Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:57, реферат
В течение многих лет в отечественной психологии мало уделялось внимания проблеме профессионального статуса, развития, активности человека как профессионала. Однако труд является одной из самых важных сторон жизни человека. С помощью труда человек решает не только материальные проблемы, но и вопросы самореализации, личностного роста, творчества, общения, познает свои способности и возможности.
Введение
Понятие субъект труда
Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии
Периодизация развития субъекта труда в зарубежной психологии
Заключение
Список использованных источников
6)
этап творческого
По
мнению А.К.Марковой четвертый, пятый
и шестой - это этапы супер
3. Периодизация развития субъекта труда в зарубежной психологии
На
Западе хорошо известна периодизация
американского психолога
Этап роста (от рождения до 14 лет), когда происходит развитие основных интересов и способностей.
Этап исследования своих сил и устремлений - происходит апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности (от14 до 25 лет).
Пробный этап(25-30 лет). Человек «пробует» себя в качестве полноценного специалиста, способного «конкурировать» с более опытными работниками.
Этап стабилизации (от 30 до 44 лет)- утверждение себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста. Предполагает дальнейшее профессиональное образование и упрочнение своих позиций в обществе.
Этап
поддерживания, сохранения достигнутых
позиций (от 45 до 64 лет). Человек на данном
этапе стремится создать
Этап спада, ухода, уменьшения профессиональной и социальной активности (от 65 лет и более).
Различия
в классификациях разных авторов
объясняется не только несовпадением
теоретико-методологических взглядов,
но и особенностями социально-
Так, например голландский психолог Б. Ливехуд возраст от 21 до 28 лет, так называемые им «двадцатые годы», называет первой фазой взрослости. «Молодой человек хочет проявить себя в различных ситуациях, чтобы таким образом изучить себя и свои способности… Худшее, что может случиться с человеком в этой фазе его жизни, это необходимость в течение десяти лет выполнять одну и ту же работу, не имея возможности изучить при этом что-то новое»,- отмечает Б. Ливехуд [5, с. 113].
А
Адлер считал, что еще в детстве
у ребенка формируется «план
жизни» (как основное направление
своей будущей жизни). Поначалу это
очень простой план (скорее образ
жизни). Позже формируется «взгляд
на жизнь» (как черновой вариант, который
«постепенно оформляется в
По Э.Берну, еще в детстве закладываются основы для «жизненных сценариев», которые уже во взрослой жизни бывает довольно сложно преодолевать. Эти сценарии часто не позволяют человеку прожить действительно интересную и неординарную, т.е. свою собственную жизнь, заставляя его «играть» в чужие игры [7, с 121].
При
рассмотрении линий развития человека
нередко обнаруживаются перекосы различных
линий (составляющих) этого развития.
Известно, например, что очень быстро
человек созревает как организм
(физическая составляющая), довольно быстро
он овладевает интеллектуальной составляющей,
но гораздо сложнее обстоит дело
с нравственной, гражданской составляющей.
Безнравственный профессионал особенно
опасен. У профессионалов такие перекосы
часто образуют профессиональные кризисы
и профессиональные деструкции [5, с.
116].
Заключение
Понятие субъект труда является фундаментальной категорией психологии. Данная категория отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, на основе психического отражения предметного мира.
Субъектом труда может быть конкретный человек или социальная группа. Для того чтобы стать субъектом труда необходимо
-достижение
высокого уровня развития
- адекватное отражение объекта труда
-удовлетворенность трудом
- развитие системы саморегуляции
-усвоение
общественно-выработанных
-развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и самоуважения.
Трудовая
деятельность не является простым следствием
календарного возраста развивающегося
человека. Она возникает и развивается
как некоторое системное
Существуют различные периодизации развития человека как субъекта труда. Самой популярной в отечественной психологии является периодизация, предложенная Е.А.Климовым, которая состоит из 10 стадий. На западе одной из самых известных является периодизация американского психолога Дональда Сьюпера.
Различия
в классификациях разных авторов
объясняется не только несовпадением
теоретико-методологических взглядов,
но и особенностями социально-
Список использованных источников
1. Адлер. Понять природу человека. СПб., 1997.
2. Климов Е.
А. Введение в психологию
3. Климов Е. А. Психология профессионала.- М., 1996.
4. Маркова А.
К. Психология
5. Пряжников Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
6. Теплов Б. М. Психология. Учебник для средней школы. М., 1953.
7. Толочек В.
А. Современная психология
8. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.
9. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.