Ценности образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:21, доклад

Описание работы

Обществу необходимы талантливые, инициативные творческие люди, способные открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Образование – всеобщая форма развития личности и общества, единство обучения, воспитания и развития.
Сущностным наполнением и необходимым условием полноценного образовательного процесса являются ценности. Ценности – это конструкты образовательного пространства, фундамент, на который настраивается вся работа педагогов и их воспитанников. Ценностями определяется характер деятельности, способ жизни и смыслы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Когда совпадают ценности взаимодействующих субъектов, образуется единое ценностно-смысловое пространство, в котором личность имеет возможность осуществить свои проекты и цели, создать перспективы своего развития.

Работа содержит 1 файл

доклад по психологии.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Институт  космических и  информационных технологий

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 
 
 

                          Доклад по психологии 

                Ценности образования  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                    Выполнил: студент группы КИ 08-01

                                                Лазарева Виктория 

                                    Проверил: преподаватель

                                                Коренева В. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             Красноярск 2010 
 

Ценности  образования

Войдем  в Мир образования 

вместе, а выйдем поврозь.

Каждый  в свой Мир.  

    Обществу  необходимы талантливые, инициативные творческие люди, способные открывать  новые горизонты в науке, технике, искусстве.   Образование –  всеобщая форма развития личности и  общества,  единство обучения, воспитания и развития. 

      Сущностным наполнением и необходимым условием полноценного образовательного процесса являются ценности. Ценности – это конструкты образовательного пространства, фундамент, на который настраивается вся работа педагогов и их воспитанников. Ценностями определяется характер деятельности, способ жизни и смыслы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Когда совпадают ценности взаимодействующих субъектов, образуется единое ценностно-смысловое пространство, в котором личность имеет возможность осуществить свои проекты и цели, создать перспективы своего развития.

    

      Исторический опыт свидетельствует:  проблема ценностей всегда актуализировалась,  ее постановка обострялась, приобретала  широкое социальное и нравственное  значение в сложные, переломные  эпохи, когда культурные традиции обесценивались, прежние идеологические и этические устои общества подвергались дискриминации, начиналась поспешная их замена новыми идеалами и целями. Именно это и наблюдается в современном российском обществе, где протекают сложнейшие и противоречивые процессы, связанные с изменением его сущностных характеристик. Отличительная особенность этих процессов заключается в том, что они связаны с ломкой мировоззрения, переоценкой и переосмыслением сложившейся системы взглядов и ценностей.  Есть необъятный мир образов и есть образ мира. Есть мир образования и есть образование мира. Равным образом можно говорить о значении и смысле образования и об образовании значений и смыслов, о ценностях образования и об образовании ценностей образования.

     Мир образования предназначен для образования человека.  Он содержит в себе мир природы, мир искусства, мир вещей, действий с ними, мир деятельностей, мир (миры) других людей, мир образов, сознания, аффектов, нравственности, морали, совести, мир общения, человеческих отношения и взаимодействий.

     Кажется, что это бесспорно, несомненно, привычно. Но ведь Бог создал человека по своему образу и подобию. Принимает ли на себя образование божественную функцию  образования человека и, если да, то по чьему образу, духу и подобию? Как это не печально признавать, но есть, с позволения сказать, системы образования. которые не спросясь у человека, берут на себя божественную функцию не только образования, но даже всестороннего и гармоничного развития его личности.

     Ценности  образования должны соответствовать общечеловеческим ценностям. Иное дело их конкретное, даже технологическое (психотехническое) преломление и воплощение.   Опыт показывает, что все реформы сиюминутны, а ценности вечны.

     Говоря  о ценностях образования, необходимо учитывать три "слоя" ценностей:

- это ценности  образования как ценности государственной; 

- как ценности  общественной;

- как ценности  личностной.

    Перечисленные ценности - это своего рода система  координат. Фундаментальные ценности имеют разные источники.  Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план.   В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования.   По-видимому, существует тесная связь между признанием личностноориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их. 

    Система образования, естественно, не безупречна. Сталкиваясь с неисчерпаемостью мира ценностей, мира идеалов, она сама вынуждена доопределять общечеловеческие ценности, ставить цели и искать средства образовательной деятельности.   

