Цель и современные представления о психологическом консультировании в клиент-ориентированной терапии Роджерса

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Основателем клиент-центрированного подхода в консультировании и психотерапии является Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987), американский психолог, психотерапевт, исследователь, ученый, профессор психологии, президент Национального исследовательского совета Американской психиатрической ассоциации, президент Американской психотерапевтической академии.

Работа содержит 1 файл

роджерс.docx

— 27.23 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Контрольная работа

«Цель и современные представления  о психологическом консультировании в клиент-ориентированной терапии  Роджерса».

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Основателем клиент-центрированного  подхода в консультировании и  психотерапии является Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987), американский психолог, психотерапевт, исследователь, ученый, профессор психологии, президент Национального исследовательского совета Американской психиатрической  ассоциации, президент Американской психотерапевтической академии.      

Этот человек совершил переворот  в понимании того, что такое  психотерапия, что такое взаимодействие терапевта и клиента. В подходе  Роджерса терапевт  перестает быть всеведущим экспертом, который лучше клиента знает, что нужно последнему, который как рентгеном просвечивает его голову и душу, с помощью специальных техник извлекая оттуда ненужное и вредное и вкладывая хорошее и полезное.  

В период работы Роджерс ощутил неудовлетворенность  общепринятыми подходами в психотерапии и занялся развитием собственного подхода. Традиционные, ориентированные  на диагностику, проверку и интерпретацию  методы себя не оправдывали. Собственный  практический опыт в психотерапии нуждался в упорядочении. Сильное влияние на развитие психотерапевтических методов Роджерса оказали Взгляды Отто Ранка. Идеи Роджерса, неожиданно для него самого, не стали квинтэссенцией традиционных принципов, а положили начало новой оригинальной теории. Работа "Counseling and Psychotherapy" (Rogers, 1942) стала попыткой представить новый подход.

В 1951 г. в  книге "Клиент-центрированная терапия" (Client-centered Therapy, Rogers, 1951) были изложены основные концепции с их приложением к игровой терапии (в трактовке Элейн Дорфман), группо-центрированной психотерапии (в трактовке Николаса Хоббса), группо-центрированному лидерству и управлению (в трактовке Томаса Гордона), а также студент-центрированному обучению. Туда же вошла и теория личности и поведения. Позиция Роджерса развивалась и комментировалась во многих докладах и статьях, некоторые из них собраны под одной обложкой в книге "О становлении человека" (On Becoming a Person, Rogers, 1961a).

 

 

Цель  и современные представления  о психологическом консультировании в клиент-ориентированной терапии  Роджерса.

 

Ключевым понятием в теории Роджерса является тенденция к актуализации. (От лат. actualis - деятельный). Роджерс  выдвинул гипотезу, что важнейший  мотив жизни человека - это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней  от природы. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и  страданиями, срывами и падениями, но побудительный мотив настолько  непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря ни на что.

Весь жизненный опыт, с  которым человек имеет дело, автоматически  оценивается на предмет того, содействует  ли он развитию его личности или  препятствует, противоречит актуализации. Этот процесс, часто происходящий на бессознательном уровне, Роджерс  называет организмическим оценочным  процессом, и если бы люди больше могли  доверять своим ощущениям, им было бы легче осознать, движутся ли они  в правильном направлении.

Еще одним важным термином, необходимым для понимания роджеровского  подхода к терапии, является понятие  Я-концепции. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует  и ведет себя определенным образом, нам необходимо понять его внутренний мир. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Например, если молодой человек считает, что  он не умеет общаться с девушками, этот образ самого себя будет руководить им при очередной встрече и  определять застенчивое поведение. Я-концепция по Роджерсу - это сознательное представление о самом себе. Например, Я - добрый, общительный, привлекательный, насмешливый, любящий развлечения  и т.д. Помимо того, как человек  воспринимает самого себя в настоящий  момент, обычно имеются некие идеальные  представления о самом себе, каким  бы он хотел быть: Я-идеальное. Для  Роджерса очень сильный разрыв между  Я-реальным и Я-идеальным означает симптом внутреннего неблагополучия и страдания. 

