Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:59, реферат
При рассмотрении проблематики корпоративной культуры у исследователей неизбежно возникает потребность в некой «объединяющей» теоретической схеме, в которую бы укладывались основные подходы к изучению феномена корпоративной культуры. Причём такая схема ни в коем случае не должна подрывать целостность каждой позиции, подталкивать к их ассимиляции.
При рассмотрении проблематики корпоративной культуры у исследователей
неизбежно возникает потребность в некой «объединяющей» теоретической схеме, в
которую бы укладывались основные подходы к изучению феномена корпоративной
культуры. Причём такая схема ни в коем случае не должна подрывать целостность
каждой позиции, подталкивать к их ассимиляции.
Одной из самых популярных типологий организационной культуры можно назвать
типологию С. Ханди:
- Культура власти (особую роль
в данной культуре играет
качествами и способностями. Источником власти качества в большинстве случаев
являются ресурсы, находящиеся в распоряжении того или иного руководителя. Как
правило, организации с такого рода
культурой имеют жесткую
Достаточно часто набор
осуществляются по критериям личной преданности. Организации данного типа культуры
быстро реагируют на изменение ситуации, принимают решения и их исполняют).
- Культура роли (главенствующим
фактором в данном типе
индивида в организации. Функционирование основывается на системе процедур, правил
и стандартов деятельности, при соблюдении которых должна гарантироваться ее
эффективность. Источник власти здесь – не личные качества, а положение в структуре
иерархии. Такая организация способна успешно работать в стабильной окружающей
среде, но мало подходит для динамичной и трансформирующейся).
- Культура задачи (такой вид культуры ориентирован, прежде всего, на решение
задач и реализацию проектов. Во многом эффективность деятельности организаций с
такой культурой определяется высоким профессионализмом сотрудников и
кооперативностью действий. Властными полномочиями в таких организациях обладают
эксперты в ведущей области деятельности и те, кто располагает максимальным
количеством требующейся информации. В тех случаях, когда ситуативные требования
рынка являются определяющими в деятельности организации, эта культура эффективна).
- Культура личности (целью объединения людей в организациях с данным типом
культуры является не решение определенных задач, а необходимость достижения
собственных целей. Близость к ресурсам,
профессионализм и
компетентность – на этих факторах основывается власть и контроль, при этом они носят
координирующий характер) [9].
Также очень интересной для более полного представления об исследуемой сфере
нам представляется классификация, состоящая из четырех типов корпоративной
культуры, предложенная К. Кэмероном и Р. Куинном:
1. Клановая культура (место работы, где у людей много общего. «Семейный» тип
организации. Лидеры или главы организаций ассоциируются с воспитателями, а зачастую
– с родителями. Преданность и традиции – основа целостности организации.
Акцентируется долгосрочная выгода совершенствования личности, придается значение
высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату).
Залогом успеха можно назвать «добрые чувства к потребителям и забота о людях».
Поощряется бригадная работа, согласие и участие людей в бизнесе.
Типы лидеров:
- Пособник - ориентация на людей и процессы. Личность, задачами которой
является улаживание конфликтов и поиск консенсуса. В основе авторитета лежит
разрешение проблем и
открытость активно поощряются.
- Наставник – ориентация на заботу и воспитание. Личность, учитывающая
потребности подчиненных и сохраняющая преемственность. В основе авторитета лежат
доверие и взаимное уважение. Следование
моральным принципам и
образец поведения.
К предприятиям такого типа организационной культуры можно отнести японские
корпорации (дзайбацу).
2. Адхократическая культура [10] (место работы характеризуется динамичностью и
креативностью. Члены организации готовы идти на риск для достижения цели. Лидеры –
новаторы и экспериментаторы (это является связующей сущностью данного типа
организации). Делается упор на необходимость деятельности «на переднем рубеже».
Организация в долгосрочной перспективе делает акцент на росте и обретении новых
ресурсов. Успех подразумевает производство-предоставление уникальных и новых
продуктов, услуг [11].
Лидерство на рынке – главная цель. Личная инициатива и свобода поощряется
руководством. Лидер в адхократической культуре должен обладать управленческим
талантом, харизмой и созидательностью. На передний план выдвигается способность
предвидеть изменения, навык прогнозирования динамики развития организации,
основные цели — стратегическое
направление и непрерывное
деятельности.
Типичные примеры организаций данного типа культуры – Apple, Google, Microsoft.
3. Иерархическая культура (место работы характеризуется большой
формализацией и структурированностью.
Процедуры управляют
работников. Во главу угла ставятся рациональность и системный подход. Формальные
правила и официальная политика являются объединяющими факторами. Долгосрочные
заботы организации –
хода рентабельного выполнения операций. Надежность поставок, плавные календарные
графики и низкие затраты – факторы успеха существования организации. Управление
персоналом ставит перед собой задачу гарантировать занятость и обеспечить
долгосрочную предсказуемость).
В иерархической культуре лидер может выступать в следующих ролях:
- Координатор - личность, задачей которой является поддержание структуры и
рабочего потока. Основа авторитета – ситуационный инжиниринг, распределение
назначений и ресурсов, навык эффективного управление календарными графиками и т.д.
- Инструктор - работник, сочетающий в себе высококлассного эксперта и педагога.
Авторитет базируется на управлении информацией (посредством документирования и
информационного менеджмента).
К иерархическому типу культуры организации
относятся предприятия
монополий, банковской сферы, тяжелой промышленности.
4. Рыночная культура (основная ориентация данного типа организации –
результаты, выполнение поставленной задачи. Для данного типа культуры характерна
целеустремленность и
соревновательность производственного процесса, стремление членов организации
побеждать, репутация и успех. Фокус перспективы настроен на конкурентные действия,
быстрое и эффективное решение поставленных задач и достижение целей, поддающихся
измерению. Проникновение на рынки и рыночная доля являются определяющими
факторами успеха. Конкурентное ценообразование и лидерство на рынке особенно
важны для данного типа культуры, поэтому стиль организации – жестко проводимая
линия на конкурентоспособность).
В рыночной культуре лидеров можно классифицировать таким образом:
- Боец – личность, основными качествами которой являются агрессивность и
решительность. Авторитет основан на активности, оперативности действий, жесткой
политике по отношению к конкурентам, целеустремленности.
- Постановщик, ориентированный на решение задач и принятие управленческих
решений. Авторитет составляет настойчивая и разумная аргументация в пользу
доведения дела до конца, поощрение продуктивности[12].
Примерами таких организаций могут послужить предприятия, производящие товары
и услуги повседневного спроса, где велика конкуренция.
Стоит также отметить следующие проблемы, наиболее характерные для каждого из
перечисленных типов организационной культуры, возникающие как результат излишнего
культивирования доминирующих ценностей:
- Сплоченность и развитие
приведут не только к формированию дружного коллектива, но и к падению дисциплины,
развитию вседозволенности, отсутствию стремления к упорному труду.
- Порядок и разного рода
приведут не только к стабильности функционирования и своевременности отчетности, но
и к появлению бесполезных правил и процедур, микроменеджменту и потере реакции на
изменение положения на рынках.
- Свобода творчества и
бизнеса, тестированию новых идей, но также к утрате целей и неоправданному риску.
- Стремление побеждать, жесткое
нормирование и гонка за
закономерно приведут не только к снижению издержек, результативности и настрою на
победу, но также и к износу ресурсов (включая человеческие), отсутствию согласия,
падению мотивации и развитию цинизма.