество страхов.
возраст |
девочки |
мальчики |
9 лет |
10 |
7 |
10 лет |
10 |
7 |
Мы видим, что по сравнению с мальчиками суммарное число страхов у девочек больше.
В исследовании был использован тест: Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить "ДА" или "НЕТ".
Цель исследования: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Инструкция: Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросом долго не задумывайтесь. На листе для ответов запишите своё имя фамилию и класс. Отвечая на вопрос, запишите его номер и ответ "+" если вы согласны с ним, или "- если не согласны.
Вопросы:
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
Информация о работе Детские страхи и способ её коррекции у детей младшего школьного возраста