Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:21, доклад
Обществу необходимы талантливые, инициативные творческие люди, способные открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Образование – всеобщая форма развития личности и общества, единство обучения, воспитания и развития.
Сущностным наполнением и необходимым условием полноценного образовательного процесса являются ценности. Ценности – это конструкты образовательного пространства, фундамент, на который настраивается вся работа педагогов и их воспитанников. Ценностями определяется характер деятельности, способ жизни и смыслы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Когда совпадают ценности взаимодействующих субъектов, образуется единое ценностно-смысловое пространство, в котором личность имеет возможность осуществить свои проекты и цели, создать перспективы своего развития.
Институт космических и информационных технологий
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклад по психологии
Ценности образования
Красноярск 2010
Ценности образования
Войдем в Мир образования
вместе, а выйдем поврозь.
Каждый
в свой Мир.
Обществу необходимы талантливые, инициативные творческие люди, способные открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Образование – всеобщая форма развития личности и общества, единство обучения, воспитания и развития.
Сущностным наполнением и необходимым условием полноценного образовательного процесса являются ценности. Ценности – это конструкты образовательного пространства, фундамент, на который настраивается вся работа педагогов и их воспитанников. Ценностями определяется характер деятельности, способ жизни и смыслы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Когда совпадают ценности взаимодействующих субъектов, образуется единое ценностно-смысловое пространство, в котором личность имеет возможность осуществить свои проекты и цели, создать перспективы своего развития.
Исторический опыт
Мир образования предназначен для образования человека. Он содержит в себе мир природы, мир искусства, мир вещей, действий с ними, мир деятельностей, мир (миры) других людей, мир образов, сознания, аффектов, нравственности, морали, совести, мир общения, человеческих отношения и взаимодействий.
Кажется, что это бесспорно, несомненно, привычно. Но ведь Бог создал человека по своему образу и подобию. Принимает ли на себя образование божественную функцию образования человека и, если да, то по чьему образу, духу и подобию? Как это не печально признавать, но есть, с позволения сказать, системы образования. которые не спросясь у человека, берут на себя божественную функцию не только образования, но даже всестороннего и гармоничного развития его личности.
Ценности образования должны соответствовать общечеловеческим ценностям. Иное дело их конкретное, даже технологическое (психотехническое) преломление и воплощение. Опыт показывает, что все реформы сиюминутны, а ценности вечны.
Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три "слоя" ценностей:
- это ценности
образования как ценности
- как ценности общественной;
- как ценности личностной.
Перечисленные ценности - это своего рода система координат. Фундаментальные ценности имеют разные источники. Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования. По-видимому, существует тесная связь между признанием личностноориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их.
Система образования, естественно, не безупречна. Сталкиваясь с неисчерпаемостью мира ценностей, мира идеалов, она сама вынуждена доопределять общечеловеческие ценности, ставить цели и искать средства образовательной деятельности.
Все выдающиеся педагогические школы и направления прошлого включали в себя размышления о ценности образования человека. И российская педагогическая школа тому не исключение. Для дореволюционного времени характерно формирование христианских духовных ценностей (религия, Бог, Вера, Совесть, Любовь), а также ценностей общецивилизационного характера (наука, знание, просвещение, культурное наследие). Так, Лев Николаевич Толстой в Яснополянской школе вводил уроки морали. Для него личностным образцом - педагогическим идеалом - был человек, умеющий трудиться и создавать духовные и материальные ценности. Можно сказать, что основной ценностью образования в этот период признавались именно личностно-ориентированные ценности.
Одной из педагогических систем, ориентированных на государственно-общественные ценности, является система А.С. Макаренко. Его подход был ориентирован на такую организацию образовательного процесса, в которой трудовое воспитание занимало ведущее место, как ценности, созидаемой человеком.
В
настоящее время идею ценностного
подхода связывают с
Безусловно, существуют общие проблемы, принадлежащие одновременно разным историческим эпохам, разным культурам, — инвариантные проблемы, которые, по выражению Б. Л. Пастернака, «каждая эпоха получает от прошлого и переадресовывает будущему».
Вышеуказанное не означает, что для образования снимается задача обучения как усвоения суммы знаний и умений. Происходит смещение, перестановка акцентов. Если прежде тип ценностных ориентаций можно было охарактеризовать как технократический, ориентированный на экономическую эффективность и максимальное использование обучающегося в интересах государства, то гуманистический тип ценностных ориентаций ориентирован на интересы каждого обучающегося как отдельной личности, его самодвижение и саморазвитие, ориентирован на создание условий для реализации им своего потенциала.
Система образования становится главным субъектом ценностей, целей и путей их достижения, она перестает быть объектом воздействия и манипуляций со стороны государства. Поэтому сегодня, как никогда, важно и нужно внимание государства к образованию.
Таким
образом, образование тесно связано
с особенностями человеческого
существования и имеет
Образование
замечательно тем, что в нем всегда
сосуществуют, борются, соревнуются
консервативные и динамические составляющие
и свойства. Чувство гражданственности
свойственно системе образования не меньше,
а скорее всего больше, чем любым другим
институтам государства. Образованию
больше, чем любым другим частям общества,
свойственны широта культурного кругозора,
влечение к таким "бесполезным" ценностям,
как свобода, добро, знание, понимание,
искусство, человеческая мысль... Образование
России, культура России - это её достояние
и неотъемлемая часть. Пока они живы, будет
жива и Россия.
Литература:
Зинченко
В.П. Психологическая
Зеньковский В.В. Проблемы воспитание в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
Воронцова В. Г.
Гуманитарно-аксиологические
Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
Зинченко В. П. От классической к органической психологии // Известия АПСН. 1996. № 1.
Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.
Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.
Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. СПб., 1999.
Михайлов Ф. Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. 1999. № 8.
Равкин 3. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. № 5.
Тоффлер А. Футурошок: Пер. с англ. СПб., 1997.
Философско-педагогические проблемы развития образования