Что изучает психология и чем она полезна экономисту?

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 05:01, реферат

Описание работы

Во все времена человечество интересовали вопросы о том - что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество и каковы их механизмы.

Работа содержит 1 файл

Баландиной Екатерины.docx

— 18.71 Кб (Скачать)

     Баландиной  Екатерины, 113 группа

Что изучает психология и чем  она полезна экономисту?

 

Во все времена человечество интересовали вопросы о том - что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество и каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой.

Психология - и  очень старая и совсем молодая  наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной  научной дисциплины едва насчитывает  столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех  самых пор, когда человек начал  задумываться о тайнах окружающего  его мира и познавать их.

Известный психолог конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз сумел  сказать о психологии очень лаконично  и точно: у психологии огромная предыстория  и очень короткая история. Под  историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался  отходом от философии, сближением с  естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней  четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Само слово  «психология» впервые появилось  в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука  о душе. Это определение не соответствует  современным взглядам на психологическую  науку. В названии отражены представления  о психологии, характерные для  периода ее зарождения и первоначального  развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени  предметом психологии выступала  именно душа — главное, сущностное начало объектов живой природы, причина  жизни, дыхания, познания и т.д.

Становление психологии как самостоятельной, действительно  научной дисциплины происходило  также на фоне открытий, которые  совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний — философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или  гуманитарной. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов  и получили развитие в повседневной жизни.

У каждого человека есть запас житейских психологических  знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Быть хорошим житейским психологом — одно из важных требований, предъявляемых  к специалистам в тех профессиях, которые предполагают постоянное общение  с людьми, таких как педагог, врач, менеджер, продавец и т.д. Ярчайшими  образцами житейской психологии являются те произведения литературы и искусства, где представлен  глубокий психологический анализ жизненных  ситуаций и мотивов поведения  героев. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в обрядах, традициях, пословицах, поговорках, притчах, ритуалах, закрепляющих в себе многовековую народную мудрость. В связи с этим возникает вопрос: нужна ли научная  психология, или, может быть, знаний и опыта, накопленных в житейской  психологии, достаточно для того, чтобы  помочь человеку преодолеть жизненные  трудности, понять других людей и  себя самого?

Психология как  наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных  дисциплин. Как систему проверенных  знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система  жизненных явлений, психология знакома  каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, явлений памяти, мышления, речи, воображения, мотивов, потребностей и многого другого. Основные психические  явления мы непосредственно можем  обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью  своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью  удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца. Общение и деятельность так же поэтому составляют предмет современных психологических исследований. Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Как было упомянуто  выше, психология, точнее ее знание и  использование человеком, является одним из важнейших составляющих компетенции в некоторых профессиях. Не последнюю роль играют знания психологии, например психологии поведения человека, труда, управления и т.п., в работе экономистов. Так же существует экономическая  психология (изучает экономическое сознание).

Действительно, на первый взгляд, экономист имеет дело с расчётами доходов, расходов, прибылей, рабочей силы. Однако за любыми экономическими показателями стоят живые люди с их потребностями и особенностями поведения. То, что сейчас принято называть "человеческим фактором".  Люди по-разному реагируют на общеэкономические процессы в условиях рыночной экономики: инфляцию, безработицу, законы спроса и предложения?

Все мы по-разному приспосабливаемся к тем условиям труда и жизни, которые нам предлагают. Для адаптации необходим целый набор социально-психологических навыков. Каждому специалисту, который имеет непосредственный контакт с людьми, начиная с руководителя приходиться думать о своих индивидуальных возможностях, адекватно оценивать себя, контролировать своё поведение в стрессовой ситуации, принимать решения в ответственный момент, быть способным к личностному росту, анализу и прогнозу своей жизни и карьеры. Каждый из нас обладает яркой индивидуальностью, качествами присущими только нам. Психология в некотором смысле помогает научиться выгодно подчеркнуть наши способности, наши предрасположенности к определённой профессиональной деятельности и, следовательно, успешности в ней. Когда человек обладает способностью разбираться в своём сложном психологическом мире, ему намного проще станет решать жизненные проблемы, вступать в общение с людьми, получать от них помощь.


Информация о работе Что изучает психология и чем она полезна экономисту?