Человеческая личность

Автор: l*********@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 22:25, творческая работа

Описание работы

Личность — одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

Работа содержит 1 файл

Эссе по дисциплине.docx

— 21.17 Кб (Скачать)

Национальный  исследовательский университет

Высшая  Школа Экономики 
 
 
 
 
 
 
 

Эссе

По дисциплине: «Теоретические и методологические проблемы психологии личности»

На тему: «Человеческая личность» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Хан И.

Группа: 625

Преподаватель: Петухова И.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 год.

Только  тогда станешь человеком,

когда научишься  видеть человека в другом.

Александр Николаевич Радищев 
 

     Человек — самое непостижимое явление  из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для  себя самого. Он представляется существом  многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов.

В понятии  термина человек можно дать несколько  определений, которые в психологии традиционно утвердились как  три основных категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность».

Наиболее  последовательно такое различение проведено в работах А.Н.Леонтьева. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т.е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии. Человек как индивид — это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности: в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А.Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек— есть принципиальная новизна в природе. Тело человека— культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека». Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

     Личность  — одна из базовых категорий психологической  науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно  в психологии в это понятие  вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается  термином «личность», проявляется уже  в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

     Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.

    • Первый, наиболее очевидный смысл — несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет.
    • Второй — социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.

     Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью  устойчивых социальных ожиданий со стороны  ближайшего окружения, нашли отражение  в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных  социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек  должен вести себя по-разному в  разных ситуациях, т.е. выступать в  разных ролях. Однако личность— это  именно то, что позволяет сохранить  целостность своего «Я». Личность —  это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.

     Несмотря  на то, что личность является центральной  и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия  не выработано. Ни одно из множества  определений личности, существующих в психологической науке, не может  быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу  и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие  моменты: личность — это особое качество или характеристика человека, которое  приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в  которые он включается. Если индивидом  рождаются, то личностью становятся; личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с  другими людьми. А.Н.Леонтьев называл  личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека — существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы; сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору; личность — это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие. Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности — это жизненный путь человека.

Личность  каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических  черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие  человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется  в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах  познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических  особенностей - личность человека неповторима  в своей индивидуальности.

Подобно тому как понятия «индивид» и  «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность  очень быстро «в уме» складывать и  умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности  человека выступают как черты  его индивидуальности, но не обязательно  входят в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут  быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно  важных для группы, в которую включен  индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными  для характеристики личности индивида и не получают условий для развития.

     Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые  в наибольшей степени «втянуты»  в ведущую для данной социальной общности деятельность. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами  индивидуальности подростка, не выступали  до поры до времени чертами его  личности, пока он не был включен в спортивную команду или пока в дальнем туристическом походе он не взял на себя обеспечение переправы через быструю и холодную речку. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе меж личностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

     Итак, индивидуальность есть только одна из сторон личности человека. Поэтому  выделяя значимую для педагога задачу осуществления индивидуального  подхода к учащимся, который предлагает учет их дифференциально - психологических  особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т. п.), необходимо понимать, что  индивидуальный подход - это всего  лишь аспект более общего, личностного  подхода к школьнику, который  строится на изучении условий и обстоятельств  включенности подростка или юноши (девушки) в систему межиндивидных  отношений со взрослыми, учителями  и родителями, со сверстниками обоего пола, соучениками и соученицами, приятелями на улице и др. Только при хорошо налаженном педагогическом общении учеников и учителя последнему удается выяснить, «как вписывается» этот мальчик или эта девочка  в классный коллектив, какое место  они занимают в иерархии межиндивидных  отношений, что побуждает их поступать  так или иначе, какие изменения  переживает личность школьника, интегрированная  в коллективе или вообще не сумевшая в нем адаптироваться. При этих условиях и реализуется личностный подход к школьнику. Только такой  подход, не ограничивающийся учетом индивидуальных особенностей мышления, воли, памяти, чувств школьника, а нацеленный на выявление  того, как представлен индивид  в коллективе и как коллектив  представлен в его личности, может  рассматриваться как личностный. Он отвечает пониманию человеческой сущности, в которой как в личности проявляется система социальных связей.

     На последок хотелось бы сказать что: критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, т.е. неповторимый вклад личности в общественное развитие. В основывающейся на экзистенциализме гуманистической психологии личности самоосуществление индивидуальности рассматривается как неповторимое единичное проявление мира человека

Информация о работе Человеческая личность