Автор: l*********@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 22:25, творческая работа
Личность — одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.
Национальный исследовательский университет
Высшая
Школа Экономики
Эссе
На тему:
«Человеческая личность»
Выполнил: Хан И.
Группа: 625
Преподаватель:
Петухова И.А.
Москва 2011 год.
Только тогда станешь человеком,
когда научишься видеть человека в другом.
Александр
Николаевич Радищев
Человек
— самое непостижимое явление
из всего существующего в мире
и наиболее интересный предмет для
себя самого. Он представляется существом
многосторонним, многомерным и сложно
организованным. Понимание сущности
человеческой субъективности возможно
только с позиций целостного, системного
и историко-эволюционного
В понятии
термина человек можно дать несколько
определений, которые в психологии
традиционно утвердились как
три основных категории, отражающие
три аспекта существования
Наиболее
последовательно такое
Личность
— одна из базовых категорий
Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.
Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. выступать в разных ролях. Однако личность— это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность — это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.
Несмотря
на то, что личность является центральной
и обобщающей категорией психологии,
единого определения этого
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.
Подобно
тому как понятия «индивид» и
«личность» не тождественны, личность
и индивидуальность, в свою очередь,
образуют единство, но не тождество. Способность
очень быстро «в уме» складывать и
умножать большие числа, задумчивость,
привычка грызть ногти и другие особенности
человека выступают как черты
его индивидуальности, но не обязательно
входят в характеристику его личности
хотя бы потому, что они могут
быть и не представлены в формах
деятельности и общения, существенно
важных для группы, в которую включен
индивид, обладающий этими чертами.
Если черты индивидуальности не представлены
в системе межличностных
Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступали до поры до времени чертами его личности, пока он не был включен в спортивную команду или пока в дальнем туристическом походе он не взял на себя обеспечение переправы через быструю и холодную речку. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе меж личностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.
Итак,
индивидуальность есть только одна из
сторон личности человека. Поэтому
выделяя значимую для педагога задачу
осуществления индивидуального
подхода к учащимся, который предлагает
учет их дифференциально - психологических
особенностей (памяти, внимания, типа темперамента,
развитости тех или иных способностей
и т. п.), необходимо понимать, что
индивидуальный подход - это всего
лишь аспект более общего, личностного
подхода к школьнику, который
строится на изучении условий и обстоятельств
включенности подростка или юноши
(девушки) в систему межиндивидных
отношений со взрослыми, учителями
и родителями, со сверстниками обоего
пола, соучениками и соученицами,
приятелями на улице и др. Только
при хорошо налаженном педагогическом
общении учеников и учителя последнему
удается выяснить, «как вписывается»
этот мальчик или эта девочка
в классный коллектив, какое место
они занимают в иерархии межиндивидных
отношений, что побуждает их поступать
так или иначе, какие изменения
переживает личность школьника, интегрированная
в коллективе или вообще не сумевшая
в нем адаптироваться. При этих
условиях и реализуется личностный
подход к школьнику. Только такой
подход, не ограничивающийся учетом индивидуальных
особенностей мышления, воли, памяти, чувств
школьника, а нацеленный на выявление
того, как представлен индивид
в коллективе и как коллектив
представлен в его личности, может
рассматриваться как
На последок хотелось бы сказать что: критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, т.е. неповторимый вклад личности в общественное развитие. В основывающейся на экзистенциализме гуманистической психологии личности самоосуществление индивидуальности рассматривается как неповторимое единичное проявление мира человека