Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:49, реферат
Целью данной контрольной работы является анализ индивида, личности и субъекта.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- определить понятия «субъект», «индивидуальность», «личность», их особенности, структуру;
- осознать, каким образом эти понятия соотносятся в человеке, какова их взаимосвязь;
- выявить разницу между данными понятиями;
Введение 3
1.Понимание человека 5
1.1 Субъект 5
1.2 Индивид 7
1.3 Личность 8
2. Соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект 11
3. Практическая часть: анализ психологического портрета личности 13
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Личность есть специфически человеческое образование, которое «производится» общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде.
Личность - это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.
Функции регулятора поведения личности выполняют ее мировоззрение, направленность, характер, способности.
Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве «Я», которое включает в себя представления о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.
Что значит быть личностью? Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя.
Формирование личностных качеств человека зависит не только от положения человека в обществе, но и находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием, зависит от индивидуального отношения человека к своему положению. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависит от его индивидуального сознания, понимания смысла жизни, его способностей и потребностей.
Личность - это совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы) и ее психосоциального ядра – «Я». Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, способ соотношения своих интересов с общественными. Она же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного долга, достоинства, ответственности, совести. Таким образом «Я» есть сущностный элемент структуры личности, это высший духовносмысловой ее центр.
Разработанная З. Фрейдом психологическая теория личности, весьма популярна в странах Запада. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить.
Структура личности по Фрейду имеет три состояния.
«Оно» - собственно бессознательное, включающие глубинные влечения, мотивы и потребности.
«Я» - сознание.
«Сверх Я» - представлено на сознательном и бессознательном уровне.
Эти, выделенные Фрейдом понятия, как сознательное и бессознательное помогают воздействовать на поведение личности. При умелом использовании знаний о бессознательном можно выявить, а в последствии и воздействовать на личность с девиантным поведением.
2. Соотношение базовых
понятий: индивид, личность, субъект
В
психологической науке
1. Человек как индивид.
В понятии человека как индивида обычно выражаются два основных признака:
1)
человек как своеобразный
2)
отдельный представитель
Оба значения понятия взаимосвязаны и
описывают человека как существо своеобразное.
Наиболее общими характеристиками индивида
являются: целостность и своеобразие психофизиологической
организации; устойчивость во взаимодействии
с окружающей средой; активность. В обыденной
жизни под индивидом понимают конкретного
человека со всеми присущими ему особенностями.
2. Человек как личность.
Это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
В
личности выделяется ее общественная
сущность. Вне общества, вне социальной
и профессиональной группы человек
не может стать личностью, у него
не сформируется человеческий облик: т.
е. создает человека природа, а формирует
его общество.
Сущностная характеристика личности и
ее основные особенности определяются:
а)
содержанием мировоззрения
б) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;
в) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться;
г) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;
д)
спецификой соотношения и проявления
различных личностных качеств. Личность
настолько многогранна в своих
индивидуально-психологических
3. Человек как субъект.
Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности, источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.
На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты:
1. темперамент; 2. характер; 3. способности; 4. направленность; 5. интеллектуальность; 6. эмоциональность; 7. умение общаться; 8. самооценка; 9. уровень самоконтроля; 10. способность к групповому взаимодействию.
1. Темперамент - меланхолик, плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию — и, конечно, минусы: мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.
2. Педантичный характер. Педантичная личность долго колеблется и тщательно обдумывает свои действия. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия. Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном здоровье.
3.
Способности:
4.
Направленность: удовлетворение социальных
потребностей и потребностей
в самовыражении, реализации
5. Интеллектуальность: познавательный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации) интеллект.
6. Эмоциональность: эмоциональна, чувства старается держать в себе. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев.
7. Умение общаться: речь последовательная, большой запас слов, общительность на среднем уровне, довольно легко находит общий язык с окружающими людьми, порой застенчива.
8. Самооценка: адекватная (нормальная).
9. Уровень самоконтроля: требовательность к себе, борьба со своими недостатками.
10. Способность к групповому взаимодействию: преимущественно ладит с людьми.
Человека
можно рассматривать как
Личность
- это человек, взятый в системе
таких его психологических
Личность
- конкретный человек, представитель
определенного общественного
Понятие личности выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность является целостность, обусловленная генетически: личностью не рождаются, личностью становятся.
Субъект - это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. Субъект также можно рассматривать как участника исторического процесса.
Индивид - человек как своеобразный представитель других живых существ, отличающийся от животных и являющийся продуктом фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт.
Слово «личность», как и многие психологические понятия, широко используется в повседневном общении. Однако при использовании этого термина обычно не проводится какого-то строгого различения с понятиями «человек», «субъект», «индивид», «индивидуальность». Однако очевидно, что эти понятия как-то различаются. Можно ли сказать, что всякий человек есть личность? Вероятно, нет. Личностями не рождаются, личностями становятся. Для того чтобы отразить процесс становления личности, зафиксировать особенности личностных качеств человека, необходимо провести разграничение понятий «субъект», «индивид», «личность» и «индивидуальность», что и было сделано в ходе написания данной курсовой работы.