Целью клиент центрированной терапии является помощь человеку в  приведении его Я-концепции в  большее соответствие с испытываемым опытом и достижение большего самопринятия, что позволит ему в большей  степени реализовать свой природный  потенциал. Решив, что люди обладают способностью к самонаправленному  изменению личности, Роджерс предположил, что при определенных условиях этот процесс пойдет значительно быстрее. Успех терапии определяется качеством  взаимоотношений между сторонами  терапевтического процесса. Эффективный  терапевт проявляет по отношению  к клиенту эмпатию, безусловное  позитивное отношение и строит контакт  на основе искренности. 

Трудно сказать об этом лучше, чем сам Роджерс:

1) Подлинность, искренность  взаимоотношений. "Чем более терапевт  является самим собой в отношении  с клиентом, чем менее он отгорожен  от клиента своим профессиональным  или личностным фасадом, тем  более вероятно, что клиент изменится  и продвинется в конструктивном  ключе."

2) Безусловное позитивное  отношение к клиенту. "Когда  терапевт ощущает позитивную, неосуждающую  и принимающую установку по  отношению к клиенту безотносительно  к тому, кем этот клиент является  в данный момент, терапевтическое  продвижение или изменение более  вероятно. Принятие терапевта предполагает  позволение клиенту быть в  любом его непосредственном переживании  - смущении, обиде, возмущении, страхе, гневе, смелости, любви или гордости. Это бескорыстная забота. Когда  терапевт признает клиента целостно, а не обусловлено, продвижение  вперед более вероятно".

3) Эмпатическое понимание. "Это означает, что терапевт  точно воспринимает чувства, личностные  смыслы, переживаемые клиентом, и  передает это воспринятое понимание  клиенту. В идеальном случае  терапевт так глубоко проникает  во внутренний мир другого,  что может прояснить не только  те смыслы, которые тот осознает, но даже те, что лежат чуть  ниже уровня осознания. Эта  особая, активная разновидность  слушания - одна из самых мощных  известных мне сил, обеспечивающих  изменение.» 

Отношения психотерапевта с  клиентом основаны не на интеллектуальных построениях. Психотерапевт не может  помочь клиенту своими знаниями. Разъяснение  клиенту особенностей его личности и поведения, предписание тех  или иных действий не дают стойких  эффектов. Отношения, способные помочь клиенту, позволяющие ему открыть  в себе способность к изменению  и росту, не имеют когнитивных, интеллектуальных аспектов.

Психотерапевтические отношения  обладают или должны обладать рядом  характеристик. Конечно, ни один психотерапевт  не обладает полным их набором в  их максимальной выраженности. Таким  образом, это скорее желательные  цели или идеальные характеристики.

Принятие. Психотерапевту следует принимать клиента как человека, таким, каков он есть, с его конфликтами и противоречиями, дурными и хорошими сторонами. Такая установка больше, чем просто нейтральное принятие; это позитивное отношение к клиенту как к ценной личности. Сюда также включается симпатия и теплота по отношению к нему. В отношении терапевта к клиенту не содержится оценки, позитивной или негативной. Его принимают безусловно, то есть без всяких условий такого принятия. Психотерапевт выражает безусловное позитивное отношение к клиенту.

Конгруэнтность. Идеального психотерапевта отличает конгруэнтность в терапевтических отношениях. Психотерапевт ведет себя последовательно, это личность интегрированная, целостная; отсутствуют противоречия между тем, каков психотерапевт, и его словами. Он осознает и принимает собственный чувства, готов выразить эти чувства и установки словами или поведением, когда наступит подходящий момент. Психотерапевт - реальная, истинная личность; он не играет роль.

Понимание. Понимание означает, что психотерапевт испытывает "точное, эмпатическое понимание мира клиента, рассматриваемого изнутри. Ощущать личный мир клиента, как если бы это был свой собственный, но без утраты "как если бы" - это и есть эмпатия, имеющая существенное значение для терапии" (Rogers, 1961а, р. 284). Такое понимание позволяет клиенту свободно и глубоко себя исследовать, составить о себе всестороннее представление. Это понимание не предполагает внешнего диагноза или оценки. Полное понимание, конечно же, невозможно, и к счастью, в нем нет необходимости. Желание психотерапевта понять ощущается клиентом как понимание, что позволяет клиенту делать успехи.

Сообщение принятия, конгруэнтности и понимания. Психотерапевту нет смысла быть принимающим, конгруэнтным и понимающим, если клиент не воспринимает его таковым. Таким образом, необходимо, чтобы принятие, конгруэнтность и понимание были сообщены клиенту. Психотерапевт, обладающий этими установками или характеристиками, выразит их естественно и спонтанно различными способами, вербально и невербально. Способы выражения можно считать техниками в узком смысле слова. Такие техники не являются искусственными, насильственными или выученными, это истинное и спонтанное выражение установок психотерапевта.

