Человек среди людей - коллектив и межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Становление субъективности человека прямо связано с историческими формами социальных объединений, принципами их организации, динамикой их изменения и развития. Проблема состоит в необходимости признания сущностного и родового характера связей и отношений между людьми, без которых немыслимо никакое общество и, соответственно, субъективное бытие человека.

Содержание

1. Типы и формы социальных объединений.
2. Малая группа - форма социальной организованности.

Работа содержит 1 файл

Человек среди людей.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Ассоциация с  президентом - наиболее свободное объединение  людей, имеющих помимо общих целей  еще и совокупность разделяемых  ценностей и устремлений; ассоциация сорганизована на принципах самоуправления.

Можно сказать, что все типы социальной организованности людей детерминированы целевыми ориентирами. Организованность всегда ориентирована на дело; и дело есть цель. Именно совместная, групповая деятельность является главным интегрирующим фактором; ее конкретный вид и характер определяют тип социальной организованности и ее структуру. Как правило, реализация дела, достижение цели "рассыпают" конкретную организованность, которая и существует ровно столько, сколько продолжается сама совместная деятельность.

В зависимости  от содержания совместной деятельности, т.е. от целей, задач, принципов, значимости групповой деятельности, А. П. Петровский предлагает следующую иерархию уровней развития групп и соответственно их виды: 1) диффузная, 2) просоциальная ассоциация, 3) коллектив, 4) асоциальная ассоциация, 5) корпорация.

Диффузная группа - общность, межличностные отношения  в которой не опосредствуются  содержанием совместной деятельности, ее целями и ценностями. В ряде случаев  совместная деятельность в диффузной  группе вообще отсутствует. Случайное собрание людей в очереди, в автобусе, на дискотеке, где присутствующие едва знакомы друг с другом; задержанные, находящиеся в одной камере; только что возникшая компания - примеры диффузных групп.

Просоциальная ассоциация - группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием совместной деятельности. Учебная группа, достигшая определенного уровня сплоченности; следственная бригада, где личный успех и раскрытие преступления в целом зависят от общих усилий; спортивная команда в условиях соревнования, - примеры просоциальных ассоциаций.

Совместная деятельность здесь приобретает для членов группы все более значимый и осознанный характер и становится основой дальнейшего  развития группы. Этот уровень группового развития характеризуется более четкой мотивацией внутригрупповых предпочтений, основанной не только на опыте общения, но и на результатах совместной деятельности каждого члена группы. Положение личности в такой группе определяется степенью ее участия и вкладом в совместную деятельность.

Коллектив - группа, где межличностные отношения  опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием  групповой деятельности. Взаимоотношения  людей в коллективе опосредствованы  содержанием совместной деятельности, но сама эта деятельность выступает для членов коллектива как проекция целей, задач и принципов общества. Коллектив понимается как высший уровень развития социальной группы, т.е. интересы организации являются для членов группы преобладающими.

Асоциальная ассоциация - общность, где взаимоотношения людей не опосредствуются общим содержанием совместной деятельности. Если такое опосредствование и есть, то асоциальный характер деятельности лишает ее общественной значимости и направляет ее по пути реализации узкой личной выгоды каждого из членов группы. Примеры такого рода групп - хулиганская шайка, банда и т.п.

Корпорация - это  группа, в которой межличностные  отношения опосредствуются личностно  значимым для ее членов, но асоциальным  по своим установкам содержанием групповой деятельности. Это максимально структурированное социально-психологическое объединение, замкнутое в себе, противопоставляющее себя другим общностям. Организованная и активно действующая организованная (наркомафиозная) преступная группа, имеющая тесные связи с коррумпированными чиновниками и сотрудниками правоохранительных органов, - пример корпорации.

Отметим, что  данная классификация групп по уровню их развития не охватывает всех видов  социальных организаций. Например, в  ней нет места семье, компании, секте и др.

Социометрическое  направление в изучении малых  групп связано с именем американского  врача и философа Дж. Морено. Им была разработана особая методическая процедура  по выявлению структуры симпатий и антипатий в группе - социометрия, представляющая собой систему приемов, позволяющих выяснить количественное определение предпочтений - неприятий в группе.

Социометрия в  социальной общности выявляет социометрический статус каждого из членов группы. Выделены наиболее типичные статусы: это так называемые "звезды", "предпочитаемые", "непринятые", "изолированные" ("аутсайдеры"). На основе полученных в социометрическом исследовании данных получают также коэффициенты, относящиеся к группе в целом (сплоченность, референтность и др.).

Важным явлением групповой жизни, равно относящимся к процессам интеграции и дифференциации, является лидерство и руководство. Лидерство - это процесс организации и управления малой группой, процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов группы.

Соответственно, "лидер - это член группы, который  спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.

В социально-психологической  литературе подчеркивается несколько  обстоятельств, характерных для  лидерства: во-первых, личность добровольно  берет на себя значительную долю ответственности за дела группы; во-вторых, члены группы гласно или негласно поддерживают выдвижение лидера; в-третьих, лидер выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях достаточно значимой для жизнедеятельности группы ситуации.

Лидер есть результат "встречи" двух процессов - группового и индивидуального; для выдвижения на роль лидера группы человек должен обладать определенной совокупностью  личных качеств, способствующих организации  деятельности по достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Но группа санкционирует, признает лидерские притязания одного из своих членов. В то же время важно подчеркнуть, что лидерские функции связаны с организацией и управлением значимой деятельностью. Нельзя согласиться с мнением, что лидер выдвигается лишь для регуляции межличностных психологических отношений; по самой природе лидерства лидер есть человек, обеспечивающий эффективное взаимодействие в группе по осуществлению совместной деятельности, по регуляции процессов общих дел, акций и т.п.

В отличие от лидера, руководитель - это официально назначаемое или выбираемое лицо. По функциям лидерство и руководство  совпадают. Однако, руководитель, в  отличие от лидера, выполняет представительские  функции, т.е. представляет группу в более широкой системе социальных отношений. Вместе с тем подчеркивается желательность совпадения лидера и руководителя в одном лице. Следует добавить, что в английском языке нет различения лидера и руководителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Список литературы: 
1.Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990. 
2.Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983. 
3.Агеев В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком//Вопросы психологии, №3, 1985, с. 135-140. 
4.Андреева Г. М. Социальная психология. М. 1980. 
5.Андреева Г. М. Психология социального познания.: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. М., 1997. 
6.Андреева Р. П. Энциклопедия моды. СПб., 1997. 
7.Асмолов А. Г. Психология личности. Учебник. М., 1990. 
8.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 
9.Бодалев А. А. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга//Психология межличностного познания, 1981. 
10.Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 
11.Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983. 
12.Бодалев А. А. Психология общения. – М.,1996. 
13.Вальсинер Я., Миккин Х. Невербальная коммуникация в диадах//Учен. зап. Тартуского ун-та., 1984. вып. 335 (труды по психологии), кн. 3, с. 110-126. 
14.Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М., 1984.


Информация о работе Человек среди людей - коллектив и межличностные отношения