Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 11:13, контрольная работа
Психогенетика - сравнительно новая самостоятельная научная дисциплина. Основной задачей психогенетических исследований является изучение причины происхождения индивидуальных различий и выяснение роли наследственных и средовых факторов, лежащих в основе разительного несходства людей по самым разнообразным характеристикам (скорость реакции, память, успешность обучения, уровень интеллекта и т.д.).
Как и во всех остальных направлениях психологии в психогенетике используются разнообразные экспериментальные методы изучения реакций и поведения, но в случае психогенетических исследований особенно остро стоит вопрос надежности полученных результатов.
Введение………………………………………………………………………...……2
Глава 1.Основы метода близнецовых исследований……………………...……….3
Глава 2.Разновидности близнецового метода……………………………………...9
2.1.Классический близнецовый метод……………………………………....9
2.2. Метод контрольного близнеца……………………………………….…9
2.3.Лронгитюдное близнецовое исследование……………………………..9
2.4. Метод близнецовых семей…………………………………………….…9
2.5.Исследоваание близнецов как пары………………………………..…...10
2.6.Сопоставление близнецов с неблизнецами…………………………….10
2.7. Метод разлученных близнецов………………………………………...10
2.8. Метод частичного разлучения близнецов……………………………..12
Заключение………………………………………………………………….………13
Литература…………………………………………………………………………..14
В
этом случае проводится длительное наблюдение
одних и тех же близнецовых пар. Фактически
это сочетание классического близнецового
метода с лонгитюдным. Широко используется
для изучения влияния средовых и генетических
факторов в развитии.
2.4.Метод близнецовых семей.
Является
сочетанием семейного и близнецового
метода. При этом исследуются члены семей
взрослых близнецовых пар. Дети МЗ близнецов
по генетической конституции являются
как бы детьми одного человека. Метод широко
используется при изучении наследственных
причин ряда заболеваний.
2.5.Исследование близнецов как пары.
Предполагает
исследование специфических близнецовых
эффектов и особенностей внутрипарных
отношений. Используется как вспомогательный
метод для проверки справедливости гипотезы
о равенстве средовых условий для партнеров
МЗ и ДЗ пар.
2.6.Сопоставление близнецов с неблизнецами.
Также вспомогательный метод, позволяющий оценить существенность разницы между близнецами и неблизнецами. Если разница между близнецами и остальными людьми не является значимой, то близнецы и остальные люди относятся к одной генеральной выборке и, следовательно, результаты близнецовых исследований можно распространять на всю популяцию.
Так
было отмечено некоторое отставание членов
близнецовых пар в развитии от одиночнорожденных.
Особенно эта разница заметна в раннем
возрасте. Но сопоставление результатов
исследования членов близнецовых пар,
чей партнер умер в раннем детстве и одиночнорожденных
не выявил существенной разницы в уровне
развития. То есть особенности развития
близнецов обусловлены не столько трудностями
эмбрионального развития, сколько с особенностями
воспитания близнецов как пары (семейные
трудности при рождении близнецов, замкнутость
близнецов в паре и т.п.). Таким образом,
близнецы несколько отличаются от всей
популяции, но с возрастом эта разница
заметно сглаживается и близнецы по большей
части становятся сопоставимы с остальной
популяцией.
2.7.Метод разлученных близнецов.
Из-за особенностей развития ДЗ и МЗ пар близнецов классический близнецовый метод и его разновидности принято считать “нежесткими” экспериментами: в них невозможно однозначно разделить влияние генетических и средовых факторов, так как в силу ряда причин условия развития близнецов по целому ряду причин оказываются несопоставимыми.
Поэтому эксперименты проведенные по вышеприведенным схемам требуют дополнительной верификации. Она может быть двух видов. Во-первых, можно проверить гипотезу о сходстве среды МЗ и ДЗ близнецов, то есть доказать, что на исследуемую характеристику не влияют различия в среде МЗ и ДЗ близнецов. Но подобная проверка весьма трудна и обладает невысокой надежностью.
Во-вторых, данные исследований можно сопоставить с результатами исследований по “жестким” схемам, которые позволяют точно отделить влияние средовых факторов от генетических. Одним из таких методов и является метод разлученных близнецов.
В
этом методе проводится внутрипарное
сравнение близнецов, разлученных в раннем
возрасте. Если МЗ близнецы были разлучены
подобным образом и росли в разных условиях,
то все их сходство должно быть определено
их генной идентичностью, а различия -
влиянием средовых факторов (см. Рис. 2).
а) Монозиготные близнецы
б) Дизиготные близнецы
Рис.
2 Генетические и средовые факторы, определяющие
сходство разлученных близнецов.
2.8.Метод частично разлученных близнецов.
Этот метод состоит в сравнении внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов, живущих какое-то время врозь.
В
этих исследованиях также можно определить
в какой степени справедлив постулат о
равенстве сред МЗ и ДЗ близнецов. Так,
если МЗ близнецы живущие отдельно становятся
все менее схожи друг с другом по некой
психологической характеристике, а ДЗ
близнецы, живущие врозь, не отличаются
по внутрипарному сходству от вместе живущих
ДЗ близнецов, то можно сделать вывод,
что средовые условия МЗ и ДЗ неравноценны,
а выводы о наследуемости изучаемой характеристики
завышают показатель наследуемости этой
характеристики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Близнецовый
метод и его разновидности является одним
из немногих экспериментальных методов
исследования влияния среды и генотипа
на психологические характеристики. Как
и все остальные экспериментальные методы
психогенетики (семейный метод, метод
приемных детей, анализ родословных), он
не является методом, позволяющим с полной
уверенностью разделить влияние генотипа
и среды на исследуемые характеристики.
Исключением является метод разлученных
близнецов, но по вполне понятным причинам
его использование на практике весьма
ограничено. Поэтому, как и при использовании
других экспериментальных схем, следует
с определенной осторожностью подходить
к интерпретации экспериментальных данных
полученных близнецовым методом и проводить
верификацию полученных данных всеми
возможными способами, например путем
сравнения с данными, полученными другими
методами.
Зырянова Н., Пьянкова С. Близнецовая семья. Социальная работа. 1993 г. №7.
Зырянова Н., Пьянкова С. Нужно время, чтобы их полюбить. Семья и школа, 1993 г., № 7.
Зырянова Н., Пьянкова С. Двое и другие. Семья и школа, 1993 г., № 8.
Зырянова Н., Пьянкова С. Близнецы идут в школу. Семья и школа, 1993 г., №9.
Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. /Под ред. И. В. Равич-Щербо. М.: Педагогика. 1988. 329 с.
Семенов В. К проблеме применения близнецового метода в психологии. //Вопросы психологии. 1980. Т. 2, с.166-171.
Ушаков Г. Особенности развития близнецов. М.:Медицина, 1977.
Фридрих В. Близнецы.
М., Прогресс, 1985