Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 11:54, доклад
К одному из важных факторов формирования здоровья детей и их успеваемости принадлежит суммарная учебно-воспитательная нагрузка.
Значительная часть образовательных программ (более 40%) сориентирована на углубленный уровень образования, в то время как по данным Министерства образования Российской Федерации доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности не превышает 15%. Даже обычные программы не под силу сегодня более чем для трети школьников.
Чрезмерная
учебная нагрузка – одна из причин неуспешности
школьников.
К одному из важных факторов формирования здоровья детей и их успеваемости принадлежит суммарная учебно-воспитательная нагрузка.
Значительная часть образовательных программ (более 40%) сориентирована на углубленный уровень образования, в то время как по данным Министерства образования Российской Федерации доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности не превышает 15%. Даже обычные программы не под силу сегодня более чем для трети школьников.
В условиях
укороченной пятидневной учебной недели
количество уроков в день достигает в
начальной школе до шести, в средних и
старших классов до семи-восьми и более.
С учётом приготовления домашних заданий
«рабочий» день школьников длится 10–12
часов в начальных классах и 15–16 часов
в старших. При такой учебной нагрузке
трудно вести речь об успешности школьников
в образовательном процессе.
Изучение
умственной работоспособности школьников
выявило увеличение случаев сильного
и выраженного утомления к концу учебного
дня. Отмечалось большое количество
неблагоприятных сдвигов артериального
давления к концу учебной недели. Прослежена
чёткая зависимость числа неврозоподобных
реакций учащихся от объёма учебной нагрузки.
Наиболее низкие адаптационные возможности,
работоспособность, успеваемость отмечены
у учащихся 1-х, 7–8-х классов и 10–11-х классов.
Некоторые школьники уже с первого класса попадают в разряд неуспешных и остаются таковыми долгие учебные годы. Успешность младшего школьника определяется наличием высокого адаптивного ресурса. Чем слабее функционально развит организм, тем меньше его адаптивный ресурс.
Большая
учебная нагрузка создаёт серьёзные препятствия
для реализации возрастных биологических
потребностей детского организма во сне,
двигательной активности, пребывании
на воздухе.
Напряженный характер учёбы, значительный
объём учебной нагрузки, дефицит времени
для усвоения информации является выраженными
психотравмирующими факторами для ребёнка,
что в сочетании с уменьшением продолжительности
сна и прогулок, снижением физической
активности оказывает отрицательное воздействие
на развивающийся детский организм.
К сожалению, в российских школах всё ещё
доминирует авторитарная педагогика.
Исследования в классе, где занятия вела
авторитарный педагог показали, что незначительные
успехи в учёбе были достигнуты путём
ухудшения здоровья детей. Но во многих
случаях у таких педагогов ребята менее
успешны в учёбе. Более высокие результаты
в учёбе достигают школьник с доброжелательным
педагогом.
Психологический дискомфорт, который
испытывали учащиеся на уроках авторитарного
педагога, снижал продуктивность их учёбы,
увеличивал затраты времени на приготовление
уроков и дефицит сна, сокращал время прогулок.
Полученные результаты убеждают нас в
том, что авторитарный, профессионально-неадекватный
учитель способен нанести вред учебному
процессу.
Как исправить
ситуацию?
Во-первых, необходимо изменить структуру и систему образования в соответствии с возрастными и функциональными особенностями ребенка.
Во-вторых, изменить стандарт подготовки педагога: сегодняшний учитель — не просто специалист-предметник, это прежде всего человек, который работает с детьми.
В-третьих, ввести в образовательный процесс родителей. Необходимо вводить изменения не только в школе, но и дома.
Об этом хотелось бы поговорить подробнее.
Важно начинать подготовку ребенка к школе заблаговременно, чтобы в первом классе у него не возникло трудностей. Занятия по развитию навыков чтения, письма счета лучше начинать еще до школы, это позволит ребенку прийти в школу уже подготовленным. В первом классе это облегчит ему усвоение программы, он будет чувствовать себя более успешным, что создаст благоприятный эмоциональный настрой и поможет адаптироваться к новым условиям. Но важно, чтобы ребенок не был перегружен, - занятия с дошкольником должны проводиться в игровой форме.
В первое время в школе для ребенка особенно важны поддержка и заинтересованность. Родителям стоит больше хвалить его за успехи и прилежание, стараться по возможности избежать наказаний за неудачи.
Необходимо
также четко выстроить учебный процесс
ребенка дома – необходимо давать ему
достаточно времени на выполнение домашнего
задания, исходя из его физиологических
и психических особенностей корректировать
график его работы над домашним заданием
(некоторым детям прежде, чем успешно выполнить
домашнее задание необходимо погулять,
поесть, лучше, если родитель подстроится
под режим ребенка и не будет настаивать
на незамедлительном выполнении задания).
Информация о работе Чрезмерная учебная нагрузка – одна из причин неуспешности школьников