Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:17, реферат
Забывание — активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается, прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач.
Что такое забывание?
Забывание — активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается, прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.
Забывание может быть полным
или частичным, длительным или временным.
При полном забывании закрепленный материал
не только не воспроизводится, но и не
узнается. Частичное забывание материала
происходит тогда, когда человек воспроизводит
его не весь или с ошибками, а также тогда,
когда только узнает, но не может воспроизвести.
Длительное (полное ила частичное) забывание
характеризуется тем, что человеку на
протяжении долгого времени не удается
воспроизвести, припомнить что-либо. Часто
забывание бывает временным, когда человек
не может воспроизвести нужный материал
в данный момент, но, спустя некоторое
время все же воспроизводит его.
Временное забывание физиологи
объясняют торможением
Изучение процесса забывания
выявило одну интересную особенность:
наиболее полное и точное воспроизведение
(особенно обширного материала) обычно
бывает не сразу после окончания
заучивания, а через 1—2 дня, когда
материал как бы закрепится в памяти.
Такое отсроченное
Кривая забывания или кривая Эббингауза.
Была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году.
Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти — запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.).
В ходе опытов было установлено,
что после первого
Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала.
Психологи советуют делать несколько повторений: Режим рационального повторения
Если есть два дня
первое повторение — сразу по окончании чтения;
второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
третье повторение — через 8 часов после второго;
четвертое повторение — через 24 часа после третьего.
Если нужно помнить очень долго
первое повторение - сразу после запоминания;
второе повторение - через
20-30 минут после первого
третье повторение - через 1 день после второго;
четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего;
пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения.
Эти простые методы интервального повторения позволяет запомнить намного больше нужного материала.
Кроме этого Эббингауз измерял время которое ему требовалось для того чтобы снова 2 раза подряд безошибочно воспроизвести слоги. Ученый хотел знать, во сколько раз повторение быстрее первичного изучения. Оказалось чтобы выучить в первый раз список слогов ему требовалось 1156 сек, а для того чтобы поновить знания только 467 сек. На 1156-467=689 секунд меньше.
Он установил, что осмысленное
запоминания в 9 раз быстрее зазубривания.
Меньше всего забываются логические последовательности,
потом стихи, потом проза. Поэтому лучше
запоминать нужный материал в стихах,
придумывать рифмы, еще лучше анализировать
его, находить связь между составляющими
его частями. Спрашивать себя, что здесь
общего и что раздельного.