Отношения, дающие результат. Если психотерапевт обладает описанными выше особенностями и установками хотя бы в минимальной степени и если их удается сообщить клиенту, развивающиеся отношения переживаются клиентом как безопасные, лишенные угрозы, поддерживающие, но не как подпорка. Психотерапевт воспринимается как заслуживающий доверия и последовательный в своем поведении. Это отношения, благоприятные для возникновения изменений. "Если я обладаю описанными установками и другой человек сможет в некоторой степени их испытать, то я уверен в неизбежности изменения и конструктивного личностного развития" (Rogers, 1961a, р. 35).

Техники представляют собой  реализацию философских взглядов и  установок и, следовательно, должны им соответствовать. С переносом  акцента на философию и установки  возникли определенные изменения в  относительной частоте использования  различных техник. Расспрос, ободрение, поощрение, интерпретация, убеждение  и раньше использовались не очень  широко, а теперь используются еще  реже. Вместе с тем постоянно ведется  поиск новых техник для оптимальной  реализации базовых философских  взглядов и установок.

Техники, таким образом, служат способами выражения и коммуникации принятия, уважения, понимания, способами  сообщить клиенту, что психотерапевт  пытается создать внутреннюю систему  координат за счет совместного с  клиентом мышления, чувствования и  исследования. Существует ряд способов установления и поддержания терапевтических  отношений. Техники не могут использоваться осознанно, поскольку это означало бы неискренность, неистинность психотерапевта.

Терапия становится встречей двух людей, двух личностей. В каком бы состоянии  ни находился клиент, как бы ни был  он полон боли, паники, страха, стыда, неверия в себя и свои силы, ожесточенности по отношению к другим людям и  всему миру -   терапевт с уважением и интересом старается постичь его внутренний мир, понять его переживания с позиций самого клиента, исходя из его ценностей и отношения к окружающему. Можно сказать, что терапевт испытывает безусловное положительное внимание к своему клиенту.        При этом терапевт намерен оставаться искренним, не отказываясь от собственных чувств, не прячась под маской профессиональной любезности или отстраненности.      

Если человек действительно  чувствует, что его принимают  без оценок и осуждения, это укрепляет  его способность самому смелее смотреть на себя, свой внутренний мир, осознавать и принимать свои чувства. Он в  большей мере узнает себя, свои мотивы и побуждения, готов более осознанно  и свободно строить свое поведение  и отношения с другими людьми. Это можно назвать движением  к более подлинной жизни, к  тому, чтобы быть самим собой.

 

Заключение

 

Клиент-центрированная терапия  исходит из того, что люди разумны, социализированы, конструктивны и  устремлены вперед, а каждый человек  обладает потенциалом к росту  и самоактуализации. Психотерапия освобождает потенциал и возможности индивида.

Дезадаптированный или страдающий расстройством человек характеризуется  неконгруэнтностью между собственным "Я" и переживаниями, которые  являются угрожающими. Такой индивид  склонен к защитной реакции, отрицанию  или искажению переживаний, которые  не согласуются с Я-концепцией. Психотерапия предлагает отношения, в которых неконгруэнтные переживания могут быть распознаны, выражены, дифференцированы и ассимилированы, то есть интегрированы в "Я". Человек становится более конгруэнтным, менее склонным к защите, более реалистичным и объективным в своем восприятии, более эффективным в решении проблем и более терпимым к другим людям - говоря коротко, психологическая адаптация индивида приближается к оптимуму.

Этот процесс и его  результаты фасилитируются, если психотерапевт  проявляет безусловное позитивное отношение к клиенту, демонстрирует  эмпатическое понимание клиента, и  ему с успехом удается сообщить эти установки клиенту в отношениях, где психотерапевт является конгруэнтным, или подлинным. Терапевтические  отношения характеризуются ослаблением  угрозы, а значит, освобождением  клиента для переживания, выражения  и исследования своих чувств.

 

 

Список использованной литературы:

 

  • Сесил Паттерсон, Эдвард Уоткинс. Теории психотерапии. – Электронный книга.

 


Информация о работе Цель и современные представления о психологическом консультировании в клиент-ориентированной терапии Роджерса