    Все выдающиеся педагогические школы и  направления прошлого включали в себя размышления о ценности образования человека. И российская педагогическая школа тому не исключение. Для дореволюционного времени характерно формирование христианских духовных ценностей (религия, Бог, Вера, Совесть, Любовь), а также ценностей общецивилизационного характера (наука, знание, просвещение, культурное наследие).  Так, Лев Николаевич Толстой в Яснополянской школе вводил уроки морали. Для него личностным образцом - педагогическим идеалом - был человек, умеющий трудиться и создавать духовные и материальные ценности.   Можно сказать, что основной ценностью образования в этот период признавались именно личностно-ориентированные ценности.

    Одной из педагогических систем, ориентированных  на государственно-общественные ценности, является система А.С. Макаренко. Его  подход был ориентирован на такую  организацию образовательного процесса, в которой трудовое воспитание занимало ведущее место, как ценности, созидаемой человеком. 

    В настоящее время идею ценностного  подхода связывают с гуманистической  парадигмой образования, для которой  характерны следующие принципы: Равенства, Диалогизма, Сосуществования, Свободы, Соразвития, Единства, Принятия. Реализация гуманитарной парадигмы в образовании предполагает обращение к культурным, общецивилизационным ценностям, ценностям трансцендентного характера и воспроизводство их в новых поколениях.  Понятие гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) означает человечность человека, любовь к людям, коммуникативность социума, уважение к личности. Таким образом, главной ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является человек, личность. Отсюда, образовательный процесс будет пониматься как создание условий для саморазвития, самодвижения конкретной личности .

    Безусловно, существуют общие проблемы, принадлежащие  одновременно разным историческим эпохам, разным культурам, — инвариантные проблемы, которые, по выражению Б. Л. Пастернака, «каждая эпоха получает от прошлого и переадресовывает будущему».  

    Вышеуказанное не означает, что для образования  снимается задача обучения как усвоения суммы знаний и умений. Происходит смещение, перестановка акцентов. Если прежде тип ценностных ориентаций можно было охарактеризовать как технократический, ориентированный на экономическую эффективность и максимальное использование обучающегося в интересах государства,   то гуманистический тип ценностных ориентаций ориентирован на интересы каждого обучающегося как отдельной личности, его самодвижение и саморазвитие, ориентирован на создание условий для реализации им своего потенциала. 

    Система образования становится  главным  субъектом ценностей, целей и  путей их достижения, она перестает  быть объектом воздействия и манипуляций со стороны государства. Поэтому сегодня, как никогда, важно и нужно внимание государства к образованию.

    Таким образом, образование тесно связано  с особенностями человеческого  существования и имеет несколько  разных аксиологических (ценностных) измерений, которые меняются в ходе исторического развития человеческого общества.

    Образование замечательно тем, что в нем всегда сосуществуют, борются, соревнуются  консервативные и динамические составляющие и свойства.   Чувство гражданственности свойственно системе образования не меньше, а скорее всего больше, чем любым другим институтам государства. Образованию больше, чем любым другим частям общества, свойственны широта культурного кругозора, влечение к таким "бесполезным" ценностям, как свобода, добро, знание, понимание, искусство, человеческая мысль... Образование России, культура России - это её достояние и неотъемлемая часть. Пока они живы, будет жива и Россия. 

                 

                  

Литература:

 Зинченко  В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание. - Самара: 1998. - 216 с.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитание в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996.

Ананьев Б. Г. Человек  как предмет познания. Л., 1968.

Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков, 1997.

Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.

Зинченко В. П. От классической к органической психологии // Известия АПСН. 1996. № 1.

Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.

Каган М. С. Философская  теория ценностей. СПб., 1997.

Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное  понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4.

Маслоу А. Новые  рубежи человеческой природы. СПб., 1999.

Михайлов Ф. Т. Философия образования: ее реальность и перспективы // Вопросы философии. 1999. № 8.

Равкин 3. И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. 1995. № 5.

Тоффлер А. Футурошок: Пер. с англ. СПб., 1997.

Философско-педагогические проблемы развития образования

Информация о работе Ценности образования